Карьера
ProductStar
203

Как посмотреть на свой продукт со всех сторон и донести идею до команды с помощью Product Vision?

В закладки

Иногда продакт-менеджеру не удается донести до команды представление о продукте: для кого он создается, какие проблемы решает, каким функционалом обладает, чем отличается от конкурентов и т.п.

Достигнуть поставленные цели без общего понимания невозможно. Поэтому продакты используют Product Vision — понятное представление продукта для всей команды. Из этой статьи вы узнаете, что такое видение продукта, как его можно сделать и внедрить в рабочий процесс.

Что такое Product Vision

До сих пор никто не дал четкого определения для Product Vision. Даже на западных форумах продолжаются споры между предприниматели и продактами. Некоторые вообще путают это понятие с Product Mission. Давайте рассмотрим несколько основных определений, которые чаще всего встречаются в рунете:

  1. Видение продукта — цель и причина создания. Какие боли и проблемы потенциальной аудитории решает продукт. Определение коррелирует с миссией компании.
  2. Видение продукта — краткая концепция. Ее используют в качестве ориентирования и мотивации во время работы. Команда и стейкхолдеры используют Product Vision, чтобы принимать верные решения.
  3. Видение продукта — описание конкретной точки, в которой продукт должен оказаться спустя какое-то время.
  4. Видение продукта — краткое описание текущего положения продукта среди конкурентов, ценностного предложения, рынка, потребителей, конкурентов и т.п.

Это лишь некоторые варианты, самые распространенные. Если посетить популярные форумы продактов, можно еще 5-7 штук найти. И все-таки Product Vision не должен коррелировать с миссией, о которой компании рассказывают везде.

Видение — внутреннее понимание целевого состояния продукта, используемое командой и стейкхолдерами для развития и правильного использования доступных ресурсов. Видение — ориентир, куда нужно прийти по окончанию работы.

Product Vision динамичнее миссии и может меняться вслед за изменениями окружающего мира (что вполне логично). Видение должно быть у каждого продукта, иначе получается ходьба вслепую без ориентира.

Как использовать Product Vision в работе

Product Vision выполняет несколько задач. Во-первых, помогает команде выполнять «полезную» работу и приближаться к намеченной цели. Во-вторых, корректирует маркетинговые стратегии с целью достичь максимальной эффективности (т.е. продаж).

Видение продукта разрабатывают на начальных этапах планирования. В дальнейшем его используют для определения приоритетов бэклога и ежедневного принятия решений. Product Vision можно описать как один из инструментов приоритезации: ориентируясь на него, команда понимает, какие задачи выполнять в первую очередь, а какие оставить на потом.

В эффективном Product Vision четко описывают целевую аудиторию будущего продукта (кто будет потребителем) и отвечают на вопрос, почему вообще решили заняться реализацией.

Не менее важно подробно описать преимущества, почему целевая аудитория должна стать клиентами (или рассказать о болях и проблемах, которые решает продукт). Не зацикливайтесь на характеристиках. Описывайте преимущества так, чтобы потенциальный потребитель почувствовал, что это именно то, что он так давно искал.

Найдите тонкую грань конкретики. Если описать преимущества слишком точно, можно заинтересовать только узкий круг лиц.

И конечно, нельзя забывать про конкурентные преимущества. Вы и вся команда еще до начала фактической разработки должны понимать превосходства над основными конкурентами.

Разработка Product Vision — не такой уж и легкий процесс, как может показаться сначала. Но зато видение помогает продакту и команде создать крутой продукт, который решает реальные проблемы целевой аудитории.

Шаблоны и примеры Product Vision

Для упрощения разработки видения продукта специалисты разработали шаблон Product Vision. Он включает в себя необходимые блоки, которые нужно дополнить информацией о своем продукте:

Для (ключевой пользователь)

Который (обозначение проблемы или возможности)

(Название продукта) это (категория продукта)

Который (ключевое преимущество, убедительная причина для покупки)

В отличие от (ключевой прямой конкурент)

Наш продукт (обозначение ключевого отличия)

Это оптимальный вариант для начинающих, кто хочет создать первые видения. Простой пример:

Для индивидуальных предпринимателей, которые хотят сделать недорогую, но привлекательную email-рассылку для своих клиентов. «Современная почта» — это веб-сервис, в котором любой предприниматель без опыта может на основе шаблонов создать современную рассылку с высоким open rate. В отличие от зарубежного конкурента MailChimp, наш продукт ориентирован на российских предпринимателей и обходится гораздо дешевле.

Или еще:

Для начинающих продактов, которые хотят получить базовые знания о профессии. «ProductStar» — современная онлайн-школа менеджеров продукта, в которой актуальные знания может получить любой желающий. В отличие от Школы N мы ориентируемся на предоставление «свежих» знаний от практикующих специалистов по минимальной цене.

Можете использовать структуру Джеффри Мура, которую он предложил в 2006 году в книге «Преодоление пропасти»:

  • Для (целевого клиента), который (заявление о необходимости или возможности), (название продукта) является (категория продукта), что (ключевая выгода, причина для покупки).
  • В отличие от (первичной конкурентной альтернативы), наш продукт (утверждение первичной дифференциации).

По такой схеме он писал заявления о позиционировании. Но как показывает практика, формат подходит для создания видения продукта.

Вот пример:

Для начинающего специалиста, который хочет построить хорошую карьеру, ProductStar — отличный вариант получения начального образования и старта карьеры вне зависимости от места проживания.

В отличие от Школы N, ProductStar приглашает практикующих специалистов, дающих актуальные знания о профессии.

На самом деле сегодня в российском интернете есть много шаблонов Product Vision, но эти самые популярные и чаще других используются специалистами. Они просты и удобны, позволяют быстро подготовить хорошее видение продукта.

Но при этом вы загоняете себя в определенные рамки. Сделать лишнее движение в сторону не получится, иначе шаблон сломается и тогда хороший результат не гарантирован. Поэтому решайте сами: составлять Product Vision с нуля или использовать шаблон.

Как создать хороший Product Vision

Использование шаблонов не гарантирует получение хорошего Product Vision. Сначала соберите важные данные, нужные для составления видения продукта:

  • кто ваш клиент;
  • что нужно вашему клиенту;
  • какова текущая ситуация на рынке;
  • какова ваша конкурентоспособность в целевых областях.

Для сбора этой информации проведите исследования рынка и анализ конкурентов.

У начинающих специалистов редко получается подготовить видение продукта с первого раза. Как правило, первый вариант — черновой, второй — отредактированный и только третий — итоговый. Советуем проводить разработку Product Vision на общем совещании команды, чтобы не упустить важные детали.

Вот еще несколько советов от опытных продактов, как сделать видение продукта эффективным:

  • Мотивируйте команду на достижение целей. Грамотный Product Vision дает четкие ориентиры для команды. Абстрактные цели не подойдут, они должны быть понятными и осязаемыми. Тогда вся команда покажет максимальную эффективность и никто не спросит, почему приходится работать с раннего утра до позднего вечера. Все сотрудники сами будут хотеть этого.
  • Не усложняйте, делайте видение простым. Четко пропишите в Product Vision, что делать разработчикам, а чего нет. Это должна быть инструкция, по которой команда сможет работать без вас.
  • Создайте ценность для компании. Видение продукта должно не только удовлетворять ваши потребности, но и создавать дополнительную ценность для организации (особенно если планируете получать финансирование и поддержку). Впоследствии продавать продукт будет проще, если видение направлено на поддержку целей компании.

Как заставить Product Vision работать

Не меняйте видение продукта слишком часто, особенно если рынок и конкуренты существуют без перемен. Тогда оно будет приносить пользу в течение нескольких лет. Но это возможно в случае с Product Vision, основанном на потребностях, которые удовлетворят и порадуют целевую аудиторию.

Иногда прибегают к созданию особенных видений для достижения краткосрочных целей. Как правило, его больше конкретизируют и затачивают под определенную задачу. Важно, чтобы краткосрочный Product Vision был тесно связан с долгосрочным, иначе эффективность будет минимальной.

Есть несколько способов внедрить видение продукта в работу команды:

  • Сделайте физический вариант Product Vision. Распечатайте большой плакат и передайте команде. Если над созданием продукта трудится несколько коллективов, сделайте по одному экземпляру на каждый.
  • Включите видение продукта в рабочий процесс. Убедитесь, что оно включено в цели продукта и выпуска.
  • Взаимодействуйте с документом при составлении краткосрочных спринтов. Со временем видение станет частью вас, всегда будет в голове и станет направлять в работе.

Правильный Product Vision направляет команду, помогает в выполнении задач и достижении целей. Поначалу кажется, что сделать видение продукта несложно. На самом деле требуется немало времени, чтобы получить хороший результат. Используйте шаблоны, данные в статье, для упрощения задачи. Но не бойтесь вносить правки и экспериментировать — только так можно добиться успеха!

Ещё больше о Product Vision вы можете узнать на нашем годовом курсе «Профессия: Продакт» 👉 Узнать подробности!

Обучение продуктовому менеджменту от ведущих практиков и «играющих тренеров» — делимся опытом сами, зовём крутых спикеров. До скорых встреч!
{ "author_name": "ProductStar", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 147845, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 14 Aug 2020 12:35:11 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Комментарии

null