40 часов практики, перспектива трудоустройства и, возможно, кальян — что еще бывает на хакатонах?
Наталья Притыковская, руководитель отдела рекомендательных систем в команде аналитики СберМаркет, рассказывает о хакатонах: как они помогают компании решать задачи, а студентам — найти свое место в жизни.
Некоторые считают, что хакатоны — это олимпиады для айтишников, где ребята «в теме» решают сложные задачки и получают грамоты за участие, но на самом деле все гораздо интереснее.
Мы в Data and Growth — команде аналитики «СберМаркета» — любим хакатоны. Недавно мы рассказали о совместном хакатоне с McKinsey, а сегодня расскажем про ещё одну историю — со Сколтехом.
Во-первых, это действительно помогает нам становиться лучше.
Во-вторых, это помогает повышать уровень технического образования в России. У меня, как и многих коллег, во время учебы была сложность с получением практики. Чтобы лучше понимать, какие технологии востребованы сейчас и могут быть актуальны в будущем, нужно узнать, какие задачи стоят перед индустрией, и получить опыт их решения. Хакатоны в этом плане — просто замечательная возможность определиться с будущей специализацией.
В-третьих, после каждого хакатона у нас остается целый список людей, которых мы хотели бы видеть в нашей компании.
И, наконец, хакатоны — это просто весело!
Хакатоны этого года
В 2020 мы успели провести 4 хакатона. Первый был в январе, еще перед пандемией. Мы предлагали решить одну из задач оптимизации: предсказать, будет ли товар на полке к тому моменту, как начнем собирать заказ.
Результаты были вдохновляющими! Команды-лидеры предложили настолько эффективные решения, что сразу после хакатона мы взяли за основу наработки студентов и сформировали новую аналитическую группу — специально для решения этой задачи.
В начале октября мы провели хакатон с GeekBrains. Студенты платформы разрабатывали алгоритм, улучшающий расположение товаров с точки зрения пользовательского опыта.
Несмотря на очевидную сложность, команды предложили много работающих решений, некоторые из которых легли в основу реальных фич, которые скоро появятся на СберМаркете.
А 9 октября мы приняли участие в серии хакатонов на базе «Сколтеха». Курс состоял из 7 хакатонов и длился 4 недели. По сведениям организаторов, в этих мероприятиях приняло участие 200 студентов и 6 компаний-организаторов: «Тинькофф», Lenta, Nvidia, Accenture, «Астра Зенека» и мы.
Идея концепции возникла у Желько Текича. Он пропагандирует идею образования как процесс развития творческих способностей и получения навыков для воплощения идей в жизнь.
Хакатон в Сколтехе
Мероприятие проходило в онлайн-формате (привет, пандемия!) на базе Сколтеха. Мы попросили участников помочь нам автоматизировать пользовательскую рутину. А именно улучшить нашу рекомендательную систему и собрать алгоритм, предсказывающий следующую корзину конкретного покупателя.
Мы дали участникам 10 ГБ деперсонализированных данных: гендер, возраст, регион проживания и состав заказов с начала года. Также мы предоставили доступ к информации о товарах (категории, цена, наличие скидки, размер, вес) и заказах — город, ритейлер, ID магазина.
На основании этих сведений участники должны были построить рекомендательную систему, которая предсказала бы следующий заказ конкретного пользователя. У нас были данные о реально совершенных заказах, и мы сравнивали, насколько точно участники сделали прогноз.
На все давалось 40 часов. Было несколько чекпоинтов, где организаторы смотрели, как сильно команды продвинулись в выполнении задания. Хочу отметить, что оценка строилась не только на качестве рекомендательного «движка». Кроме этого было еще 2 дополнительные задачи:
- найти новые инсайты в данных;
- поработать над постановкой задачи и предложить уточняющие метрики для оценки эффективности.
Результаты нас порадовали: практически всем участникам удалось построить работающую модель, которую можно встроить в наш код. Из этого числа мы отобрали 12 команд-финалистов.
С инсайтами тоже получилось интересно. Оказалось, что мужчины в своих покупках более консервативны, а женщины — наоборот — более склонны экспериментировать и пробовать новое. Кроме того, данные показали, что скидки важны не всем пользователям, а только отдельным категориям. Еще интерес к скидкам базируется на среднем чеке — чем он выше, тем меньше клиенту интересны скидки.
Также во время хакатона мы получили несколько идей, которые, возможно, будем реализовать в будущем. Одна из них — Tinder для продуктов. Смысл в том, чтобы лучше понять пользователя. Что он больше любит: курицу или говядину? Или вообще шоколадки?
Вторая идея — бот для тех людей, кто пришел на сайт и не знает, что выбрать. Бот наугад предложит ему несколько товаров или просто пообщается — таким образом увеличится вовлеченность клиентов.
Ну и, наконец, мы выделили для себя несколько особенно талантливых участников, которых собираемся позвать на собеседование — уже сейчас понятно, насколько это классные специалисты. И нам есть, что им предложить.
Следующие задачи
За время пандемии мы доказали, что можем эффективно отвечать запросам рынка — сервис вырос в несколько раз. Мы довольны этими результатами, но не собираемся останавливаться на достигнутом, поэтому всегда ищем способы стать лучше.
В этом плане хакатоны — отличный рабочий инструмент. Организаторы за двое суток получают несколько решений для своей проблемы, а участники используют возможность проявить свои навыки и, возможно, получить работу в высокотехнологичной компании. Как ни крути, в выигрыше все!
Это реальный опыт (как и выпускные проекты на наших обычных курсах), но болеее связанный с настоящей карьерой. По крайней мере, теперь я могу добавить этот результат в свое резюме или рассказать о нем на собеседовании, поэтому это полезно для карьеры и будет интересно для компаний.
В этом году, несмотря на пандемию, мы смогли провести 4 хакатона и уже готовимся к следующим. Перед нами стоит ряд задач, которые мы бы хотели предложить в качестве тем.
- Нам нужно разработать систему подбора похожих товаров к каждому лоту;
- решить задачу «холодного старта» в рекомендациях для новых пользователей;
- решить задачу оптимизации показов рекламных баннеров.
Хотя эти хакатоны еще даже не запланированы, мы знаем на личном опыте, что нас ждет: будет много идей, решений и незабываемых впечатлений!
Но, чтобы рассказать о своих идеях, совершенно не обязательно ждать следующего хакатона. Мы растем и, соответственно, расширяем команду. Нам нужны специалисты по ИТ, маркетингу, продажам, логистике и еще ряду направлений. Откликнитесь на одну из вакансий и приходите на собеседование!
А особенно активно мы ищем Middle/Senior Data Scientist на направление персонализации сервиса.