{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как давать обратную связь: шпаргалка

Всем привет! Я Маша Грибоедова, HR, получаю магистра психологии, интересуюсь темой межличностного общения. Веду телеграм-канал, где пишу о коммуникации. Заметила, что тема обратной связи — одна из самых популярных. Решила скомпоновать несколько своих публикаций и сделать шпаргалку, к которой можно возвращаться при необходимости.

Делюсь тем, что помогает и мне, и менеджерам, с которыми я работаю (например, при проведении 1-on-1). На первый взгляд, делать просто, но на практике — сложновато замечать эти нюансы. Но даже если в 1% случаев сделать хотя бы 1 пункт — можно удивиться эффекту.

Все приведенное ниже — это мой опыт, а не прямое руководство к действию.

Чего лучше не делать

1. Обобщать и использовать слова: никогда, постоянно, обычно, всегда.

“Ты всегда так делаешь!” — нам легко говорить это другим и я вот сама ловлю себя на этом.

Но, когда слышу это в свой адрес — понимаю, что это неприятно и сразу хочется сказать “Но нет же, не всегда”, и чувствуется обида / грусть / злость...

Так вот лучше говорить конкретно:

“Мы договаривались, что ты вышлешь презентацию в среду, я ничего не получил на почту” (говорите это в четверг, например)
vs.
“Ты всегда срываешь сроки!”

Или можно смягчить, используя слова редко или часто.

2. Поддавать обсуждению качества человека, а не его конкретные действия и поступки.

“Ты — безответственный!”
vs.
“Я не получила от тебя отчет вчера к 15.00, как мы договаривались. Пришлось отменить встречу с клиентом”

3. Додумывать “почему он / она так сделал(а)?”

По сути: интерпретировать мотивы человека, не спросив у человека, не прояснив ситуацию.

Это, например, когда вам говорят что-то в стиле:

Ты специально не поддержала меня на встрече, чтобы насолить!”

А вы стоите и не понимаете, что вообще происходит, потому что просто завтыкали, выпали в свои мысли (ну бывает так) и никому вы “солить” не хотели.

Неприятно.

Было бы лучше, если бы спросили прямо о том, как вы смотрите на ситуацию, что сподвигло вас на те или иные действия.

4. Давать обратную связь “три часа”.

Лучше предварительно сформулировать для себя, что хотелось бы донести и говорить по сути. Заметила, что когда слишком долго что-то рассказывать, то внимание человека теряется и суть не улавливается. Ну и время на встрече это существенно экономит.

5. Начинать с “ты”.

Лучше отдавать предпочтение началу с “я”.

Когда начало с “ты” и дальше идет что-то неприятное, то это может восприниматься более "агрессивно", что влияет на тон всего дальнейшего разговора.

"Ты не прав”
vs.
"Я не согласен"

Что лучше делать

1. Говорить о фактах и действиях.

Стараюсь максимально убрать догадки и оценочные суждения, говорю о действиях и по делу.

То же самое и о позитивном ключе. Иногда, когда говорят “Ты такая молодец” — не всегда понятно, что я такого сделала и почему я молодец (кстати, о том, как давать положительную обратную связь / хвалить писала вот тут, можно почитать, если интересно).

2. Очерчивать свои мысли и просьбы ясно и конкретно.

Вот когда вы слышите:
“Я бы хотел, чтобы ты меня уважала!”
“Сделай что-нибудь”

Вам понятно, что делать?

Мне — не всегда.

И, когда мы говорим в такой форме людям:
а) им тоже может быть не очень ясно
б) вероятность получить то, в чем мы нуждаемся падает

Поэтому, проявляя заботу и о себе, и о собеседнике, формулирую четче, например:

“Не могла бы ты не листать Инстаграмм, когда мы разговариваем?”
vs.
“Я бы хотела, чтобы ты меня уважала!” / “Тебе наплевать на меня!”

3. Проверять эмоциональный контакт.

Сейчас без погружения в эмпатию. Тут смотрю и анализирую, например, если человек чуть не плачет, то не стоит ему сейчас говорить, что он что-то не так сделал.

Или если не понятно, как человек воспринимает обратную связь, то можно спросить:

“Поделись, пожалуйста, что ты чувствуешь / думаешь по поводу того, что я только что сказал(а)?”
“Как ты после этих новостей?”

4. Ставить под сомнения свою точку зрения.

Вот как по мне — один из важнейших пунктов. И его так сложно держать у себя в голове. Но именно он меняет мышление, способствует сближению, минимизации конфликтов и здоровью нервной системы.

Сложно ведь общаться с человеком, который упертый лишь в свою “правду” и не хочет ничего обсуждать (даже если декларирует, что хочет :))

Дело не только в словах, но и в нашем отношении и намерении. Если мы хотя бы допускаем мысль о своей неправоте, то и стиль нашего общения меняется.

Могу использовать в разговоре что-то в стиле “Моя точка зрения может быть неточной...” или просто держать в голове “Точка зрения другого человека имеет право на жизнь, и, возможно, у нее есть преимущества”.

5. Благодарить человека за то, что выслушал и за то, что у меня была возможность быть честной.

Мне бы хотелось получать грамотную обратную связь и это мотивирует меня стараться общаться так с другими. Верю в то, что начинать нужно с себя, а не ждать, пока все вокруг изменяться.

Если у вас есть свои рабочие “что делать” или “чего не делать” — поделитесь в комментариях. Будет интересно почитать.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда