Женское лидерство: гайд к успеху
Ситуация в мире
В середине осени состоялось подведение итогов одной из самых престижных международных премий Stevie Awards. У премии есть и своя отдельная специальная номинация Stevie Awards for Women in Business, отмечающая достижения женщин-руководителей, предпринимателей и организаций, которыми они управляют. В этом году в число победителей в разных категориях вошло всего две женщины из России: Екатерина Петрова, директор Корпоративного Акселератора GenerationS, получившая бронзу в категории «Most Innovative Woman of the Year» и Екатерина Рыбакова, Основатель Рыбаков Фонд, отмеченная серебряной наградой в категории «Female Executive of the Year – Government or Non-Profit».
Тему женского лидерства определённо точно нельзя назвать новой, но интересно вот что – на протяжении нескольких лет интерес к этой теме не угасает, а количество женщин-лидеров в различных отраслях только увеличивается из года в год. По данным отчета аудиторской компании Grand Thornton за более чем 15 лет исследований (c 2004 по 2020), процент женщин, занимающих топовые позиции в компании, увеличился в мире на 10%.
Конечно, когда произносится словосочетание «Женщина-лидер», то невольно у многих всплывают устоявшиеся портреты и характеристики не самых приятных в общении женщин: они либо слишком жесткие, либо слишком требовательные, либо никого не слышат кроме себя. Увы, такой стереотип еще бытует, но сказать, что у большинства, уже будет неправильно. Все-таки положительный шифтинг в данном направлении наблюдается во всем мире.
Выражение «Лидерами становятся, а не рождаются» должно стать профессиональным мотто каждого человека. Чтобы добиться определенных успехов приходится пройти иногда очень непростой путь, на котором встречаются как феерические взлеты, так и и эпические падения. Но именно они закаляют и придают сил двигаться к намеченной цели. Конечно, никто не ставит себе изначально цели «хочу стать лидером», тут скорее дело в твоем характере, в упорстве и то, насколько для тебя важна цель. Именно наличие цели играет ключевую роль – всегда нужно брать выше, чем ты можешь сейчас, таким образом ты всегда будешь иметь некий стимул, который будет служить тебе драйвером. Кстати, еще Эдвин Лок и Гэри Лэтем — лидеры в области теории постановки целей в своих исследованиях отмечали, что цели не только влияют на поведение и производительность труда, но также помогают мобилизовать энергию, что приводит к увеличению усилий в целом.
При постановке цели важно четко разбивать ее на главные составляющие, если речь идет непосредственно о бизнесе. Необходимо выделить для себя 4-5 «китов», которые будут определять направления движения и работы.
Сейчас сложно сказать, в каких сферах преобладают в основном женщины-лидеры, скорее это связано с тем, что очень многие пробуют реализовать свой потенциал до этого в несвойственных женщинам профессиях и направлениях, например, в инвестициях, инновациях, некоммерческих организациях, фондах и т.д. Если выбранное дело действительно приносит пользу и удовольствие, то одна из важнейших целей – найти работу по душе – достигнута.
Коммьюнити и премии как возможность профессионального развития
Говоря про женское лидерство и про его стремительное развитие, нельзя не отметить различные премии и награды, которые служат для многих женщин не только прекрасным стимулом, признанием, но и реальной поддержкой в профессиональном плане: есть премии, которые в качестве приза дают различные гранты, кто-то — денежное вознаграждение, также есть целые программы, которые включают в себя не только номинации, но и целые образовательные программы с ведущими международными менторами и спикерами. Среди наших партнеров и выпускников акселератора есть немало женщин, которые активно участвуют в подобных инициативах. Когда происходит становление бизнеса — получение такой премии может стать важной вехой. Подобные премии и конкурсы для женщин ежегодно проводят такие известные компании как:
- Cartier – Cartier Women Initiative. Данная ежегодная инициатива ориентирована на поддержку женщин предпринимателей и направленная на стимулирование изменений за счет расширения прав и возможностей женщин. Причем это не только премия, а целый блок различных бизнес-инициатив.
- Veuve Clicquot – премия Business Woman Award. Данная премия отмечает успехи женщин-предпринимателей со всей России. Для подачи заявки главное соответствовать определенным требованиям, которые перечислены на официальной странице.
- EY – «Деловые Женщины». Данный конкурс также имеет свой вес среди женщин в бизнесе. Подать заявки на участие можно в на официальном сайте.
Есть одно очень полезное комьюнити Women Tech Global Community, которое ежегодно проводит одноименный форум, собирая на своей площадке женщин со всего мира, которые так или иначе связаны с технологиями и их развитием. За месяц до форума создаются площадки, где все спикеры могут общаться на различные темы, обмениваться информацией, лучше узнать друг друга — такой нетворкинг по теме. В LinkedIn есть одноименная группа, которая публикует актуальные новости и интересные материалы. Важность таких коммьюнити нельзя отрицать, ведь именно благодаря им происходит тот самый ценный обмен опытом, рождаются новые идеи и коллаборации, появляются полезные знакомства, которые в будущем могут привести к весьма интересным совместным инициативам.
Ежегодный форум и премия Woman Who Matters, которая в этом году прошла в онлайн-формате, представляет собой именно такую полезную нетворгинговую площадку для женщин в бизнесе, где рассматриваются лучшие практики и различные тематики: от способов предотвращения возрастной дискриминации в бизнесе до саморазвития как неотъемлемого элемента life-long learning”.
Кстати, Рыбаков Фонд создал сообщество PRO Женщин, которое уже стало самостоятельной некоммерческой организацией. Сообщество быстро растет и объединяет 14000 женщин, которые хотят быть предпринимателями своей жизни и менять мир вокруг. Cообщество является самым доступным и масштабным способом создавать поддерживающую среду и социальные лифты.
Посещение тематических митапов может стать еще одним важным элементом профессионального развития: расширение сети контактов, знакомство с лучшими практиками, во многом помогают выстроить грамотный план своего собственного профессионального развития.
Участие в различных коучинговых и менторских сессиях, образовательных курсах, которые помогают совершенствовать свои бизнес-навыки, также крайне важно для собственного профессионального развития. Конечно, зачастую, кажется, что в сутках просто не хватает времени, чтобы все успеть, ведь есть основная работа и семья. Но иногда приходится пройти определенный режим цейтнота, чтобы получить желаемый результат. Главное всегда помнить — что такой режим временный, он не всегда будет сопровождать вашу жизнь. И тогда восприятие происходит легче, а на выходе вы получите ценные навыки и полезные контакты.
Сейчас особенно важно давать женщинам возможность развиваться в различных областях, пробовать свои силы, даже в тех, где лидирующие позиции до этого занимали мужчины. Есть крупные города и развитые страны, где априори больше возможностей для личностного роста и развития, но есть такие места, где веками женщины просто не имели не то, что возможностей, а даже права голоса- так исторически сложилось.
Во многом такие инициативы помогают именно такой категории женщин, дают им шанс быть услышанными и замеченными. Например, летом этого года международное телекоммуникационное агентство при ООН (ITU) проводило конкурс «ITU Innovation Challenge» в трех различных категориях, где любой желающий мог подать свой проект или заявить свою идею. В сентябре были подведены итоги и в списке победителей оказалось много женщин. Причем направленность данного конкурса – решения, проекты, так или иначе связаны с ИТ-отраслью. Среди победительниц были женщины со всего мира: от Европы до стран Африки, Арабских Эмиратов, Иордании и Индонезии. Причем ITU — это не только про премию и конкурс, но это также про комьюнити, которое раскрывает очень много возможностей перед стартапами и предпринимателями, особенно на ранней стадии. Поэтому, если ваш ИТ стартап нуждается в помощи в виде инвесторов, а также в сообществе по обмену опытом и компетенциями — то это определённо то самое место. Конкурс проводится каждый год, заявки принимают до середины лета. Кстати, GenerationS также участвовал в этом конкурсе и одержал победу в категории «Best Ecosystem Practice».
Взгляд в будущее
Положительная динамика в данном отношении в России – безусловно хороший показатель. Конечно, Запад и Европа всегда были прогрессивнее, чуть более раскрепощеннее и смелее. Мне кажется, что России для достижения такого уровня нужно ломать устоявшиеся стереотипы, уделять больше внимания вот таким премиям, коммьюнити и инициативам, направленным на то, чтобы женщины, будущие лидеры, чувствовали себя максимально свободно и не загнанными в общественные рамки.
Комментарий удален модератором