{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Направить конфликт сотрудников на пользу бизнесу? Фасилитируй это! 3 метода эффективного менеджмента острых вопросов

Фасилитация – проверенная временем техника работы с персоналом особенно актуальна для антикризисного менеджмента. Число рабочих мест на рынке сокращается, внутренняя конкуренция растет. И вот каждое совещание превращается в перетягивание одеяла влияния, оспаривание позиции «соперника» и град отравленных сарказмом стрел-слов. Что, у вас не так? Всё равно наша инструкция «Фасилитатор от бога» будет вам полезна.

В чём идея? Кто автор?

Удивительно, но принципы эффективного поведения людей в социуме сперва отрабатывались на тараканах.

Так в 1965 году американский психолог Роберт Зайонц провел занимательный эксперимент. И увидел следующее: тараканы проходят легкий лабиринт быстрее, работая в паре под давлением внимательных взглядов сородичей. Но если лабиринт сложный, тогда лучший результат показывают идущие в одиночку без зрителей.

— Хммм, — подумал Роберт. И обнаружил схожие результаты у людей. Это утвердило учёного в мысли, что обстоятельства влияют на качество работы.

Так родилась теория фасилитации (от лат. facilis — «лёгкий, удобный»), изучение которой в дальнейшем подхватил американский же коллега Зайонца Карл Роджерс. В 80-х последний активно использовал фасилитацию в сфере образования. Затем, доказав свою эффективность, метод перешёл в другие сферы. Например, активно используется для выстраивания гармоничных рабочих отношений и решения конфликтных ситуация внутри коллектива.

Итак, фасилитация это метод группового решения вопросов или конфликтных ситуаций. А фасилитатор — человек, который обеспечивает конструктивную коммуникацию.

Где и когда применяется

1. Разброс мнений. Фасилитация работает в любых ситуациях, когда есть несколько человек с разными мнениями по одному вопросу. Будь то слёт любителей авиамоделирования, студенческий чат по формированию меню для пикника на майские или рабочее обсуждение бизнес-стратегии на ближайшее полугодие.

Цель: сделать эффективный выбор за максимально короткий срок и при этом не допустить конфликта.

2. Поиск идей. Совместный поиск идей, новых путей и нестандартных решений имеет свои плюсы и минусы. Плюс в том, что кто-то может подхватить идею коллеги и вместе «докрутить» до эффективного инструмента. Плюс в том, что человек не остается наедине со своими мыслями, а сразу получает обратную связь. Плюс в том, что каждый может высказаться здесь и сейчас, заряженный общим энтузиазмом. Минус же в том, что не у всех хватает решительности и уверенности в своих идеях, чтобы высказать их.

Цель: создать безопасную, комфортную среду для обмена мнениями и вовлечь в обсуждение всех участников.

3. Разрешение конфликта. Конфликт между отделами или отдельными сотрудниками нередко так или иначе тормозит работу целой компании. Решение такого конфликта требует тонкого подхода и применения основного условия фасилитации — невовлечённости.

Цель: решить конфликтную ситуацию, не доводя до крайней меры: увольнения или перевода в другой офис одной из сторон.

4. Стиль руководства. В бизнес-практике фасилитация используется и ситуативно, и как метод управления командой. Это недирективный метод, при котором руководитель сочетает в себе не только функции руководителя и лидера, но и участника групповой динамики.

Цель: создание комфортной рабочей среды, где каждый осознает личную ответственность за общее дело, любые предложения рассматриваются и подлежат обсуждению.

Инструкция фасилитатора: практические методы

Этапы фасилитации:

  1. Выявить и описать проблему.
  2. Описать причины, которые к ней привели.
  3. Установить критерии для оценки решений выбранной проблемы.
  4. Собрать мнения об альтернативах, записать их.
  5. Оценить эффективность предложенных решений.
  6. Выбрать лучший вариант.
  7. Разработать план действий по реализации данного решения.
  8. Внедрить план.
  9. Оценить результаты.

Популярные методики

Существует немало методик проведения фасилитационных сессий разных лет и разных авторов. Рассмотрим самые популярные.

  • Мировое кафе. Авторы: Х. Браун и Д. Исаакс, 2005 год.

Цель: сбор мнений у большого количества людей, наработка идей и решений.

Роли: «хозяин кафе» (фасилитатор или группа, помогающие управлять процессом), участники.

Подготовка: определение темы и вопросов для обсуждения.

Процесс: Пространство разделяется на условные столы в кафе. У каждого стола есть хозяин, который:

- не заинтересован в итогах обсуждения;

- не предлагает свои схемы действия;

- старается разговорить участников, фиксирует и резюмирует результат обсуждений.

Участники, которые поделены на группы, перемещаются от столика к столику, делясь мнениями и отвечая на вопросы хозяина стола. Минимум 3-4 раунда с переходом к разным столикам.

Хозяева столов не перемещаются. Их задача познакомить участников с результатами работы предыдущей группы и записать новые идеи.

Основные этапы работы за столами:

  1. Обсуждение прошлого: какие факторы влияли на ситуацию?
  2. Здесь и сейчас: исследование текущей.
  3. Варианты будущего: создание идеальных сценариев.
  4. Поиск общих интересов: нахождение точек соприкосновения конфликтующих сторон, поиск общих задач для формирования лучшего будущего.
  5. Планирование: конкретизация планов.

Итог: Хозяева столов собирают записанные мнения воедино, представляют на суд общественности наработанные решения. Создание галереи идей.

  • Динамическая фасилитация Автор: Дж. Раф, 2002 год

Цель: урегулирование конфликтов и достижения «творческого консенсуса без компромисса».

Роли: фасилитатор и участники конфликта.

Подготовка: изучение фасилитатором конфликта, мнений сторон, желательно проведение предварительных интервью один на один с участниками конфликта.

Процесс: Фасилитатор взаимодействует с участниками обсуждения, задает вопросы и обязательно записывает любые высказывания и ответа. Фиксация всего, что сказано — основа метода. Вся информация делится на категории и записывается в своём разделе.

Структура записи на флип-чатах.

  • Данные (факты). Здесь записываем то, что является фактом, а не предположениями и оценками участников.
  • Опасения (и сомнения). Здесь фиксируем все опасения участников, волнующие вопросы, предположения и плохие предчувствия.
  • Проблема (суть проблемы). Описание проблемы и её составных частей. Мнение каждого из участников: суть проблемы, почему она важна. Эти мнения могут в итоге отличаться. Так мы исследуем ширину и глубину проблемы.
  • Решение (варианты). Фиксируем перспективные варианты и предложения.
  • Выводы

Для чего ведётся запись? Чтобы принять другие точки зрения и действительно услышать их. Необходимое условие для этого: сперва дать человеку высказаться.

Практики утверждают, что когда эмоции выплеснулись и человека выслушали, не перебивая и не оспаривая сказанное, у него возникает эффект восприятия другого мнения. Для этого все мнения и зафиксированы на флип-чате. Этот психологический эффект знаменует начало выхода из собственного «коридора мышления» и приближает конфликтующие стороны к консенсусу.

  • Технология открытого пространства Автор: Х. Оуэн, 2008 год.

Цель: поиск решения сложной, конфликтной задачи, выход из тупиковой ситуации.

Роли: фасилитатор и участники обсуждения

Подготовка: определение темы, подбор формулировки. Она должна вдохновлять.

Процесс:

В основе метода лежат принципы:

  1. Здесь собрались именно те люди, которые должны здесь быть.
  2. Всё, что происходит – неоспоримый вариант развития событий.
  3. Всё начинается в правильное время.
  4. Всё заканчивается тогда, когда заканчивается: без рамок и ожиданий.

Закон. Если вы не можете сделать в данном месте в данное время какой-то вклад или взять что-то полезное для себя, измените ситуацию: например, поменяйте группу.

Участие в процессе исключительно добровольное.

Этапы

  • Начало работы: знакомство, перевод фокуса на то, что работа ведётся самостоятельно; создание доски объявлений.
  • Основная часть: участники самостоятельно делятся на группы, работают совместно, подготовят отчеты по результатам. Озвучивают результаты. Совместно определяют приоритеты, обсуждают общие выгоды, возможности компромисса.
  • Завершение: техника «говорящая палочка» или орудие шамана: тотем передается по кругу и с ним передается слово.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда