«Стажёр не разносчик кофе!»: как и зачем крупные российские компании развивают программы стажировок
Центр развития карьеры Skillbox провёл бизнес-завтрак, на котором представители банка «Открытие», «Россельхозбанка», «Билайна» и ANCOR рассказали, зачем вкладывают время и деньги в стажёров и обучают своих сотрудников наставничеству.
С каждым годом всё больше компаний приходят к тому, чтобы «выращивать» сотрудников, а не брать опытных специалистов. Центр развития карьеры Skillbox сотрудничает с 90 лидирующими IT-компаниями России и трудоустраивает около 500 выпускников в квартал.
Но конкуренция на рынке труда среди джунов остаётся высокой: например, на одну позицию в Python-разработке претендуют 25 начинающих программистов (в то время как на вакансию мидл-уровня — два специалиста, а на сеньоров рекрутеры ведут настоящую охоту — здесь меньше одного специалиста на вакансию).
Взяли в штат 10 из 10 стажёров. Кейс «Россельхозбанка»
В «Россельхозбанке» программа стажировки стартовала в мае 2020 года в одном из подразделений — центре финансовых технологий.
Стажёров решили набирать не через HR, а самостоятельно по двум причинам.
- Чтобы сократить количество коммуникаций и сэкономить время.
- Чтобы руководители сами контактировали с кандидатами и уже на этапе отбора понимали, кто подойдёт, а кто нет.
Заявки на стажировку принимают через лендинг. Подходящих кандидатов приглашают на групповое собеседование, где рассказывают об условиях программы, о компании, о проектах. После собеседования дают тестовое задание, по итогам которого назначают индивидуальные собеседования, где оговаривают условия сотрудничества и график.
Между стажёром и наставником должна случиться «химия». Кейс банка «Открытие»
Программу стажировки банк «Открытие» развивает с 2019 года. Занимается этим центр по работе с молодыми талантами. Заявки на стажёров принимают от разных подразделений, но проводят набор организованными потоками — в 2021 году уже выпустили два потока, в ноябре планируется ещё один.
Резюме от желающих пройти стажировку принимают через чат-бота. Так оказалось удобнее всем: современной молодёжи легче написать о себе, чем рассказать, а эйчарам не пришлось тратить время на заведомо неподходящих кандидатов.
По итогам стажировки «Открытие» выдаёт сертификаты и рекомендательные письма. Но главная задача программы — взять нового сотрудника в команду. В прошлом году digital-департамент банка трудоустроил 100% стажёров. В среднем по всем департаментам 60% стажёров остаются в компании.
В штат взяли самых инициативных. Кейс «Билайна»
Программа стажировки в «Билайне» называется Beeginner, она успешно существует несколько лет, но команда frontend-разработки решила поэкспериментировать и набрать стажёров по-своему. Они создали бесплатный курс BeeInterns для тех, кто хочет начать карьеру программиста.
Каждый из команды разработал и провёл по два вебинара. Это был первый опыт преподавания и наставничества для разработчиков «Билайна», но все с энтузиазмом подключились к этому проекту, потому что понимали его ценность.
Целеустремлённость и тягу к знаниями поощряли ещё до старта курса — несколько человек не смогли выполнить тестовое задание для поступления, но они написали письма руководителю BeeInterns с обещаниями пройти все необходимые тесты во время обучения. Их приняли на курс и через некоторое время они действительно во всём разобрались и успешно сдали задания.
Всего на курс зачислили 65 человек, 20 из них на разных этапах сошли с дистанции, потому что не смогли совмещать курс и обучение в вузе. Перед четвёртым модулем студентов параллельно с обучением приняли на программу стажировки Beeginner, и они стали практиковаться на реальных задачах от команды «Билайна».
Всем, кто прошёл программу, выдали сертификаты, 12 человек получили рекомендательные письма. Сейчас лекции BeeInterns любой желающий может посмотреть на YouTube.
Для стажёров важно, чтобы наставник был коучем, а не руководителем. Кейс ANCOR
Международной стафинговой группе ANCOR, одному из лидеров кадровой индустрии в России и СНГ, уже больше 30 лет. В 2014 году они запустили программу обучения HR-специалистов Ancor Start, потому что обнаружили, что в вузах даже на факультетах по управлению персоналом студентов не учат рекрутменту.
Формат обучения — частично удалённый. Студент проходит 15 онлайн-тренингов, погружается в «25 шагов рекрутмента» — это технология, по которой работает ANCOR.
Программа Ancor Start показала свою эффективность как образовательный продукт, но когда посчитали конверсию трудоустройства студентов после обучения в ANCOR, оказалось, что всего 10% остаются в компании. Огромная часть людей уходит к конкурентам.
Поэтому в 2020 году отдел по привлечению молодых специалистов запустил программу Ancor Hunters. Она нацелена на выпускников вузов, которые хотят строить карьеру именно в ANCOR.
Важный элемент в обеих программах — институт наставничества.
За обучение стажёров в ANCOR не доплачивают, но все сотрудники понимают, что, если правильно выстроить работу со стажёром, он станет действительно хорошим джуниор-специалистом.
UPD: В тексте допущена фактологическая ошибка. Правильно: Центр развития финансовых технологий.