{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Опыт участия в лидерской программе от российской компании для недавних выпускников ВУЗов

Читаю уже много лет данное издание. И вот моя проба пера.

Зачем же я решил написать эту статью? На мой взгляд, довольно мало можно найти полных описаний и отзывов о лидерских программах. Поэтому хочу поделиться своим мнением о таком популярном явлении в современных российских и международных корпорациях, как лидерские программы. Надеюсь, мой отзыв поможет недавним студентам при выборе дальнейшего пути.

Кратко о себе

Хочу пару строк рассказать о себе, чтобы была понятна степень моего начального понимания лидерских программ, и для кого я пишу. Тем, кто с первых курсов уже активно участвует в стажировках, часть материала и выводов может быть очевидна.

На момент завершения шестого курса в 2019 году я был студентом Санкт-Петербургского политехнического университета, который успел поучаствовать в различных студенческих программах и обществах, таких как студенческие отряды, профком, Work and Travel, AEGEE, ISWiB, кейс-чемпионаты и др. Организовывал в том числе ряд мероприятий в университете, в студенческих отрядах, участвовал в грантовых конкурсах и т.д. Непосредственного опыта стажировок в крупных компаниях у меня не было. Но было большое желание попасть на лидерскую программу, чтобы поработать в разных отделах крупной компании и получше определиться с дальнейшим карьерным путём на базе собственного опыта.

Общая суть данных программ

На самом деле в разных компаниях под этим термином подразумеваются совершенно разные по формату программы: где-то это специализированные курсы по целевым направлениям (например, продажам), где-то —специальные курсы для перспективных сотрудников (HiPo — от англ. High Potential), где-то — программы для недавних выпускников университетов с целью по прошествии нескольких лет предложить руководящую должность. Я буду вести повествование про последний вариант.

Многие компании проводят подобные программы: Свеза, Северсталь, Coca-Cola, British American Tobacco, Балтика и др. Подразумевается, что осуществляется отбор небольшого количества участников из нескольких сотен/тысяч кандидатов для дальнейшего трудоустройства с зарплатой выше рынка и ведения проектной деятельности в выделенных функциях. Стандартная продолжительность программы составляет 2-3 года.

Как всё начиналось

Примерно в феврале-марте я увидел рекламу от всем известного сервиса Changellenge о наборе на лидерскую программу в неизвестную мне компанию Свеза. Затем я изучил поподробнее, и меня заинтересовала компания, связанная с лесной отраслью, так как, на мой взгляд, за этим будущее, а также тем, что офис находился в родном для меня Санкт-Петербурге (да, тут многие могут сказать, что надо быть готовым к постоянным релокациям, я не против, но всё равно для меня это был плюс). После изучения я решил записаться, чтобы проверить свои силы и посмотреть, до какого этапа я пройду. Первоначальный скрининг резюме я прошёл вполне успешно и перешел к дальнейшим шагам.

В целом, можно выделить следующие этапы.

  • Скрининг резюме
  • Собеседование с представителем Changellenge о заинтересованности
  • Тест на анализ числовой и вербальной информации
  • Ассессмент
  • Финальное собеседование

Скрининг резюме

Здесь всё довольно просто. Часто смотрят на активность недавних выпускников — это могут быть стажировки, волонтерские активности, участие в студенческих сообществах. Старайтесь также отразить достигнутые вами конкретные результаты. Это очень ценится. Также довольно часто при скрининге обращают внимание на средний балл (желательно иметь выше 4,5). Хотя, раньше мы отовсюду слышали, что он особо никому не нужен, когда поступали в далёком 2013 году.

Тест на анализ числовой и вербальной информации

Здесь могу пожелать лишь быть внимательными и сосредоточенными :)

Ассессмент

Это уже финальная часть, когда отбираются топ-32 участника (в нашем случае), которые приезжают, чтобы вместе решить кейсы и провести успешные переговоры. Здесь вам важно показать навыки общения с людьми, умение предложить хорошую идею и продать её команде, а также показать, почему объективно она полезна.

Финальное собеседование

Финальное собеседование у нас уже проходило по скайпу. У меня была забавная ситуация, потому что именно в этот день я уехал из Братиславы в Вену на день. И было очень сложно найти тихое место с Wi-Fi, поэтому пришлось сесть в попсовом Старбаксе с музыкой и общаться с директорами уже оттуда, что для меня, как недавнего студента, было немного волнующе. Но по итогу я объяснил ситуацию, а также мои ответы понравились. Поэтому мне предложили финальный оффер. Хотя, конечно, это всё было очень неожиданно :)

Первые рабочие дни

3 сентября мы приступили к работе и первый общий мини-проект по диагностике текущих инструментов бережливого производства. В первый месяц мы смогли посетить производство на Усть-Ижоре, где нас познакомили с полным производственным процессом изготовления фанеры.

Так выглядит бассейн, где проваривается кряж определенное время для готовности к производству

Затем каждый из нас съездил в командировку в один из городов для проведения оценки уровня развития текущих инструментов производственной системы (бизнес-системы) уже площадке. Я выбрал самый дальний город на востоке, где у нас есть комбинат — Тюмень. Было довольно интересно посмотреть, как он разросся, а также музей города с выставкой, посвященной Борису Щербине. Могу отметить, что был приятно удивлён качеством дорожного покрытия в городе.

А так бассейн уже выглядит в зимней Тюмени. Можно понять температурный контраст по количеству пара :)

Дальнейшие проекты

Потом уже мы получили личные проекты, которыми занимались первые полгода. У меня совместно с другим участником был проект по развитию общей системы управления инновационными проектами. Также поучаствовал в улучшении бизнес-процессов и тестировании доработок раздела внутреннего сайта.

Затем уже начался второй проект по созданию сайта для определённых задач, где я собирал требования и проводил процедуру поиска подрядчиков и закупки.

Оценочный день

Здесь хочу пояснить про основные условия программы. Они заключаются в том, что у нас подписывается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут раз в полгода по итогу оценочных дней. По сути оценочный день — это встреча, когда мы презентуем наши результаты стейкхолдерам и директорам за прошедшие полгода, рассказываем о дальнейших планах развития. На ней принимаются решения о том, чтобы оставить участника или убрать из программы. Я прошёл первый оценочный день, но по итогам второго мы с компанией разошлись по ряду причин. И теперь на базе своего опыта я решил написать статью, так как считаю, что она может быть полезна будущим участникам лидерских программ.

Выводы из программы

По итогу для себя считаю лидерскую программу очень важным и ценным этапом, за что благодарен её организаторам, поскольку для недавнего студента — это отличная возможность попробовать себя в разных ипостасиях и понять, как работает крупный устоявшийся бизнес. Но при поступлении на данные программы тоже очень важно понимать ряд моментов, которые я привожу ниже.

  • При выборе компании рассматривайте ту отрасль, в которой хотите работать дальше. Хоть и кажется изначально, что можно работать на менеджерских позициях в разных отраслях, но везде есть своя специфика.
  • Выстраивайте сами карьерный путь. Студенту может казаться, что в программе можно поработать в разных департаментах и потом уже в конце определиться. Это не совсем так :) От вас будут ждать на ранних этапах понимания своего дальнейшего развития.
  • Не ожидайте, что поступление на программу — уже достаточное достижение и дальше всё будет идти по плану. Бизнес всегда развивается неожиданно. И часто вас ждёт множество изменений, даже могут меняться руководители и стейкхолдеры, поэтому старайтесь сразу понять основные для вас функции и проекты, которые помогут развить необходимые навыки.
  • При работе с проектами, конечно, ценится проявление инициативы, но учитывайте потребности бизнеса и ваших основных заказчиков. Не стоит пытаться сразу ввязаться в несколько проектов, поскольку изначально может казаться, что вроде всё легко. Но только при погружении в проект приходит осознание, что на многие вещи требуется значительно больше времени. И тогда остаётся либо работать с утра до ночи, что может привести к выгоранию, либо иметь проблемы с дедлайнами. И помните, что в проект войти очень легко, но потом очень сложно выйти.
  • Работайте с ожиданиями внутренних клиентов. И воспринимайте ваших коллег как клиентов, поскольку только такой подход научит вас мыслить потребностями заказчиков.
  • Старайтесь сразу понять основную потребность заказчика. Есть большой соблазн решить, что вы и так знаете, как сделать лучше, или сосредоточиться на инструменте, хотя, возможно, в данный момент в нём может и не быть потребности. По этому вопросу есть полезный материал.
  • При подготовке к лидерским программам изучите хотя бы основы Waterfall и AGILE подходов, также желательно знать финансовые термины типа EBITDA, ROI etc. Кроме того, очень ценится различный опыт, который вы получили и особенно те результаты, которых добились. Указывайте волонтерский и другой релевантный опыт. Из него можно тоже вытащить ряд ценных навыков.
  • Не стесняйтесь задавать вопросы коллегам. Мне это очень помогло при работе с моими проектами, поскольку почти всегда люди готовы ответить. Но при этом умейте ценить время и готовьтесь к встречам (повестка, вопросы, результаты). В идеале научиться проводить встречи за 15 минут, чтобы быстро прояснять основные вопросы.
  • При работе с заказчиком/руководителем рекомендую пользоваться правилом 4П, которое мне показали коллеги. Оно заключается в том, что при подготовке какого-либо доклада следует придерживаться следующей схемы: проблема, предпринятые действия, предложения, последствия. В идеале готовить 2-3 различных варианта, чтобы вы вместе со стейкхолдерами могли сразу принять решение. Не ожидайте, что руководитель примет их за вас.
  • Развивайте soft skills и навыки планирования времени. Они будут очень полезны при работе в проектах. Нужно уметь приоритизировать задачи и выделять самое важное.
  • При смене заказчика во время проекта старайтесь прояснить его мнение о проекте. Может так выйти, что вы считаете проект уже утвержденным и спокойно выполняете необходимые задачи, но у нового заказчика может быть совсем другое мнение. И это нормально. Так что лучше сразу прояснять все эти моменты.
  • Пока учитесь, старайтесь найти сообщества в университете или в городе, где сможете взаимодействовать с выпускниками. От опытных людей можно многие моменты узнать про карьеру, о которых даже не догадываешься. Могу посоветовать блог (кстати, тоже бывший коллега из Свезы), где много толковых мыслей о карьере.
  • Развивайтесь. Думаю, в большинстве крупных компаний есть курсы, которые позволят вам прокачивать свои навыки, также есть ряд общеизвестных платформ, такие как EdX, Open Education, Stepik, Coursera и другие.
  • И старайтесь как можно раньше понять, что именно вы хотите от жизни. Часто может казаться, что мы вроде знаем, но это понимание бывает навязано обществом. Поэтому очень важно осознать то, что действительно подходит именно вам. Только так вы можете достичь максимальной эффективности и отдачи.

Думаю, этого достаточно, но при этом понимаю, что лучше всего человек учится на своих ошибках. Хочу посоветовать учиться на чужих, но не стесняться своих. Самое главное уметь делать выводы из них. Надеюсь, данный материал будет полезен студентам, которые хотят поучаствовать в лидерских программах. Главное не бойтесь пробовать новое и брать на себя ответственность. Только так можно определить свою нишу.

Понимаю, что кому-то может показаться всё написанное здесь очевидным, но. например, Ричард Талер неоднократно отмечал в своей книге, что люди привыкли сами себя рассматривать рациональными агентами, но часто поступают иррационально. Примером могут быть различные пузыри на рынке ценных бумаг.

Закончить повествование хочу видео, с которого начинались наши переговорные курсы Ufights (на которые, кстати, тоже попал благодаря коллеге из Свезы) о необходимости развития "гибких" навыков, которые точно пригодятся в вашей дальнейшей жизни.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Kenig

Сначала подумал на фото мангал с шашлыком

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin
Автор

на самом деле было интересно, какой будет первый коммент) но такого не ожидал лол 

Ответить
Развернуть ветку
Маша Лыгина

Спасибо за статью:)
Все четко и понятно изложено, отдельное спасибо за ссылки и указание ресурсов, думаю, многое могут подчерпнуть ценные знания для старта карьеры!

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin
Автор

Спасибо за отзыв :) Я рад, что статья понравилась! 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Так почему оценочный день-то не прошли?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin
Автор

Вообще все решения принимаются по совокупности причин, в целом, в выводах их отметил. А так для себя я следующие причины вынес как основные:
1) в ходе последнего проекта у меня в середине сменился заказчик, у которого я тоже не до конца все потребности выявил;
2) были недостаточно чётко сформированы KPI проекта (разные ожидания);
3) я не учёл формальные процедуры и согласования с другими заинтересованными сторонами, на которые ушло значительно больше времени, чем планировал;
4) моя неопределенность с дальнейшим будущим в компании и желание ещё попробовать себя в других дирекциях. 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Как вы расплывчато отвечаете) Чья инициатива была уйти? Вас попросили уйти или остаться, а вы ушли сами?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin
Автор

потому что моя цель поделиться общим полезным опытом, а не пытаться обсуждать личную ситуацию) Потому что в личных ситуациях всегда много сложностей и индивидуальных моментов, которые я не хочу обсуждать публично в сети, извините. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда