Что наша жизнь? Игра!: геймификация таск-менеджмента
Как мотивировать сотрудников заполнять бесконечные карточки в Jira? Рассказывает руководитель отдела математической оптимизации и моделирования BIA Technologies Михаил Красильников.
В современных компаниях проекты ведутся в программах для таск-менеджмента типа Jira, Trello, Asana или YouGile. Это новая реальность не только для айтишников, но и для сотрудников самых разных отраслей — от пиара и ритейла до финансов и общественного питания. Для проджект-менеджеров и руководителей такая система очевидно удобна. А вот для всех остальных — это морока, которая отнимает лишнее время. Как же порой бывает лень заполнять карточки в трекерах задач и отписываться о каждой сделанной мелочи! Возникает вопрос: как мотивировать сотрудников выполнять эту непрофильную для них работу?
Каждую неделю на протяжении последнего полугода мы рассказываем на VC, как математика улучшает самые разные сферы нашей жизни. Проджект-менеджмент — не исключение. Если подключить к таск-трекеру небольшой плагин, то рутинная отчетность превратится в игру. В основе плагина — математическая задача, решаемая методами линейного программирования.
Предположим, что у нас есть компания из пяти филиалов, сотня сотрудников и бюджет «на мотивацию» — $10 000 в месяц. Эту сумму нужно равномерно распределить по дням (каждый день разыгрывается примерно один объём денег) и филиалам (если в одном филиале работает вдвое меньше сотрудников, чем в другом, шансов на победу у каждого из них должно быть не меньше). Когда человек заполняет карточку в таск-трекере, он автоматически становится участником розыгрыша и с определенной вероятностью может выиграть фиксированный денежный приз (например, $5, $10, $20, $50 или — с меньшей вероятностью — $100).
Если проводить аналогии, рандомный розыгрыш призового фонда похож на механизм лотереи, а логика распределения — на судоку (латинский квадрат, где в каждой строке и в каждом столбце ни одно из значений не повторяется). Математическая модель учитывает все вводные (призовой фонд, количество рабочих дней, число сотрудников и филиалов) и ограничения (в частности, максимальный размер выигрыша на одного человека) и ежедневно пересчитывает остаток призового фонда, вероятности выигрыша и суммы вознаграждений. Задача компьютера — примерно поровну распределить имеющиеся средства по всем участникам. При большом количестве сотрудников сделать подобные расчеты вручную невозможно. Зато бесплатные солверы (например, Google OR-Tools) справятся с задачей без особого труда.
Важно, чтобы возможность выигрыша не была привязана к каким-либо KPI, количеству выполненных задач и показателям продуктивности. Если человек, который заполняет по одной карточке в таск-трекере в день, будет думать, что у его более активного коллеги больше шансов на победу — он махнет на это дело рукой и даже не станет пытаться. Таким образом в основе математической модели должен быть заложен принцип равных возможностей, который будет мотивировать всех сотрудников и не приведет к «крысиным бегам» педантичных любителей обо всём детально отчитываться.
Также отмечу, что разыгрываться могут не обязательно фиатные деньги (причём весьма скромные), но и, например, корпоративные баллы или любые другие — пусть даже символические — призы. За этим стоит следующая гипотеза: нам важна не столько финансовая мотивация, сколько игровая, соревновательная. Для молодых поколений — миллениалов и зумеров — которые уже составляют основу рабочей силы, ценность денег снизилась, а весы work-life balance качнулись в сторону “life”. Практика показывает, что паттерны компьютерных игр помогают повысить вовлеченность сотрудников. Небольшое поощрение за «прохождения уровня» (выполнение задачи и заполнение карточки в трекере) — это как раз такой элемент игры. Неслучайно, геймификацию называют в числе ключевых трендов в трансформации привычных подходов к работе, образованию и маркетингу.
За таким методом «пряника» лежит будущее проджект-менеджмента, а вот «кнут» уже сейчас уходит в прошлое. Вспомните громкий скандал прошлого лета вокруг корпорации Xsolla: основатель компании лично уволил около 150 сотрудников из пермского офиса за их «малопродуктивность» на рабочих дашбордах в Jira и Confluence и низкую активность в Google-почте. Чтобы понять, как на это отреагировало IT-сообщество, далеко ходить не нужно — достаточно посмотреть комментарии под этой новостью на VC. Может быть, вместо того, чтобы рубить сплеча и увольнять хороших специалистов, руководителю сервиса приема платежей в онлайн-играх стоило подумать о геймификации, как думаете?