{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Развитие IT-персонала в эпоху перемен

Российский IT-сектор продолжает трансформироваться. Стратегия развития отрасли, принятая в нашей стране, дала мощный толчок в развитии российских технологий и повысила на них спрос.

Преобразования в IT-отрасли затронули и технологических специалистов, увеличилась потребность в высококвалифицированных кадрах, способных работать в условиях новых трендов. При этом уже долгое время на российском IT-рынке преобладают программные решения западных вендоров, на которых построены инфраструктуры большинства компаний. Поэтому на сегодняшний день основная масса экспертов обучена работать именно с зарубежными продуктами.

При этом сфера IT постоянно развивается, открывая для специалистов путь к новым возможностям. Сейчас в России идёт активное усиление отрасли, что способствует увеличению числа вакансий и улучшению условий труда.

Но как сотрудникам технологических специальностей строить свой карьерный путь в новых условиях? Какие компетенции необходимо развивать и каким навыкам обучаться, чтобы точно быть востребованными на рынке IT?

Что нужно работодателю

Задача строить инфраструктуру на российских программных решениях в последнее время стала более актуальной для многих организаций. При этом важно понимать, что помимо трансформации инфраструктуры, бизнесу необходимо пройти путь адаптации к новым условиям работы. Большое значение в этом процессе занимают компетенции IT-специалистов по обслуживанию инфраструктуры на российских решениях. Организациям потребуется инвестировать в обучение и развитие собственных ИТ-ресурсов, либо заняться поиском подходящих специалистов на рынке труда. Второй вариант при этом будет более сложным и финансово затратным.

В последние годы спрос на технических специалистов, умеющих работать с российскими программными продуктами существенно увеличился и в перспективе будет продолжать расти. При этом в сфере информационных технологий наблюдается дефицит профессиональных кадров с необходимыми компетенциями.

По данным HeadHunter, спрос на программистов и разработчиков ПО в России за 2021 год вырос на 72%. К примеру, у нас в компании на сегодня открыто более 200 вакансий во всех регионах России, в частности: разработчики, тестировщики, архитекторы, бизнес аналитики, специалисты по работе с российскими производителями ПО и оборудования, инженеры по информационной безопасности, системные инженеры, администраторы баз данных, менеджеры по ведению комплексных проектов и т.д.

В последнее время в числе основных требований к кандидатам всё чаще указываются навыки работы со специальными программами и системами. Например, опыт в администрировании и конфигурировании ОС Linux, навыки работы с системами управления конфигурациями Ansible, Puppet.

При переводе инфраструктуры организации на российское ПО важно, чтобы все бизнес-процессы оставались на уровне не ниже текущей эффективности. Для контроля и обслуживания инфраструктуры требуется высокопрофессиональная IT-служба. Поэтому компетенции технических специалистов становятся ценным ресурсом.

Сегодня руководители организаций стремятся нанимать сотрудников не просто с хорошим опытом работы, объемным портфолио и мощными навыками, но и с прокаченными soft skills, позволяющими специалисту оперативно повышать свой уровень и учиться новому.

Обычно крупные предприятия предпочитают инвестировать в развитие своих экспертов. Кто-то проводит курсы внутри компании или организует обучение у вендора. К примеру, наша компания предлагает заказчикам возможность обучения IT-персонала ключевым навыкам работы с российскими системами и оказывает полную техническую и информационную поддержку. К тому же, внутри самой компании существует Корпоративный Университет, где специалисты могут повышать свои компетенции, осваивая новые технологии и продукты, а также повышая свои soft skills.

Как настроить эксперта на обучение новым компетенциям

Обычно опытному специалисту трудно обучаться практически с нуля, ведь он является профессионалом в своей области. Это может стать препятствием в освоении навыков работы с российским ПО. Также многие специалисты допускают ошибку, тратя время на сравнение продуктов и поиск привычных инструментов администрирования.

Здесь важно понимать, что навыки работы с российскими программными решениями, хоть и схожи с импортными, но при этом имеют ряд существенных отличий. В качестве примера можно рассмотреть водителя автомобиля с большим стажем вождения, которому потребовалось освоить управление вертолетом. Полученные навыки управления транспортным средством у него остаются, однако управление вертолетом и автомобилем - не одно и то же. Это значит, что привычные процессы нужно будет рассматривать уже под другим углом, учась новому.

Приведем ещё один пример. Специалист может быть высококлассным экспертом, при этом всю жизнь он работал только с импортными решениями и не имеет навыков взаимодействия с российским ПО. Когда перед ним встанет задача по переводу инфраструктуры организации на ОС Linux, прежде всего, ему придется столкнуться с изменениями, которые потребуют перейти на позицию ученика, и, можно сказать, “обнулиться”. Для специалиста с большим стажем обычно это сложная задача.

Есть существенная разница в психологии ученика и эксперта. Первый всё знает и умеет, отвечает на вопросы, направляет. Второй - не знает, не умеет, часто задает вопросы. Здесь я могу посоветовать не бояться спрашивать совета у коллег, уже прошедших путь трансформации компетенций. Не стоит также бояться ошибаться на этапе освоения новых технологий и навыков. В дальнейшем это позволит обрести ценный опыт, необходимый для развития.

Мы провели опрос среди технических экспертов нашей компании, которые уже расширили свою квалификацию, освоив работу с российскими программными продуктами и узнали, что помогло им на пути изучения новых компетенций в IT:

  • Важно не сравнивать настоящий и предшествующий опыт, а направлять все усилия на освоение новых технологий и повышение уровня своих компетенций. Это поможет значительно ускорить процесс адаптации.
  • Стоит использовать максимум возможностей для освоения нового. Получить необходимые знания можно за счет баз знаний вендоров или в аттестованных учебных центрах, которые подготавливают специальные курсы, одобренные производителем, по обучению и адаптации к работе с российским ПО. Помимо этого, существуют различные онлайн форумы и профессиональные сообщества, где специалисты могут обмениваться важными знаниями и “прокачивать” свои компетенции.
  • Необходимо стремиться к расширению своих профессиональных навыков, чтобы в условиях экономических изменений оставаться востребованным на рынке труда даже при жесткой конкуренции. Самообразование и саморазвитие помогут повысить шансы оставаться “в рынке”.
  • Улучшить результаты обучения, кроме профессиональных навыков, поможет “прокачка” компетенций личного развития или soft skills.

    Это комплекс навыков, тесно связанных с личностными качествами, которые играют важную роль в любой профессии. Среди работодателей особо ценятся такие навыки как: коммуникабельность, умение работать в команде, способность управлять проектами, адаптивность, целеустремленность. Само собой, не лишними будут и такие качества, как ответственность, исполнительность и работоспособность.

Как освоить новые компетенции на рынке IT

С 2020 года в России стало доступно обучение по различным программам проекта «Цифровые профессии», в рамках которого государство оплачивает половину стоимости курсов. Благодаря проекту, специалисты различного уровня компетенций могут получить дополнительное образование в сфере IT.

Помимо этого, многие работодатели организуют мероприятия для повышения квалификации своих сотрудников бесплатно. Доступны также варианты обучения от российских вендоров или со стороны интеграторов, если организация использует их услуги для внедрения российского ПО. Например, в Учебном Центре Softline проводятся курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для IT-специалистов, которые помогут “прокачать” компетенции или приобрести новые. В программу входит обучение взаимодействию с различными дистрибутивами ОС Linux, а по итогу выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Перспективы

Сегодня обучение профессиональных кадров является ключевым фактором развития IT-отрасли. Скорее всего, в ближайшее время спрос на IT-специалистов в России будет оставаться высоким. Сохранится тенденция развития отечественной IT-отрасли, благодаря чему специалисты смогут повысить свои компетенции, обрести новые знания и навыки, чтобы в дальнейшем применять их на практике.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда