Как креативному бизнесу справиться с удаленкой?
Олег Пальчинский, основатель и креативный директор kitchen.consulting – о том, чем самоизоляция вредит творческим организациям.
Лет десять назад, когда я только начинал свой путь в профессии, одним из ощутимых преимуществ карьеры в креативных агентствах было отсутствие «офисного рабства с 9 до 5» и относительно свободный рабочий график. Сейчас, когда мы, кажется, находимся на грани второго локдауна, я окончательно изменил свое отношение к каменному офису. И – внезапно для самого себя – убедился в его необходимости.
Снижение общей продуктивности на фоне глобального спада экономики, выгорание отдельно взятых сотрудников и чисто человеческая тоска по атмосфере опенспейса, который так многие не любят за шум (что справедливо) – только очевидная часть недостатков «новой нормальности». Что же скрывают офисные стены и как бороться с главными минусами удаленки?
Нехватка эмоционального контакта
Раньше вы с новыми коллегами могли выйти из офиса лучшими друзьями, закончив подготовку к важной презентации только под утро. Вы также могли спонтанно зайти в бар на углу после долгого дня или просто вместе сходить на ланч и провести часок, болтая о том о сем, реагируя настоящими эмоциями, а не скобками. За обедом можно обсудить сайд-проекты и увлечения, и в результате увеличить площадь контакта. Очевидно, что люди, которые внимательнее относятся друг к другу, эффективнее как команда. Сейчас, когда неформальное общение на работе свелось к тем недолгим минутам, пока оставшиеся коллеги ищут ссылку на Zoom-колл, люди испытывают нехватку эмоциональной поддержки.
Что делать, если вы специалист: Поддерживайте общение с коллегами на нерабочих территориях (физически или виртуально). Возможно, жующие ланч лица в Zoom выглядят не очень официально, но тем даже лучше.
Что делать, если вы руководитель: Возьмите за правило регулярно общаться с людьми на нерабочие темы. Организуйте онлайн-тимбилдинг, вебинар с приглашенным спикером, тренером или сомелье (в зависимости от того, что больше подходит духу вашей команды).
Тяжелая адаптация новых сотрудников
Полбеды перевести на удаленку сработавшуюся команду, но что если вам нужно нанять новых сотрудников или заменить уволившихся? Поддерживать продуктивность интеллектуального бизнеса на удаленке можно, а вот выстроить ее с нуля становится проблемой, решение которой требует прорву операционного ресурса, и зачастую удаленного участия все равно недостаточно. У меня был опыт с интернами, чья стажировка пришлась на первый локдаун. Нам приходилось специально придумывать им проекты, чтобы стажировка хоть чем-то отличалась от просто сидения в интернете. Представьте себе, что чувствуют новички, которые хотели стать частью классной компании, пропитаться её культурой, увидеть своими глазами внутренние процессы, а оказались на бесконечном видеозвонке в своей спальне.
Что делать, если вы специалист: Занимайте проактивную позицию в отношении рабочих процессов – не стесняйтесь вносить предложения по оптимизации режима и просить руководство о том, что поможет вам быть эффективнее.
Что делать, если вы руководитель: Выделите время на личное, а не только коллективное общение с сотрудниками, пусть даже оно будет удаленным.
Чрезмерный менеджерский контроль
Нормальная реакция любого менеджера на необходимость управлять распределенной командой – ввести регулярную отчетность и статусы. Это рекомендует каждая первая статья про эффективность на удаленке. Отсутствие дома режима и рабочей обстановки действительно расслабляет, однако доказано, что частые отчеты убивают мотивацию и инициативность сотрудников. Истина где-то посередине. Безусловно, существует необходимость адаптации бизнес-процессов, но как и везде, в ней важно соблюсти баланс и найти новые способы взаимодействия. Например, в период первой волны для поддержания постоянной связи с клиентами мы придумали новый формат онлайн-спринтов, который позволяет совместно работать над задачей в режиме реального времени. Эта схема работы и сейчас представлена у нас на сайте.
Что делать, если вы специалист: Будьте доступны к коммуникации в любое рабочее время и чаще делитесь тем, над чем вы работаете.
Что делать, если вы руководитель: Используйте открытые инструменты, где прогресс работы над задачей виден в режиме реального времени: Miro, Google Docs, Google Slides, Keynote Live, демонстрация экрана и всегда включенная камера в Zoom.
Отсутствие синергии в работе
Возможно, вы замечали, что во время презентации в Zoom, онлайн-конференции или при просмотре вебинара внимание аудитории (читай: влияние спикера) частично улетучивается. Вроде происходит все то же самое, что и при живом выступлении, но часть сигнала пропадает куда-то, в том числе и буквально. Интернет тормозит, люди отвлекаются (ведь переключить свое внимание с одного экрана на другой гораздо проще, чем с живого человека). То же самое справедливо и в отношении удаленной работы в целом. Пропадает невидимая магия, которая возникает только во время совместной работы над творческой задачей в одном физическом пространстве. Раньше, чтобы поддержать чью-то идею или поделиться своей, достаточно было повернуть голову. Теперь для этого нужно договориться о времени, прислать встречу в календарь и созвониться. В итоге вы делаете это реже и часть вашего вклада в общее дело не реализуется.
Что делать, если вы специалист: Приезжайте в офис.
Что делать, если вы руководитель: Приезжайте в офис.
Учитывая глобальный тренд на децентрализацию и тот факт, что после пандемии многие специалисты попросту не вернутся в опенспейсы, нам стоит подумать о том, как эффективнее взаимодействовать в новой ненормальной норме. Оптимальный формат для нас на данный момент – комбинированный. Работа из дома по желанию и обязательное личное присутствие в точках, требующих этого. Баланс этой комбинации можно менять в зависимости от загрузки и частных факторов. Отдавая себе отчет о плюсах минусах удаленного режима работы, проще решить, на какую встречу все же лучше выбраться в офис, коворкинг или кафе.
P.S: Я пишу эту заметку сидя в своем офисном кресле и глядя на кресло напротив меня – это рабочее место СЕО. Над её столом висит табличка, на которой маркером написано: «Принося проблему, захвати орешек». Эта надпись всегда напоминает мне о важности физического присутствия и вселяет спокойствие за эмоциональный климат в нашей компании.
Комментарий удален модератором