{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Развитие сотрудников: тренды, особенности и трудности онлайн-обучения

Онлайн-обучение - новый тренд в образовании и неотъемлемая часть современного мира. Это реальная возможность учиться в любом месте и в любое время, которая, как и любой образовательный процесс, имеет свои особенности. Анастасия Батхина, психолог и основатель EdTech проекта InМind, рассказывает обо всех тонкостях корпоративного онлайн-обучения.

Онлайн-обучение - часть современной картины мира

Популярность и востребованность непрерывного онлайн-обучения растет. И связано это с тем, что в современном мире очень быстро устаревают знания.

Известный математик Самюэль Аберсман говорил о периоде полураспада (устаревания) научных знаний так: “Период полураспада книги составляет в физике около 13 лет, в экономике — 9,4 года, в математике — 9,1 года, а в истории и психологии — и вовсе около 7 лет”. Если наши родители могли получить профессию и всю жизнь пользоваться полученными знаниями, то теперь мир меняется с огромной скоростью. С такой же скоростью знания теряют свою актуальность. А между тем, конкурентоспособность компаний обусловлена уровнем знаний (актуальных знаний) и компетенций команды. Именно поэтому становится востребованным lifelong learning, непрерывное обучение. Речь идет о том, что сотрудников нужно обучать постоянно: пары тренингов в год уже недостаточно. Чтобы быть на коне, нужно развиваться без остановок.

При этом онлайн-обучение сегодня должно отвечать ряду требований, определенных самой жизнью. Именно эти требования формируют тренды в онлайн-обучении. Итак, что актуально сегодня?

Micro-learning вместо обычных лекций

Сотрудники компаний загружены рабочими задачами. У них нет возможности тратить на обучение длительное время, физически посещать курсы или слушать видео по полтора часа, конспектируя важное. Именно поэтому онлайн-обучение переходит в режим микрообучения: от долгих лекций с пространными рассуждениями - к формату микро-уроков по 10-20 минут. В такое обучение входят короткие видео, чат-боты и чаты поддержки.

В доказательство того, что такой формат действительно востребован на рынке, приведу один интересный пример. Недавно в одном из ведущих бизнес-акселераторов YCombinator стартап Arist, идея которого - микрокурсы в виде обучающих сообщений, смог получить первый серьезный раунд инвестиций на свое развитие.

Суть micro-learning в том, чтобы получать новые знания дозированно, непрерывно, быстро усваивать их и сразу внедрять в работу. Это именно то, что нужно современным компаниям в рамках корпоративного обучения.

Искусственный интеллект и непрерывное обучение

Второй важный тренд в развитии онлайн-обучения - диджитализация и технологизация процесса, использование искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности. Это дает возможность четко отслеживать прогресс каждого сотрудника, подбирать методику и темп обучения под индивидуальные особенности человека, а также полностью автоматизировать процесс.

Преимущество подобных форматов в том, что они способны заменить человеческие ресурсы в педагогическом деле и, тем не менее, вовлечь учеников в процесс и привести к высоким результатам обучения.

Обмен опытом

Peer-to-peer learning - тренд в образовании, который набирает популярность именно сегодня. Это так называемое “сетевое обучение”, суть которого в том, что сотрудники обмениваются опытом друг с другом. Так уже работает Google, у которого для своих сотрудников есть специальная платформа From Google to Google, где каждый может найти себе ментора внутри компании и пообщаться с этим знающим человеком.

Для всех, кто обучается в такой системе, открывается уникальная возможность получать прикладные знания у бывалых сотрудников, задавать вопросы, быть включенными в процесс и учиться у экспертов своего дела. Этот тренд онлайн-обучения требует от ученика умения одновременно проявлять самостоятельность и взаимодействовать с окружающими. Благодаря этому сотрудники быстрее осваивают новые знания и проще адаптируются к работе.

Обучение в потоке работы

Аналитик в области корпоративного обучения Джош Берсин говорит о том, что сегодня мы переходим от обучения как отдельного вида деятельности на обучение прямо в потоке работы.

Онлайн-обучение на рабочем месте имеет ряд особенностей. Оно позволяет получать новые знания и находить информацию, не отвлекаясь от рабочих задач. С этой целью создаются внутрикорпоративные соцсети и базы поиска информации, чат-боты с короткими информативными сообщениями, которые позволяют незамедлительно внедрять в работу полученные знания и повышать свой уровень компетенций.

Сложности онлайн-обучения

Ключевая проблема онлайн-обучения - это ограниченность во времени. Процесс нужно организовать так, чтобы сотрудникам не приходилось тратить на обучение свое личное, нерабочее время. Вторая сложность - это контроль эффективности обучения. Нужно оценить, насколько эффективен курс, вернутся ли инвестиции, потраченные на образование, научится ли чему-то сотрудник. И главный вопрос: как в целом оценить бизнес-результаты обучения? Эти вопросы пока остаются открытыми, четких измерительных инструментов нет: компании придумывают собственные решения или ориентируются на отзывы менеджеров и сотрудников.

Еще одна сложность онлайн-обучения заключается в том, что его довольно просто бросить или отвлечься на развлекательный контент. По статистике, ученики только 20% онлайн-школ доводят обучение до конца. Именно поэтому создатели онлайн-курсов постоянно борются за внимание учеников, делают максимально привлекательные и удобные форматы обучения, чтобы у человека не было соблазна “посерфить в соцсети” или просто не закончить очередной урок.

Тем не менее онлайн-образование - это современный метод обучения, который закрывает потребность в постоянной актуализации знаний в условиях ограниченного времени.

Что будет дальше?

В области корпоративного онлайн-обучения уже можно выделить те сферы и форматы, которые наиболее популярны и востребованы.

EdMarket в своем исследовании отмечает, что специализированные тренинги для топ-менеджеров, финансы, бухгалтерия, клиентский сервис, обучение hr-специалистов, soft skills и современные цифровые компетенции - самые популярные ниши в обучении сотрудников сегодня. А наиболее востребованные онлайн-форматы - это тренинги по продуктам, продажам, переговорам, welcome-курсы и курсы по стандартам отрасли.

Можно прогнозировать, что в условиях постоянной информационной перегрузки онлайн-обучение будет и дальше набирать обороты. Это самый малозатратный способ быть постоянно включенным в тему и получать самые актуальные знания без “воды” и временных потерь.

0
1 комментарий
Марина АнтиТренинги

Корпоративное обучение все больше набирает обороты в онлайн и важно, чтобы сотрудникам было удобно проходить обучение, а главное, это не мешало основной работе. Например, многофункциональная образовательная платформа АнтиТренинги учитывает специфику корпоративного обучения и освобождает до 90% времени руководителя на введении в должность новых сотрудников, а также повышении квалификации “бывалых” работников. Примером успешной реализации стратегии обучения сотрудников является размещение на платформе корпоративных учебных центров, которые обучают до 1 000 сотрудников ежегодно. 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда