{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Тюрьма присутствия: почему мы не должны знать, чем сейчас заняты наши коллеги

Перевод эссе Джейсона Фрайда "The Presence Prison". Джейсон — основатель компании Basecamp (ранее известной как 37 Signals) и автор множества книг об организации работы. Мне очень близко видение и ход мыслей Джейсона, поэтому я публикую перевод избранных из новых его эссе.

Еще одной причиной опубликовать это эссе было то, что в моей компании NBS Apps мы исповедуем принципы асинхронной работы, все как Джейсон завещал. Но пишу я существенно хуже сенсея, поэтому не вижу смысла пересказывать уже хорошо описанные мысли.

Джейсон Фрайд

Обычно мы в Basecamp представления не имеем, чем занимаются и где находятся коллеги. Заняты ли они работой? Не знаю. Ушли на перерыв? Без понятия. Обедают? Может быть. Забирают детей из школы? Возможно. И это никого не волнует.

В подавляющем большинстве случаев это просто не имеет значения. Главное – позволить людям самим формировать свой рабочий график в зависимости от личных предпочтений.

И это вовсе не так сложно, как кажется, хотя и требует смены парадигмы. Например, на смену «Позвоню-ка Джеффу, чтобы обсудить новую идею» приходит «Изложу-ка я идею максимально подробно в письменном виде; а созвониться можно потом, когда у Джеффа будет свободная минутка».

Текущее занятие и местонахождение ваших коллег важны, если постоянно их дергать по малейшему поводу. Но если стоит задача дать им возможность всесторонне обдумать предложение и взвешенно ответить, то текущее местоположение утрачивает всякое значение. Мы предпочитаем второй подход.

Собственно, мы в Basecamp всегда так и работали, будучи полностью «удаленной» компанией с сотрудниками, разбросанными по всему миру. У нас просто не было другого выхода. Мы быстро научились ценить преимущества асинхронной работы, поскольку с самого начала были вынуждены вести деятельность в семи часовых поясах.

Но лишь полностью отказавшись от Присутствия, мы ощутили то невероятное спокойствие, которое приходит, когда тебя не волнует, работает ли кто-то или нет в этот самый момент.

Многие современные коммуникационные инструменты «заточены» под Присутствие. Обычно оно обозначается зеленым, красным или желтым кружком. Если рядом с именем коллеги стоит зеленый кружок – значит он на рабочем месте (доступен). Желтый или красный кружок означают, что его нет на месте (недоступен). Именно так компании следят за тем, кто и когда работает.

Долгое время мы пользовались внутренним мессенджером, который в реальном времени транслировал статус каждого сотрудника в компании. Это представлялось крутым и удобным. Казалось, что подобная информация полезна и необходимо. Но на самом деле все наоборот: переизбыток информации так же вреден, как ее недостаток.

Давайте спросим себя: что на самом деле означают статусы «доступен» и « недоступен»? Оставим формальные определения в стороне, потому что на самом деле они означают следующее: «Можете меня доставать» и «Я сбежал и затаился, потому что мне просто не дают работать».

Увы, недоступность часто воспринимается негативно. Если долго оставаться «недоступным» (при этом человек, скорее всего, работает; просто не хочет, чтобы его беспокоили), коллеги начинают задаваться вопросом, на работе ли он вообще. Переборщи с «недоступностью», и коллеги начнут считать тебя ненадежным. Думаю, все это хорошо знакомо тем, кто пользуется инструментами со статусом. Бред, да?

В то же время «доступен» обычно воспринимается как приглашение. Попробуйте по 3 часа побыть «в сети» и «не в сети», а потом сравните результаты. Готов поспорить, во втором случае вы сделаете гораздо больше.

Правда в том, что вряд ли существуют веские причины знать, свободен ли коллега в данный момент или нет. Если от него что-то нужно, всегда лучше спросить напрямую, и он ответит, если сможет. Отсутствие же вовсе не означает, что вас игнорируют. Скорее всего, он просто занят. Уважайте это! Всегда исходите из того, что коллега сконцентрирован на работе.

Бывают ли исключения? Конечно. В случае чрезвычайной ситуации полезно знать, кто готов прийти на помощь. Но такие ситуации, к счастью, крайне редки и не должны определять политику в остальных случаях. Кроме того, иногда бывает необходимо убедиться, что человек на месте, чтобы предотвратить перерывы в обслуживании. Но эти случаи весьма специфические, и присутствие сотрудника на рабочем месте лучше обговаривать явным образом, а не ориентироваться по цветному кружку.

В Basecamp мы отказываемся от статусов, отвергаем присутствие, избегаем отвлекающих факторов. На самом деле, при разработке последней версии Basecamp мы намеренно решили не включать в нее понятия «статус» и «присутствие». На этапе предварительного проектирования эти функции обсуждались, но потом мы их отбросили и ни разу не пожалели. Приняв волевое решение, мы сразу почувствовали облегчение и умиротворенность.

Так что сделайте шаг к спокойствию и избавьте сотрудников от необходимости сообщать о статусе. У них без того достаточно работы; постоянно забота о статусе – лишь пустая трата времени и сил. Статус должен быть един и очевиден для всех: «Я пытаюсь делать свою работу, пожалуйста, уважайте мое время и внимание».

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и цифровых продуктах

Статью опубликовал Иван Кузнецов, блестящий перевод выполнил Кирилл Крутов.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Covid 19

Любителям всяких битриксов полезный материал.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Да, думаю нужно внимательно слушать чувака который "просрал" все рынки будучи на них первым и даже имея бренд как имя нарицательное.

Highrise, Capmfire закрыты. Basecamp уже даже в списках сравнения никто не упоминает, потерял полностью позиции и уступил их Asana, Trello и т.п.

Он крутой, но всё относительно, и он говорит про бизнес, а значит тут важны бизнес метрики. Причем он сам вроде бы не отрицает, что бизнес то и не строит, у него свой поток и баланс, а это совсем другая история.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Я тоже скептически относился к 37 signals, именно из-за качества их продуктов, в отрыве от бизнес-метрик. Ну то есть они писали грамотные и красивые вещи, но поскольку это не подкреплялось практикой, картинка в голове у меня не складывалась.

Прошло время и случился прекрасный кейс с массовым увольнением из Сигналов, когда там запретили разговоры о политике на работе. И то, как Джейсон отреагировал на этот кейс, показался мне очень взрослой позицией. После чего я снова начал за ними следить.

Затем я затестировал hey.com их новую почту и она офигенная. Я перешел и для личной и для рабочей почты туда. Недавно я взял триал basecamp и он не показался мне таким плохим, каким казался раньше. Да, мне не хватает там встроенных канбан досок, да мне не очень нравится устройство файл-шеринга, и дублирование некоторых элементов, но он мне понравился, это отличный продукт, я для него немного скорее гик и выбираю ноушен. У меня есть ощущение что на какое-то время они стагнировали, возможно из-за усталости самих основателей, но сейчас активно развивают продукты.

При этом бейскем единорог (на текущем рынке я думаю 10+bln USD), просто никогда не привлекал внешних инвестиций.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Всё проясняется если прочитать их книгу https://www.livelib.ru/book/1000697407-rework-biznes-bez-predrassudkov-dzhejson-frajd-devid-hajnemajer-hensson

Они не пытаются стать большими, живут в удовольствие, все давно миллионеры.

Книга великолепная, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

У них есть своя ниша и огромное количество клиентов. Мне больше подходит ноушен. Но своя логика в их продукте есть.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Угу, и есть еще более полезный материал, про какой-нибудь амазон, который с точки зрения генерации бабла даже не на порядок успешнее Basecamp, но где люди ссут в бутылки.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Что такое успех в генерации бабла? Как его считать? Прибыль на сотрудника? У Basecamp он будет выше. Выручка на сотрудника? Ну сомнительно — слишком разные бизнес-модели для сравнения. Капитализация на сотрудника? И тут при листинге на бирже basecamp будет впереди. Общая капитализация да, однозначно, рост капитализации мы не можем сравнить, абсолютные данные по прибыли и выручке — конечно в пользу Амазона. Успех ли это в генерации бабла?

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Это спорт больших достижений, они герои.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Амазон очень сильно проигрывает Basecamp, у них на одного человека заработок тысяч сто, штат то маленький.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Гончаров

Битрикс лишь сделал корпоративный функционал "взрослых" доступным для "маленьких".

Мы, например, начинали пользоваться статусами, когда такого слова "Битрикс" не существовало. Уже в 90х на Аське устанавливали.

А когда в 2007 MS Communicator (и дальше), это, просто, стало корпоративным стандартом, потому что там уже появилась автоматизация управления этими "светофорами".

У автора логика странная, но ... так уже у них повелось. Мы же вводили другую логику:
- "зелёный" - работаю, можете помешать, но в крайнем случае.
- "жёлтый" - быстрого ответа не ждите в любом случае, как смогу - отвечу.
- "красный" - не лезть и соединять даже с Папой Римским. Однако, даже технически этот статус глушил все "напоминалки" и прочие раздражалки, звонки и пр.

Резюме: автору просто не повезло - не с того конца внедрили у них систему, поэтому такие траблы. Такое часто бывает: микроскопом гвозди забивать иногда очень даже удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Covid 19

Автор пишет о несостоятельности самой идеи, в двух словах: - тем кто интенсивно работает некогда статусы переключать.
Если вы в зелёном статусе, и тут подошёл важный клиент, вы будете дергать за статусы? Нет конечно. Вы будете спешно выстраивать будущий диалог.
Что за ассоциации? Взрослые, дети... Наверно ЧСВ? или я не понял эту мысль.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Гончаров

При чём тут ЧСВ? Я лишь поделился многолетним опытом внедрения и эксплуатации одной из методик в разных компаниях.
На моей памяти, около 15 лет назад статусы уже переключались автоматически: когда ты отошел, когда работаешь за компом, когда у тебя задача в календаре, встреча, когда ты "на линии" и т.д. и т.п.
Мне даже в голову бы не пришло при каждом событии кидаться к статусам. Такая "автоматизация" точно не нужна.

Ответить
Развернуть ветку
Covid 19

А на моей памяти не было случая, когда применение этих самых статусов принесло сколь-нибудь существенное облегчение в работе, а именно наоборот, лишнее внимание, отвлечение.
Я когда увидел Битрикс, сразу понял - ещё одна очередная дрянь - пожиратель времени. Изначальная идея ит была - облегчить жизнь, убрать рутину, тем самым увеличить производительность единицы, но, по факту, этот базовый принцип забыт, и нагрузка не уменьшилась и производительность не возросла. Да, для продажников безголовых, Битрикс стал спасением, он заставляет записывать все договоренности, но у нормальных людей и так все ходы записывались, теперь каждый может ознакомится с предыдущей историей общения с клиентом. Все, На этом плюсы заканчиваются, за то сколько нового и очень "существенно важного", а по факту - бесполезная трата времени.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Гончаров

Это из классики "мартышка и очки". Или того же Крылова: "а вы друзья, как не садитесь".
Кому только не приписывают фразу, что: "автоматизация хаоса - это автоматизированный хаос". Очень точно сказано. И про микроскоп я уже писал выше.
Любая программа, включая тот же Битрикс, всего лишь инструмент. Как его применять, зависит от того, кто применяет и внедряет.
P.S. Фраза "ещё одна очередная дрянь" как бы тоже о многом говорит - "не везёт мне в смерти, повезёт в любви".

Ответить
Развернуть ветку
Covid 19

Олег, очки я вижу на вашем носу.

Ответить
Развернуть ветку
Хрюшин Кабан Кабаныч

Думал сейчас начну читать про RFID-карточки, статистику выходов и перемещений, запись на камеру всех действий монитора, а оказалось все проще =) Они там за такие простые вещи борются, а тут чуть ли не зонд в 1 место пытаются вставать какие-то эффективные менеджеры, главное сами того не понимают, что это им даст =)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Elesin

Интереснее было бы почитать о парадигме оценки эффективности сотрудников в условиях максимально свободного графика и, соответственно, методов расчета размера оплаты труда.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Они пишут про это в rework.

Если брать нас, простых русских Иванов, с такой же моделью то у нас вся оценка идёт согласно холсту договоренностей о котором, я надеюсь, скоро напишу

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Чей бизнес? У автора оригинального поста миллиардный бизнес.

Я не знаю как вы работаете дома, но у нас все хорошо, говорить за всех плохая привычка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

А сколько в вашей?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда