Как бизнесу помогать обществу и планете: три мифа об устойчивом развитии и социальной ответственности

Может ли компания быть социально-ответственной, если у нее нет бюджета гигантской корпорации? Сколько сил и денег это отнимает и с чего начать? Руководитель HR-коммуникаций eLama Алла Гузова расскажет об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности на примере eLama и развенчает популярные мифы.

О концепциях устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности (КСО) пишут много: чем они отличаются, что включать в одну, а что — в другую, как применять их на практике.

Я не буду глубоко погружаться в эту тему, а расскажу об ответственности бизнеса в широком смысле — перед обществом, страной и миром. Это ответственность в двух временных пластах: здесь и сейчас, перед современниками, и «на перспективу», перед будущими поколениями. И проявляется она в трех направлениях: экономическом, экологическом и социальном.

Иными словами: то, что компания делает сегодня, не должно навредить ни ей, ни другим в дальнейшем. Если очень кратко и упрощенно, в этом и есть суть устойчивого и ответственного развития.

Когда говорят об устойчивости или КСО, то подразумевают трансформацию бизнеса: компания, ориентированная только на деньги, превращается в заботливую организацию с высокой степенью осознанности. И чем серьезнее изменения, тем сложнее поддержка и больше вложения компании.

Что устойчивое развитие дает бизнесу

  • Растет узнаваемость бренда и доверие к нему со стороны текущих и потенциальных клиентов и сотрудников. Учитывая сегодняшние глобальные и локальные проблемы, компания не может себе позволить не думать об ответственности и устойчивости.
  • Повышается вовлеченность и лояльность персонала. Приятно работать там, где думают не только о деньгах, но и о чем-то большем. Такой компании хочется помогать, в ней хочется оставаться, ее хочется рекомендовать.
  • Увеличивается эффективность бизнеса в долгосрочной перспективе. Когда компания думает глобально, она обращает больше внимания и на риски (включая репутационные), и на ресурсы, и на взаимоотношения (с партнерами, клиентами, сотрудниками), и на свою миссию.

Впрочем, бывает и по-другому: не так сложно, долго и дорого. Если нужные ценности заложили в компанию еще в момент ее основания. Тогда не нужны ни трансформация, ни сложные программы.

Я расскажу о некоторых спорных убеждениях относительно КСО и устойчивого развития и опровергну их на примере нашей компании.

Миф 1: это только для крупных корпораций с большими деньгами

Чем больше ваша компания — тем больше ответственности перед современниками и потомками вы несете. Примерно к такому тезису сводилась концепция устойчивого развития. С тех пор мы не раз слышали о глобальных корпорациях и их многомиллионных социальных программах и благотворительных акциях. Это что же получается: помогать другим можно только в том случае, если у компании огромный бюджет?

На самом деле, корпоративная социальная ответственность — это и правда не бесплатно. Но чтобы следовать принципам устойчивого развития, необязательно быть нефтеперерабатывающим гигантом. Помогать экономике, экологии и обществу может компания любого размера.

Разберем на примере eLama.

В eLama работают около 300 человек, и мы не корпорация с массовым продуктом. У нас нет вредных выбросов и масштабной КСО-программы. Зато есть желание помогать, которое не обходится в миллионы. Например, такие экоактивности предусмотрены в нашем офисе:

  • Отказались от одноразовой посуды и постепенно переходим на многоразовую. Для этого пришлось купить еще три посудомоечные машины. В итоге за год мы потратили в 3,5 раза меньше, чем когда ели из одноразовой посуды.
  • Сдаем на переработку пластиковые крышки от бутылок. Для афиш, которые рассказывают об акции коллегам, нам понадобились бумага и тонер. И еще несколько больших коробок для самих крышек — их набралось почти 18 кг. Крышки мы досортировали и сдали на переработку, а полученные деньги пошли на помощь детям.
  • Собираем батарейки и аккумуляторы. Никаких специальных условий или оборудования для этого не понадобилось.
  • Запустили сбор вторсырья, начали с тетрапака и мягкого пластика. Но есть нюансы: такую упаковку нельзя просто бросить в коробку. Ее нужно мыть и сминать после использования, а затем класть в отдельный контейнер. Всё вместе — контейнеры, распечатка инструкций, вывоз первой партии вторсырья — стоило нам около 13 тыс. рублей.
Результатами акции делимся с коллегами на нашей корпоративной странице

Вывод:

  • Такие шаги не очень затратны. В масштабах компании — капля в море.
  • Организовать процессы не сложно.
  • Зато эти активности обеспечат прилив окситоцина от осознания того, что вы помогаете планете и обществу.

Миф 2: это только про экологию

Всё, что связано с устойчивым развитием и бизнесом, всегда ассоциируется с чем-то «зеленым».

Но корпоративная социальная ответственность — это вклад компании не только в экологию, но также в экономику и социум. Всё это помогает развиваться и самой организации, и городу, и всему обществу. Причем в долгосрочной перспективе.

Про экологический аспект я уже рассказала выше. А вот как выглядит экономический на примере eLama.

Экономический аспект

Во-первых, работаем по Трудовому и Налоговому кодексам, вовремя платим зарплату, налоги и соблюдаем права сотрудников. Вы удивитесь, но это и есть самая настоящая корпоративная ответственность. Равные возможности — это тоже неотъемлемая часть КСО. Например, в eLama на руководящих позициях примерно одинаковое количество мужчин и женщин (в мире заметный перекос в сторону мужчин).

Во-вторых, тщательно следим за качеством нашего сервиса и его репутацией. А еще помогаем бизнесу: бесплатно создаем рекламные кампании для старта, обучаем интернет-рекламе и упрощаем работу с ней.

Ответственность перед обществом за качество и безопасность производимого продукта — один из столпов КСО. Заботу о репутации и невмешательство в рискованные авантюры я тоже отношу к признакам устойчивой компании. В этом случае она не подвергает риску ни себя, ни своих клиентов.

Социальный аспект

К этому направлению относится всё, что помогает всестороннему благополучию — и компании, и сотрудников. Это не только соцпакет с ДМС, фруктами, спортивной комнатой и массажным креслом, но еще и:

1. Система профессионального роста, покупка литературы и оплата обучения. Например, для каждого десятого eLama — первое место работы. К нам приходят за карьерой в интернет-рекламе — и ее получают: многие текущие руководители выросли из наших же специалистов.

2. Исследования удовлетворенности сотрудников. С помощью опросов мы узнаем, насколько коллеги довольны разными сторонами работы в компании, а затем разрабатываем план действий. Так, в 2019 году выяснилось, что многие сотрудники перегружены, и у нас появилась антистрессовая программа. В нее вошли: спорт, медитации, йога, квизы, мастер-классы, совместные вылазки на природу и тихие активности вроде буккроссинга и кинопросмотров. Часть этих активностей была у нас и раньше, что-то отложили на период пандемии, а что-то благодаря ей наметили. Например, подумываем запустить психологическую онлайн-помощь.

3. Участие в акциях. В 2019 году мы присоединились к международному «Щедрому вторнику»: собирали одежду, безрецептурные лекарства, продукты, предметы личной гигиены для «Ночлежки». За неделю собрали три пакета и большую сумку. В 2020 повторили акцию помощи одиноким бабушкам и дедушкам из питерских приютов. Получилось 25 пакетов с подарками, их отвезли в социальный центр.

4. Совместные праздники. В этом году подготовили для коллег объединенный праздник в честь 23 Февраля и 8 Марта. Помимо квеста, релакс-комнат и прочего, решили записать для сотрудников поздравление от знаменитости. В итоге нашли сервис, который не только всё это организует, но и отправляет полученные деньги в фонд «Дети-бабочки

Вывод: идей для волонтерства много и не все они требуют много ресурсов.

  • Участвуйте в сезонных активностях: весенних и осенних субботниках или сборе новогодних подарков. Можно выбрать что-то более глобальное: День защиты детей, Час Земли и т. д. Или провести ни к чему не приуроченный день помощи и добра.
  • Напишите в известные фонды и спросите, какая помощь им требуется, — вам обязательно благодарно ответят. Определиться с фондом не всегда просто: ведь вы выбираете, кому помочь, а кому — нет. Всё зависит от ценностей вашей компании и личных убеждений: кто-то ищет реестры и рейтинги, а кто-то спрашивает у сотрудников, каким фондам они доверяют.
  • Свяжитесь с больницами и станциями переливания крови. Например, в Петербурге есть мобильные бригады, которые отправляются в офисы компаний, где проходят Дни донора.

Миф 3: это насаждается искусственно

Благотворительность, «озеленение» и любая другая помощь — это история не для всех. Если человек не хочет помогать, он не обязан этого делать и тратить деньги или время. Не обязан есть из фарфора, если ему удобнее из пластика (особенно в период пандемии!) или мыть за собой тетрапаки.

Поэтому в eLama любые внутренние КСО-активности строго добровольные и совсем не массовые. Если на очередную акцию откликнутся 10 человек из 300 — это мы тоже считаем отличным результатом. Но обычно откликается больше.

Мы не занимаемся благотворительностью как компания, никакой формализованной программы устойчивого развития у нас тоже нет. Все инициативы идут от самих сотрудников, а мы помогаем их реализовать. И вот небольшой, но красноречивый пример о корпоративном характере. В прошлом году к нашему бизнес-центру пришла собака с больной лапой. Коллеги отвезли ее в ветклинику, сделали все необходимые процедуры и собрали деньги, чтобы за них заплатить. Потом почти месяц забирали собаку к себе домой по очереди. И вот уже больше года пес живет у моей сотрудницы из команды HR-коммуникаций.

Знакомьтесь, это Мася

Вместо заключения

Если вы хотите развиваться как социально-ответственный и устойчивый бизнес, то помните о следующем:

1. КСО и устойчивое развитие — это не только об экологии или благотворительности. Это всё, что вы делаете для счастья сотрудников, клиентов и человечества в настоящем и будущем.

2. КСО-активности должны следовать миссии, ценностям и целям компании. Или хотя бы не идти с ними вразрез. Только тогда добрые дела будут искренними, а бренд — консистентным.

3. Будьте готовы к тому, что вы не получите стопроцентной вовлеченности в волонтерство среди ваших сотрудников. На мой взгляд, такая тема не терпит громкой агитации и принуждения. Если взрослый человек не хочет помогать, нет смысла его убеждать или перевоспитывать. Если вы хотите, чтобы сотрудники были эмпатичными, то сосредоточьтесь на найме людей с заведомо «правильными» качествами.

4. Прислушивайтесь к коллегам и поощряйте их КСО-инициативы. Далеко не каждая организация готова, например, официально заниматься благотворительностью. Но часто этим готовы заниматься сотрудники в частном порядке. Помогите им всё организовать и привлечь единомышленников.

5. Начинайте с вашей внутренней устойчивости и ответственности: бизнес-процессов, отношения к сотрудникам.

6. Если хотите помогать — помогайте. Не ждите подходящего времени и не стройте космолетов в виде масштабных КСО-программ. В большинстве случаев волонтерство и благотворительность не стоят компани почти ничего, кроме фонда оплаты труда. Вокруг так много людей, которые будут рады любой помощи.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда