{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как перезапустить бизнес устойчиво

Жизнь компаний после карантина: неустойчивые эмоции и устойчивое развитие.

Я эко-френдли агент в All Good, занимаюсь устойчивым развитием для бизнеса. Когда начался карантин, мы хотели поддержать клиентов и провели несколько вебинаров об удаленной работе и сокращении издержек, стараясь осветить возможности бизнеса в рамках этого кризиса. Теперь ограничения снимаются, и мы совместно с голландским экспертом подводим итог всему, чему научились за это время.

Статью решили написать почти месяц назад, и чтобы сделать ее более полной, я привлекла своего знакомого эксперта и друга — доктора Йоханнеса Другхаага. В Голландии его знают как JD.

Йоханнес Другхааг (Dr. ir Johannes Drooghaag)
доктор экономических наук из Голландии, бизнес-коуч и эксперт по эмоциональным компетенциям в бизнесе

Я хотела проконсультироваться с JD о том, как устойчивое развитие может помочь справиться с кризисом, но в итоге мы стали говорить даже не об экономике, а об эмоциях. Это неудивительно: этот кризис не такой, как другие. Он начался не из-за курсов валют и политических событий, а из-за непонятной болезни и всеобщей паники. Когда сводки новостей начинаются с многотысячного прироста заболевших, а в магазинах люди обходят друг друга за полтора метра, сложно остаться эмоционально нейтральным, даже если вы — топ-менеджер или собственник крупной компании.

Привожу цитату своего коллеги с его разрешения.

“На коронавирус все реагируют по-разному. Некоторые воспринимают ситуацию слишком драматично, некоторые — недостаточно серьезно. Все это обусловлено нашими эмоциями и, в гораздо меньшей степени, нашим пониманием, и это то, чем мы должны научиться управлять. Наши предприятия будут работать иначе, чем в прошлом. Наши команды будут работать иначе, чем в прошлом. Ничто не будет работать как раньше, и эмоции не только будут играть гораздо большую роль в нашей деловой жизни, они также будут прямо и косвенно влиять на успех нашего бизнеса.

Как тренер по эмоциональной компетентности, я могу дать вам следующие советы:

1. Сделайте глубокий вдох!

Не как символический жест, а действительно глубоко вдохните. Риск чрезмерной или недостаточной реакции при стрессе очень высок. Короткая пауза для обдумывания помогает избежать эмоциональных реакций, о которых вы позже пожалеете, и дает вам возможность обдумать свои действия.

2. Помните, что мы все в одной лодке.

Клиент, который кажется вам неразумным, скорее всего, сталкивается с теми же проблемами, что и вы, просто реагирует по-другому в данный момент. Попробуйте разрядить ситуацию, проявите понимание. И не забудьте сделать глубокий вдох!

3. Давайте и берите.

Если вы готовы помогать другим в сложной ситуации, вы рискуете сделать для других намного больше, чем они делают для вас, и в кризисные времена этот риск возрастает в геометрической прогрессии. Продолжайте делать то, что заставляет вас чувствовать себя хорошо, но соблюдайте баланс. Запомните, что говорить “нет” — нормально. Помощь другим никогда не должна идти в ущерб вашему благополучию! И не забудьте сделать глубокий вдох!

4. Невозможно всегда побеждать.

Независимо от того, насколько вы хороши в своем деле, у вас будут разочарования и ситуации, с которыми вы не сможете справиться. Пандемия и ее влияние на всех вокруг делает такие ситуации более частыми, они оказывают на нас большее эмоциональное воздействие. Учитесь думать, как спортсмен. Вы не можете попадать в цель каждый раз, когда делаете бросок. Ваш день придет. Вы выиграете в финале Лиги Чемпионов: просто научитесь принимать, что вы не будете выигрывать в нем каждый день.

5. Всегда есть следующий день!

Это важный урок, который я получил от своей матери. Она знала, что я всегда пытался сделать все, что нужно, и ожидал от других, что все будет сделано. Но в жизни нельзя успеть все, независимо от того, как сильно мы стараемся. Неправильные ожидания ломают ваш настрой. У вас достаточно препятствий без того, чтобы вы сами ставили себе палки в колеса. Относитесь к важным делам, как к коробке конфет. Вы не съедите все сразу (по крайней мере, я на это надеюсь), но вкусом конфет можно по-настоящему наслаждаться, когда вы берете одну и оставляете остальное на завтра, верно?

6. Вы не одиноки!

Верите или нет, большинство людей, которые сталкиваются с проблемами, забывают, что они не одиноки. Всегда есть друзья, которые могут поднять вам настроение. Есть опытные эксперты, которые могут посоветовать, как справиться с ситуацией. Торговые палаты, правительственные учреждения, волонтеры и, конечно, Интернет. Позвольте поделиться с вами секретом: проблема не в отсутствии руки помощи. Проблема в том, что (почти) всегда вам не хватает смелости признать, что вам нужна помощь. Мне регулярно нужна помощь, и я научился это признавать. Вы тоже так можете? О, и не забудьте сделать глубокий вдох!


И все советы в мире не уберегут вас от того, что однажды вы проснетесь и осознаете, что совершили ошибку или отреагировали не так, как хотели, и теперь сожалеете. Не позволяйте этому себя есть. Начните с признания своей ошибки и подумайте о том, почему вы ее совершили. Внесите необходимые улучшения. Или позвоните человеку, на которого повлияла ваша реакция, и попросите прощения. Последнее, что вам нужно, — это нести с собой большую кучу сожалений.

Йоханнес Другхааг (Dr. ir Johannes Drooghaag), доктор экономических наук из Голландии, бизнес-коуч и эксперт по эмоциональным компетенциям в бизнесе

Только убедившись в собственной эмоциональной устойчивости в этот период, вы можете приступать к разработке стратегии преодоления кризиса для вашего бизнеса.

Компаниям сейчас необходимы долгосрочные стратегии, несмотря на нестабильность ситуации, или даже в силу этой нестабильности. И на этом фоне самое время использовать принципы устойчивого развития. Концепция устойчивого развития разрабатывалась с конца прошлого века, а в 2015 году Организация Объединённых Наций определила 17 целей устойчивого развития, достижение которых позволит человечеству развиваться на Планете в мире, благополучии и не вредя окружающей среде. В достижении этих целей участвуют не только главы государств, но и представители бизнеса любого уровня. Каждая компания и каждый человек на Земле может сделать свой вклад.

Устойчивые компании, проявляющие заботу о природе и о сотрудниках, не просто являются источниками прибыли, но несут ценность для всего общества. У них есть лояльная клиентская база, они хорошо смотрятся в СМИ, им доверяют партнеры — то есть, у них имеется значительный нематериальный актив в виде социального капитала. Еще в 2011-м году исследование McKinsey показало, что устойчивые компании эффективнее создают ценность и управляют рисками. А в 2020-м в условиях экономической и эмоциональной нестабильности рынка, устойчивые компании будут привлекать потребителей и стратегически важных партнеров на психологическом уровне и за счёт этого получат больше шансов пережить кризис.

Мое собственное видение и советы.

Первое, что нужно сделать, — это отступить на шаг назад и посмотреть на свой бизнес, каким он был в апреле и мае. Среди всех потрясений разглядите хотя бы маленькую позитивную сторону. Какие новые знания приобрели сотрудники, когда перешли на удаленную работу? Какая была экономия от сокращения издержек на содержание вашего офиса?

В обычное время, оптимизируя потребление ресурсов в своем офисе, наши клиенты экономят существенные суммы. Офис малого бизнеса может сэкономить сотни тысяч рублей в год, бизнес-центр — миллионы рублей — и это без учета перевода сотрудников на удаленную работу. Когда карантин только начался, мы подсчитали, что компания из 10 человек может организовать свою работу на 37% экономичнее, если откажется от офиса и ограничится встречами с клиентами в коворкингах. По последним исследованиям, больше половины российских компаний готовы сохранить режим удаленной работы для части сотрудников, а 15% — полностью перейти на формат распределенной команды. Это и экономично, и хорошо для окружающей среды. Сокращаются издержки, снижаются транспортные выбросы. По нашим подсчетам, экономя на содержании офиса 560.000 рублей, вы можете сократить свой экослед на 116 деревьев в год.

Вторая большая зона для экономии денег и природных ресурсов — документооборот. Когда прошлой осенью мы проводили лекции про безбумажный офис, нам часто говорили, что сложно обучить сотрудников "старой закалки" пользоваться электронной подписью и облачными сервисами. Сейчас этому научились почти все, и этот импульс нужно сохранить и закрепить в стратегии устойчивого развития своего бизнеса. Технологии помогают спасать от вырубки леса нашей Планеты, и если использовать их для оптимизации процессов, они также окупаются для бизнеса.

Третий важный момент. Нужно использовать возможности тех отраслей, которые как раз развиваются в связи с периодом изоляции: прежде всего, это онлайн-курсы и службы доставок. Есть бизнесы, которые сейчас хорошо работают, и можно с ними сотрудничать. Им нужны партнеры, субподрядчики, дистрибьюторы. Если ваша компания имеет какую-либо возможность диверсификации в находящиеся на подъеме сферы, пользуйтесь этой возможностью. Кстати, партнерство в интересах устойчивого развития является целью №17 в повестке ООН и также принесет вам репутацию социально ответственной компании.

Отдельного упоминания заслуживает шеринговая экономика: от каршеринга до аренды оборудования. Когда денег немного, легче не покупать свое, а заплатить за кратковременное использование. Этим правилом может пользоваться и частное лицо, и бизнес, и это также хорошо для окружающей среды. Произведенные блага используются по максимуму, и для удовлетворения всего объема спроса требуется меньше производственных мощностей и меньше затрат природных ресурсов. Природе дышится легче, когда десять человек пользуются одним автомобилем, а не десятью. И можно предположить, что в этой сфере еще не исчерпаны бизнес-идеи из разряда Airbnb и Uber.

Наконец, экономика замкнутого цикла. С её принципами теперь следует ознакомиться не только международным корпорациям, но и каждому маленькому предприятию. Возможности повторного использования ресурсов предлагают огромный нераскрытый потенциал экономии, и те компании, которые освоят их раньше и лучше конкурентов, получат долгосрочное стратегическое преимущество в условиях, когда традиционные бизнес-модели пребывают в глубоком кризисе.

Наталия Сонина, основатель агентства All Good, занимающегося консалтингом в области устойчивого развития и экологизации бизнеса

Коронавирус бросил экономике тяжелый вызов: ограничения, конфликты, срывы договоренностей, нервные срывы. Только время покажет, удастся ли топ-менеджерам и предпринимателям восстановить работу своих компаний, основываясь на принципах устойчивого развития. Мы установили, что такая возможность есть, и надеемся, что множество компаний вернется к работе, интегрировав в свою долгосрочную стратегию новые ценности заботы о природе и обществе.

Если у Вас остались вопросы или интересные мысли по теме этой статьи, вы можете прочитать ее альтернативную редакцию на нашем сайте или оставить комментарии здесь.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда