(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(97059549, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(97059549, 'hit', window.location.href);

Праздник для души современного студента

С особенным чувством студенты ждут: защиту диплома и выпуск, сессию и стипендию. И если первые два события вызывают изрядные волнения, то ожидание очередной выплаты на социальную карту скорее приятное. Но мало кто задается вопросом об историческом происхождении этой важной составляющей студенческой жизни – стипендии. Об этом и об актуальных предложениях для студентов читайте в этой статье.

Pexels

С чего всё начиналось

Слово "стипендия" происходит от латинского stipendium, что означает "оклад” или "жалованье”, буквально: stips — дар и pendo – выплачиваю. В Древнем Риме так называлось содержание легионера: каждому воину в соответствии с его званием и должностью регулярно выделялась некоторая сумма на его нужны, не путать с окладом.

В средние века стипендию выплачивали в качестве помощи небогатым студентам европейских университетов.

В России стипендиальное обеспечение появилось в начале XVIII века в эпоху петровских преобразований. В 1701 году потребность в технических специалистах привела к созданию Пушкарской (артиллеристской) школы и Школы «математических» и «навигатских» наук. Для учащихся данных учебных заведений предусматривалось казенное содержание с выплатой особого денежного «жалованья» в зависимости от успеваемости.

Помимо государственной казны, источником выплат являлась частная благотворительность, поступления от городских магистратов и церкви.

С течением времени, подобные «стипендии» устанавливались и в других учебных заведениях: так, при отправке на тульские оружейные заводы «молодых робят» для обучения мастерству, указом Сената предписывалось «велеть давать им кормовых денег… мундир сермяжный, да по шубе».

Но это были отдельные поручения, системный подход к стипендиальному обеспечению сложился несколько десятков лет спустя.

"Курсистка", худ. Николай Ярошенко, холст, масло, 1883г.

Во второй половине XVIII века в уставах учебных заведений закреплялось количество студентов, обучаемых за казённый счет. Им выплачивалась стипендия, достаточная для аренды жилья (общежитий тогда не было), питания, покупки книг и одежды.

Едва ли в истории России случалось, чтобы выплачиваемая сумма пособия для студентов была чрезмерной: скорее, что денег было в обрез. Особенно ситуация усугубилась, когда в XIX веке, в следствии реформаций, плату за обучение повысили, а вопрос стипендиального обеспечения был передан в ведение частных попечителей. Поэтому студенты вели аскетический образ жизни, подрабатывали.

В советский период положение студентов было более стабильным: помимо “рядовой” стипендии, существовала целая система престижных именных дотаций, назначавшихся за особые успехи в учебе и научной работе: “Сталинская стипендия”, имени Исаака Ньютона, “всесоюзного старосты” М.И.Калинина, академика С.В.Лебедева, имени А.С.Попова и другие.

"Студенты", худ. Олег Филатчев, 1975г.

Сегодня в нашей стране сложилась разветвленная система социальных выплат для школьников, студентов и молодых ученых. Помимо государственной организации, благотворительных фондов, крупные коммерческие организации активно вкладываются в поиск и развитие перспективных студентов в различных научных отраслях.

Именная стипендия от Россельхозбанка

Россельхозбанк активно поддерживает развитие IT-сферы в стране и помогает справиться с дефицитом специалистов. Для этого второй год подряд мы проводим конкурс для студентов технических вузов на получение стипендии.

Конкурс направлен на выявление и поддержку молодых специалистов, которые стремятся к развитию в IT-сфере. К участию приглашаются студенты очной формы обучения с хорошей успеваемостью следующих вузов: МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МФТИ, МАИ, НИУ МЭИ, НИЯУ МИФИ, НИТУ «МИСиС», ИТМО (г. Санкт-Петербург), НГТУ НЭТИ (г. Новосибирск). Участники смогут попробовать свои силы в создании новых сервисов для обучения и профессионального развития в агротехе и предложить варианты улучшения пользовательского опыта приложений Свое Родное и Свое. За городом. По итогам конкурса лучшим 40 студентам будут предложены именные ежемесячные стипендии на 2022-2023 учебный год в размере 12,5 тыс рублей, а помимо материальных выплат стипендиаты смогут участвовать в других конкурсах, познакомятся с процессами работы и буду вовлечены в работу всей экосистемы РСХБ.

Для участия необходимо выбрать задание на сайте и в срок до 22 мая 2022 направить решение: описание концепции, прототип и видео-презентацию. Эксперты банка оценят работы участников, учитывая их соответствие описанию и условиям задания, креативность и творческий подход к решению поставленной задачи, технологичность и реализуемость представленного прототипа, а также уровень подготовки презентации и выступления в записи. Во время конкурса участники смогут обращаться к наставникам, а также получать ответы на вопросы во время онлайн-встреч.

В банке поступательно создаётся среда для эффективного развития молодежи в агротехнической сфере. Стипендиальный конкурс проходит второй год подряд: в этот раз мы увеличили количество вузов-участников, чтобы дать возможность большему числу студентов проявить свой талант и получить поддержку: кроме ежемесячной выплаты денежного пособия, участники получают новые знания и реальный опыт работы в области цифровизации сельского хозяйства, а также возможность пройти оплачиваемую стажировку

Елена Батурова, Директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка

Подробная информация о стипендиальном конкурсе представлена на сайте, а для обсуждения вопросов участников создана группа в Telegram-канале.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда