Личное не публичное? Как работающим специалистам позиционировать себя в соцсетях

Где идеальный баланс личного и профессионального контента, стоит ли превращать свой инстаграм в храм успеха и почему не вести соцсети иногда лучше, чем вести.

Это Алина, менеджер проектов. Днем она послушно принимает правки от клиента по баннеру, а вечером отвязно кутит в баре под кальян. Обе стороны ее жизни, светлая и темная, попадают в фейсбук.

Это Дима. Он профессиональный инстолог и распаковщик личного бренда (это у него в био так написано). У него четкий план: три поста о работе, один про годовалую дочку — он слышал, что от постов с детьми повышается энгейджмент и снижаются отписки в инсте.

А это Палыч. Он водит бетоноукладчик, но в душе романтик, поэтому вечерами выкладывает свои стихи в Одноклассники. Обычно под фотографиями незамужних женщин.

Все в сборе, можно начинать.

Влияет ли то, как эти люди относятся к своему контенту, на их имидж как профессионалов? А на решение HR-специалиста или потенциального клиента? Как вообще быть с публичностью в соцсетях в наше непростое время? Вопросов много, давайте попробуем со всем разобраться.

Почему мы вообще обсуждаем личные странички в социальных сетях. Они же личные!

Конечно, это так. Никто вам не указ, чьи цитаты репостить в вашем ВК, с кем ругаться в Твиттере и котиков какой породы выкладывать в Одноклассниках. Всё, что написано дальше, касается тех людей, которые думают на несколько ходов вперед — и понимают, что всё личное становится публичным. Что когда придет время менять работу, хэдхантеры прошерстят не только ваше резюме на сайте, но и проверят все ваши соцсети. И если у вас там истории о том, какой предыдущий работодатель *непорядочный человек*, потому что заставлял работать — вряд ли это сыграет вам на руку.

Поэтому мы попытались проанализировать ситуации, когда работающему человеку стоит переходить от бездумного постинга к продуманному.

Ситуация первая. Публичная персона в штате компании

Наверное, не стоит напоминать, насколько медийность ограничивает свободу человека. Во всяком случае свободу постить что угодно. Особенно актуально для западной культуры с их неугасающими скандалами вокруг очередного чьего-нибудь высказывания десятилетней давности в Твиттере. За неосторожные слова увольняют с важных постов, и это не новый сезон «Черного зеркала».

Что есть «публичная персона»? Человек, который стал представителем интересов компании в медийном поле.

Публичность может быть изначально зашита в его обязанности (как у менеджера по работе с клиентами, PR- или HR-менеджера). Публичностью могут наградить «сверху»: например, директор строительного магазина решил, что мастер Петров теперь будет лицом их YouTube-канала, за бонусы. Петров, проснись, ты звезда.

Публичность может прийти к любому сотруднику по его же воле: например, технический специалист, который решил прокачать коммуникативные навыки и заделался спикером на конференцию, автоматически становится публичной персоной.

Чем публичная персона отличается от непубличной?

Первое. На таких людей обращают больше внимания. За ними следят журналисты, коллеги по рынку, конкуренты, потенциальные сотрудники, клиенты. Приходится дважды подумать перед тем, как написать слово.

Второе. Такие специалисты вполне могут стать частью медиаплана компании. Самый облегченный пример — когда пиарщик просит вас репостнуть статью про новый вебинар и порекламировать его на свою аудиторию, потому что вы там выступаете. Так что готовьтесь соглашаться на такое.

Третье. У публичной персоны появляется возможность использовать медийный вес компании, чтобы прокачать свой собственный. Например, тимлид выступает на технической конференции по теме Golang и на его блог в твиттере подписываются разработчики, которым интересен этот язык. И эйчары, которым интересен его профиль на хэдхантере. Медийным быть выгодно.

Четвертое. Как следствие, у таких специалистов появляется «этический долг» перед компанией, которую они представляют. Ты получил пользу, так принеси ее своей компании. Покажи в своем инстаграме, в каком клевом офисе вы работаете, что у вас начальство слушает не бигдату, а людей.

Поэтому публичные персоны обычно пишут о работе в личных профилях. В знак благодарности. И потому, что начинают сильнее ассоциировать себя с компанией.

А иногда и потому, что успех компании напрямую коррелирует с их собственным — провел пиарщик мероприятие с солдаутом, половину посетителей приведя из личного аккаунта, получил бонусы в конце месяца.

В России нет четкого разделения на личные и рабочие социальные сети. И я все чаще слышу просьбу от потенциальных клиентов и работодателей дать ссылки на инстаграм и фейсбук. Мои закрытые профили даже просили открывать, чтобы их могли тщательно изучить. Признаюсь, меня сначала такая перспектива не устраивала.

Если говорить про публичных людей или лиц компаний, то важно понимать, как тот или иной контент влияет на личность человека или компанию, которую он представляет. Например, профессионализм предпринимательниц Александры Митрошиной и Анастасии Мироновой под вопрос не ставят, хотя девушки выкладывают откровенные фото. Почему? Их фото напрямую отвечают их бизнесам и брендбукам брендов. Но, условно, если семьянин и владелец завода выложит фото из бара с молоденькими девушками, то это поднимет много вопросов. Думаю, здесь PR службе завода стоит на мягких лапках обсудить с ним, что он хотел сказать этим фото и нежно уточнить, понимает ли он, как это отразится на деятельности компании, настроении инвесторов и сотрудников в долгосрочной перспективе. А если это рядовой сотрудник, то нужно понять, обсуждались ли с ним на старте работы нюансы ведения личных соцсетей. Если да, то обсудить с ним его активность — не составит труда, а если нет, но его контент начал напрямую влиять на репутацию компании, то стоит предложить ему поговорить об этом моменте и совместно решить вопрос. Подчеркну, что именно совместно.

Я считаю, что ведение социальных сетей индивидуально и каждый кейс нужно разбирать отдельно. Важно быть искренним в жизни и онлайне, но при этом, если что-то говорить или постить, то — с умом. Социальные сети действительно стали нашим отражением, визиткой, и это неплохо, что они дают потенциальному клиенту или работодателю понять наш вайб на берегу.

Полина Курач, PR-специалист и консультант

Пятое. Когда становишься публичной персоной, приходится пересматривать свои личные аккаунты. Нужно, чтобы контент органично сосуществовал: личный и профессиональный. И ничего страшного, что у вас на работе жира, таски и берндаун чарт, а в личном профиле подгузники, раскраски и детский сад, если вашим подписчикам это нравится и начальство не против.

Так что если у менеджера Алины в фейсбуке то фотоотчеты с конференций, то с безудержных вакханалий — ну что ж, такой она человечек, ее право. Хотя руководство, PR- и HR-отдел могут быть от этого не в восторге. Можно, конечно, «серьезно поговорить», но это будет неловкий разговор для всех — соцсети были и останутся личным пространством.

Ситуация вторая. Независимый специалист

Чем отличается независимый специалист от штатного? По определению у него должно быть больше свободы решать, как поступать со своим аккаунтом. А как на самом деле?

Загляните в аккаунт любого человека, который учит других с позиции эксперта — найдете там очень много личного контента, потому что без доверительных отношений такого бизнеса просто не бывает.

Откройте профиль фрилансера, который использует соцсети как портфолио — всё равно увидите там какие-то фрагменты его жизни. Потому что все понимают: к фрилансеру обращаются не только как к специалисту, но и как к человеку. Кому бы вы доверили вести ВК-аккаунт уютной пирожковой — милой девушке, которая любит собак, кофеек и маленького племянника, или суровому парню в косухе, который гоняет на байке по всей стране (допустим, среди них тоже есть SMM-щики)? Стереотипы не при чем, просто не тот вайб, как говорится.

Поэтому постить или не постить котов и детей, если ты фрилансер и часть заказов идет из социальных сетей — вопрос бессмысленный. Здесь многое будет зависеть от того, насколько у вас теплые и близкие отношения с аудиторией и того, какое впечатление вы хотите создать. В целом независимых специалистов отличает более продуманный подход к ведению своих страничек в социальных сетях. Они разрабатывают контент-планы, ищут баланс между личным и профессиональным контентом, методом проб и ошибок нащупывают темы, которые не находят отклика у аудитории и, наоборот, заходят на ура.

Дима из примера в начале все делает правильно при условии, что его аудитория давно его читает и интересуется его персоной, а не только работой. Личный контент нужен независимому специалисту, главное, чтобы он не распугал ему всю рыбу.

Ситуация третья. Непубличная личность в штате компании

Сюда относятся все рядовые сотрудники. Вы не мелькаете спикером на конференциях, на ваш фейсбук не ссылаются в кейсах на сайте и блоке контактов в соцсетях. Как быть с контентом?

Если коротко: делайте, что хотите, но думайте наперед. С линейных сотрудников спроса никакого, особенно если на работе они не взаимодействуют с кем-либо, кроме своей команды. Но, нынешние HR-специалисты раскопают про вас всю подноготную, когда станут принимать решение, звать вас на интервью или нет. Поэтому многие сотрудники, которые собрались делать ноги из своей нынешней компании, часто проводят генеральную уборку в соцсетях: удаляют старые посты, закрывают фотоальбомы, меняют аватарки на более приличные, заполняют биографию, вписывают туда места работы.

Но, как известно, интернет всё помнит, поэтому лучше не мусорить совсем. Даже Палычу, про которого в отделе кадров поинтересуются разве что про судимость. Вдруг он потом пойдет на повышение? А тут эта неловкая лирика.

Страница в социальных сетях — это верхушка айсберга. У многих до сих пор в открытом доступе дневники в «Живом журнале» — хотя наверняка взгляды у человека уже изменились.

Кроме соцсетей есть мессенджеры, есть почтовые аккаунты. Информация в них тоже публичная (имя, фамилия, фотографии). Чтобы создать благоприятное впечатление на HR, лучше всего придерживаться единообразия. Имя в мессенджерах, почте, социальных сетях должно быть одинаковым. Если используете полное имя, то везде нужно указывать полное имя. Это же касается смены фамилии. Сменилась фамилия — поменяйте почту, которую используете для поиска работы. Если сильно менялась внешность — то фото также стоит изменить на более актуальное. Существенно лучше будет, если это будет ваша фотография, а не коллективный семейный портрет или фото ребенка — во всяком случае смените ее на период поиска работы.

Для рекрутеров работает правило: «я в социальной сети — я готов к общению». В любой мессенджер может постучаться HR. И это нормально. Если ты не хочешь повышенного внимания — закрой социальные сети.

Ася Маркевич, HR в digital-агентстве ДАЛЕЕ

Неудобные вопросы про личные соцсети

Все понятно: публичным персонам задуматься о контент-плане и тональности своих профилей, непубличным расслабиться и наслаждаться моментом, но слишком уж не увлекаться.

Какие еще вопросы остались нетронутыми?

Как быть первому лицу компании? Обязательно ли быть активным в соцсетях и писать про работу?

У первых лиц, к счастью, есть выбор: заниматься пиаром собственной компании и персоны своими руками или доверить это пиарщикам. Но если занимаетесь соцсетями самостоятельно, вести себя лучше хорошо, не делать двусмысленных заявлений, во всяком случае. Помните, что на вас смотрят, каждую минуту. Оптимальный вариант: либо доверить работу с аккаунтами профессионалам, либо подчистить историю и сохранять радиомолчание.

Что делать, когда ты профессионал и очень хочется выложить что-то личное, но подписчики могут это плохо воспринять?

Во многих соцсетях есть хорошо позабытая возможность делиться только с близкими друзьями. Это почти как сегментированная рассылка: все довольны, и невысказанные мысли не толпятся в голове.

Хочу, чтобы моя личная жизнь не смешивалась с профессиональной. Как быть?

Самый логичный вариант — завести себе отдельный аккаунт «про работу» и его развивать. А личный закрыть и открывать только для друзей. Тогда можно там публиковать что захочется: котиков, детей, собак, барные посиделки, истории о том, как вы стали осознанным и очень ресурсным человеком. Просто же.

Не хочу, чтобы HR смотрели, чем я там занимаюсь после работы. Мой профессионализм от этого не зависит!

Абсолютно верно. Поэтому многие ставят ограничение на подписку для личных профилей. Тайное остается тайным.

У меня есть личный аккаунт, хочу повысить свою медийность. Что делать, публиковать в него посты «про работу»?

Лучше, как мы уже писали, завести отдельную страницу и пригласить подписаться на нее тех, кто вас сейчас читает. Не исключено, что среди них есть те, кому интересно узнать про управление проектами или изнанку работы над дизайном интерьеров. Зато вы получите более качественную, «живую» аудиторию — это влияет на видимость постов в ленте.

В моем личном аккаунте — бар-хоппинг, рейвы и мистер Кутеж. Хочу сменить работу, получить серьезную должность. Эйчарам не понравится мой профиль?

Всё зависит от компании, куда вы намерились попасть. Если это рок-н-ролльный стартап, то ваши экстремальные увлечения даже будут плюсом — сразу видно, что вы соответствуете духу компании.

Всё очень сложно, но я осознаю, что нужно что-то менять в своих соцсетях. С чего мне начать?

Просто определитесь, для кого они: друзей и родственников, коллег по отрасли, HR-ов, единомышленников, разделяющим ваши увлечения. И действуйте. Всем все равно угодить не получится.

Медийность — это большая ответственность

Если вы намеренно не превращаете свои соцсети в храм подписчиков — то это личное пространство, где, казалось бы, можно творить всё, что хочется. Но даже для профилей на пару десятков подписчиков справедливо правило: думайте о последствиях. Живем во времена, когда посты одинаково хорошо вдохновляют других на подвиги и могут стать причиной скандала, хейта в ваш адрес или чего похуже.

Медийность и правда накладывает обязательства. А так как медийны сегодня практически все — что ж, держите свою порцию социальной ответственности.

Кстати, вы перестали отмечаете друзей на фотографиях с вечеринок?

0
1 комментарий
Витя Архипов

о да, в менеджменте своей страницы куча фишек. забавно, что казусы могут быть не только с самим контентом, но и с обратной стороной медали, когда пустые страницы плохо воспринимаются и вызывают подозрение)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда