Как общаться с командой после карантина: 10 неминуемых ошибок или каким образом обнулить продуктивность
Приветствую! Меня зовут Дарья Масленникова и я нейропсихолог, методолог развивающих сред школы MASS CODE, работаю с управленческими командами, помогаю коллективам выйти из дисфункциональных состояний; результат — ясность в смыслах, в приоритетах, консенсус, восхваляемая эффективность.
Специально для вас краткий обзор неприятностей корпоративной коммуникации, в которые вы влипнете, хотя скорее всего уже влипли (считайте плюсики по ходу прочтения, сверимся в конце). Конечно, соблазн ограничиться только негативом велик, но во имя гуманизма к каждой оплошности приведу решение;)
Неприятность №1. «Давайте не будем/забудем о вирусе»
Переключение на другой вопрос и отрицание происходящего не даёт ясности и не снижает тревогу. Снижает тревогу ясность или движение к ней.
Правильно: "Давайте сверим видение: как ситуация коснулась нас и нашего дела? Какие коррективы внесем? План а)., план б)., план в)".
Неприятность №2. «Возьмите себя в руки!»
Помните: дисфункциональные состояния не снимаются усилием воли, а только усугубляются — беспричинная усталость, апатия или взвинченность, рассеянность. Только озвученные проблемы могут быть решены. Возможности коллектива больше, чем кажется.
Правильно: В команде сообщите/поделитесь, есть ли дестабилизирующие факторы.
Неприятность №3. «Да, у всех сложная ситуация, но мы же держимся!»
Правильно: Опросите членов команды, есть ли источники напряжения. Окажите помощь тем, кому она нужна, поделитесь контактами специалистов/секретами поддержания ресурсного состояния — методика быстрого мониторинга.
Неприятность №4. «Откуда я знаю?! Информация об обстановке в мире открыта...»
Важна не просто исходная информация, а интерпретация. Что это значит именно для вашей команды, бизнеса.
Правильно: "(В ответ на вопрос): сложно прогнозировать точно, но давайте предположим вместе, по каким сценариям может развиваться ситуация…"
Неприятность №5. Приступить к делу, пропустив стадию формирования новых правил общения в новых условиях
Конечно, дело прежде всего, но требуется настройка: новые правила, новые роли, новая организация коммуникации.
Правильно: "Давайте договоримся, как нам выстроить коммуникацию продуктивно" – дискуссия, принятие решений, протокол.
Неприятность №6. Психогигиена – личное дело каждого
А вот и нет.
Неприятность №7. Совещания нон-стоп
И снова напоминания: монотонность нагрузки – один из самых коварных факторов дисфункционального состояния(!)
Правильно: Заявляйте и организуйте перерывы и смену деятельности.
Неприятность №8. Воспринимать на слух информацию
Мы привыкли к доскам, флипчартам, бумажкам и даже к жестикуляции. Нужна наглядность.
Правильно: Смотрите инструменты фасилитации или рисуйте, демонстрируя экран.
Неприятность №9. «…Это ещё что, по сравнению с 90-ми ерунда!»
"Это еще что..." – формула обесценивания; если вы еще не читали о пассивной агрессии, самое время.
Да, были трудные времена, но именно таких не было. С точки зрения нагрузки на нервную систему текущая ситуация для большинсва труднопереносимая.
Правильно: Сообщите/поделитесь, есть ли дестабилизирующие факторы.
Неприятность №10. «Я требую от вас максимальной отдачи» и вариации
Заторможенность и апатия – распространённые реакции. Да, карантин снят, но смотрите п. 3.
Правильно:
К результатам обзора (время посчитать наши плюсы):
10/10 - Бинго! Вы знатный уничтожитель команд. Вот только зачем?
от 5 до 9 - Поздравляю! Есть шанс выйти из деструктивных сценариев!
4 и меньше - либо вы очень чуткий человек (Здорово! Но стоит почитать про эмоциональное выгорание) , либо просто не отдаете себе отчета в том, как выстраиваете коммуникацию (читайте Наталию Кедрову: "Азбука эмоций" <не шучу>).
Повторюсь: эти ошибки неизбежны, это штампы, которые мы используем неосознанно. Теперь вы знаете, какие фразы ведут к деструктивным сценариям и у вас есть выбор.
Пусть все будут здоровы, пусть психика приходит в норму.
С уважением,
нейропсихолог, методолог развивающих сред
Дарья Масленникова