{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Удалённые сотрудники: за и против. Личный, и не только, опыт

Несмотря на пандемийный опыт, работодатели всё еще с недоверием относятся к удалённым сотрудникам. Якобы, в офисе все под контролем, сидят-работают, а удалёнщик может во время рабочего дня в бар пойти и так и не сдать проект.

Я поработала и по ту, и по ту сторону баррикад, поэтому хочу поделиться своим мнением. А заодно и своих друзей-работодателей опросила.

Примечание: в данной статье я буду мешать мух с котлетами и понимать под удаленщиками и штатных сотрудников вне офиса, и фрилансеров. Отношение большинства работодателей к ним примерно одинаковое :)

Предупрежу комментарии о том, что, якобы после 2020 года все изменилось, и сейчас к удаленщикам относятся не так, как раньше. К сожалению, это не так. Многие компании до сих пор хотят видеть своих сотрудников в офисе с 9 до 18 каждый день. За последние пару месяцев мне поступило несколько предложений о сотрудничестве, но везде требовалось присутствие в офисе. Но, какими бы сладкими ни были офферы, пока возвращаться с моря в Москву я не хочу.

Тебе повезло, ты не такой, как все...

Кажется, относиться к офису ровно просто невозможно. Одна половина моих офисных знакомых мечтает уволиться или перейти на удаленку, но злой босс не позволяет. А другая просто жить не может без офисных сплетен у кулера, опенспейса с видом на условный Сити и регулярных корпоративов.

Стоит отдать должное – современные офисы уже мало похожи на советские конторы с самодуром-начальником. Тут тебе и бесплатный фитнес от компании, и пятничные посиделки, и свежий кофе на кухне. Для развития – лекции от экспертов, для гармонии – штатный психолог. Красота! С такой работы и уходить не хочется – впрочем, на это и расчет. Работодатели, мотайте на ус, как сделать так, чтобы сотрудник от вас никуда не делся :) Ну а теперь о самих работниках – начнем с очевидного.

Плюсы офисных работников

1. Главное – все на виду, ни за кем не нужен контроль. Каждый работодатель, который сталкивался с недобросовестным пропадающим фрилансером, наверняка уже зарекся работать с кем-то вне офиса. А так – все находятся в шаговой доступности. И поругать, и похвалить можно вживую.

Я абсолютно против удаленщиков, потому что как-то поддался уговорам и нанял так девочку-дизайнершу. В итоге, все ее макеты доделывал Коля [штатный дизайнер]. А у нее то комп в ремонте, то потоп, то интернета нет, подозреваю, что она просто гуляла целыми днями, а потом пыталась оправдаться. На расстоянии-то не проверишь.

Павел, владелец дизайн-студии

2. Офисный сотрудник постоянно включен в процессы компании. Ему не нужно подробно расписывать, как и что работает, какие новые процессы запускаются, какие задачи перед ним стоят. Да, удаленщику тоже можно позвонить и все объяснить по Скайпу или Зуму, но эффективность личной встречи ничего не может заменить. При общении с глазу на глаз усвоение информации происходит гораздо быстрее. К тому же, коллеги из разных отделов обычно общаются между собой на кухне и в перерывах, так что все всегда в курсе дел компании.

3. В офисе процессы, как правило, происходят быстрее. Чтобы собрать экстренное совещание или брейншторм в команде, не нужно дозваниваться до каждого или согласовывать время – все уже на местах. Уточнить какой-то вопрос тоже проще простого – доходишь до коллеги, общаешься с ним, получаешь информацию. Просто прекрасно!

В 2020 году я просто вешалась, когда нужно было проводить совещания или узнавать что-то по ходу работы. Этот вечно виснущий Зум, кто-то в дороге едет, у кого-то дети на заднем плане бесятся, по 3 часа длились совещания. Конечно, рабочее время у всех одно, но никого же не будешь проверять, где он в данный момент сидит. А если на звонки не отвечает – потом оправдывается, что ребенок телефон спрятал или еще что-нибудь случилось.

Алина, топ-менеджер

Минусы офисных работников

1. Самый весомый, наверное, – они дороже. Под каждого офисника нужно рабочее место с техникой, а уважающая себя компания еще и всякие плюшки предоставляет, наподобие фитнес-абонементов, свежих фруктов на кухне, оборудованных зон отдыха. В любом случае, даже самому жадному владельцу компании придется платить за аренду, коммуналку, техподдержку рабочих мест. Ну, и хотя бы воду и чай-кофе покупать.

2. Они работают не все 8 часов. Кстати, для многих работодателей это до сих пор откровение. Удивительно, но люди на работе не только работают, но и пьют чай, трещат с коллегами, сидят в телефоне, ходят в курилку на полчаса, зависают на кухне, некоторые даже вздремнуть умудряются. Кто-то просто успевает сделать все свои задачи гораздо быстрее, чем за 8 часов, ну а кто-то ленится и «отсиживает» свои часы – зарплату же все равно платят.

Работал у меня как-то Вася такой, 3D-модели посуды делал для каталога. А я ж не разбираюсь, как там это все делать, сколько по времени. Ну, он сидит и сидит, я его не трогаю. Месяц сидел, так ничего мне и не выгрузил, наброски только какие-то показывал, рассказывал, что он там наделал. А потом ребята его спалили, что он полдня в какие-то игрушки рубился, только потом работать начинал.

Оксана, директор event-агентства

Резюме

Могу сказать со своей стороны: работать в офисе мне нравилось. Действительно, это быстрее и продуктивнее. Когда ты постоянно «в теме», общаешься с коллегами, то многие возникающие вопросы решаются за пару минут. Офисному работнику невозможно сослаться на проблемы с интернетом или компьютером – если это и так, то все починят, и работай дальше.

Но то, что в офисе много отвлекающих факторов – факт. И среди моих коллег были те, кто умудрялся ничего не делать, пока за ним не наблюдают. А зарплату работодатель начисляет всем за полный рабочий день, независимо от «‎успехов».

Удаленщики: что с ними не так

К сожалению, многим удаленка действительно срывает крышу. Родные стены, кроватка, безлимитная еда – тут сложно выдерживать режим и работать, не покладая рук. А в хорошую погоду еще и погулять тянет – начальник ведь все равно не заметит.

Наверное, у большинства людей есть так или иначе проблемы с тайм-менеджментом и самомотивацией. Иначе, как объяснить то, что большинство работодателей так негативно относится к удаленщикам – наверное, у них был негативный опыт. И поэтому здесь мы начнем с минусов.

Минусы удаленщиков

1. Они недоступны и неподконтрольны. Опять же, главное желание работодателей – быть уверенными и держать все под контролем. Если они не видят человека перед собой, неизвестно, работает ли он или нет. Выход – поставить на компьютер сотрудника программу учета рабочего времени, которая будет следить за открытыми приложениями и делать скриншоты. Но работа не каждого сотрудника связана только с компьютером, да и программу можно обмануть – например, раз в час имитировать активность на своем компьютере, а параллельно смотреть фильм.

2. Им дольше все объяснять. Если новому офисному сотруднику что-то непонятно, он спрашивает у коллег. Удаленный же работник будет дергать начальника/тимлида, в то время как работа будет простаивать. В особо тяжелом случае он просто сделает все неправильно. Выход из этого – подробные базы знаний с ответами, вопросами и алгоритмами. Но и тут никто не застрахован от недопонимания.

Я нанимала удаленного копирайтер на проект, нужно было контент на сайт написать. Дала вроде все вводные, копир сказал, что все ясно, дотянул до последнего срока и выдал мне совершенно не то, что нужно. Грубо говоря, где нужно было текст в 300-400 знаков написать, он написал 1000, где надо было 5 преимуществ указать, было 3. Потом он говорил, что писал нашему дизу, диз не отвечал, поэтому сделал так. Почему мне не написал – непонятно.

Катерина, проджект-менеджер

3. Разные часовые пояса. Наша обширная родина вполне может сделать так, что вы будете работать в Москве, а ваш удаленный сотрудник окажется из Владивостока. Обычно с такой разрозненной удаленной командой работодатели идут навстречу сотрудникам и вводят гибкие рабочие часы – главное, чтобы работа к дедлайну была сделана. Но иногда требуется срочное уточнение, или возникает горящая задача. А могут быть и истории, как у моего знакомого.

У меня девушка из Иркутска работала, и вот, когда она с утра садилась за работу, просто одолевала меня какими-то вопросами, уточнениями. А у меня ж ночь, я сплю! А телефон я никогда на ночь не отключаю – ну, мало ли что случится, у близких там... И вот мне в середине ночи это «‎дилинь-дилинь» по сто раз. Я с ней уже и разговаривал, говорю, давай ты с такого-то по такое-то время мне писать не будешь, пожалуйста. Она вроде «‎да-да», потом забывает и опять пишет ночью. Говорит, мол, я так не могу, забываю, что спросить хотела. Кошмар, короче. Пришлось расстаться, мне сон дороже.

Евгений, владелец IT-агентства

Плюсы удаленщиков

1. Это дешевле. Не нужно тратиться на рабочее место, а если всю команду отправить на удаленку, то и офис не придется снимать. Все рабочие процессы прекрасно поддерживаются в облаке, а чтобы сотрудники не могли сохранить на свои устройства конфиденциальную информацию, можно поставить на нее защиту с помощью специального ПО.

Я свой проект сразу на удаленке собрал, с парой человек в Москве был знаком, потом постепенно еще ребята добавились. Сейчас в разных городах все живем, кто-то и в другой стране, но неудобств нет никаких. Да мне кажется, сейчас все бизнес-процессы можно шикарно через какую-нибудь облачную систему настроить, как у нас. Конечно, нужно время, чтобы все привыкли к регламентам, но сейчас у нас все как часы работает. Даже на корпоратив на юг выбирались всей командой.

Леонид, владелец IT-стартапа

2. Работа на результат, а не для отсиживания часов. В сущности, какая вам разница, как проводит свое время работник, если он вовремя предоставляет результат и оказывается на связи в обговоренные часы? Да пусть он хоть 3 часа работает из 8 – главное, чтобы все было вовремя и качественно. А работник, которому разрешено строить график так, как он хочет, будет счастливее и продуктивнее. Если он, конечно, хороший работник.

А если вы сотрудничаете с фрилансерами, то вообще красота – составляете договор, где прописываете сроки, оплачиваете 50% и ждете выполнения задачи. Чем фрилансер быстрее справится, тем быстрее получит оплату, поэтому не в его интересах срывать сроки.

У меня smm работает, шикарная девочка. Я ей только задачки загружаю, и она сама что-то там шуршит, делает, с таргетологом работает. Мне вообще все равно, сколько времени она этому уделяет, где работает, как, главное – я результат вижу, меня все устраивает. Не хочет она у меня в офисе штаны просиживать – и не надо, и так все прекрасно.

Оксана, владелица салона красоты

Резюме

Лично мне в удаленной работе больше всего нравится отсутствие привязки к месту. Очень сильно экономится время – я могу встать пораньше и позаниматься своими делами, а потом сесть за работу, вместо того, чтобы приехать в офис уже уставшей и вымотанной. На продуктивности это очень сказывается.

По поводу якобы недобросовестной работы удаленщиков – ленивый человек и в офисе, и на удаленке будет искать повод схалтурить. А взрослый ответственный человек нормально работает в любых условиях. Нанимая человека в офис, вы тоже не застрахованы от того, что он будет лениться, опаздывать, не выполнять свои задачи и срывать дедлайны.

Конечно, включённость в проект может пострадать. Но это повод создать удобные рабочие инструменты, которые помогут любому новому сотруднику быстро включаться в деятельность.

И все же, стоит ли игра свеч с этими удаленщиками?

Я считаю, что загонять сотрудника в офис нужно, только если его присутствие и постоянное включение в жизнь компании абсолютно необходимо. Например, если smm должен постоянно быть на месте, пилить сторьки с рабочих процессов, тут же руководить съемками для YouTube и советоваться с маркетологами по поводу дальнейшей стратегии.

Если сотрудник очень просится на удаленку, он действительно хорош, его присутствие не так важно, но в вас говорит ваше недоверие – отпустите вы его уже. Всех сотрудников не проконтролируешь. Боитесь, что он пропадет с радаров? Так и офисный сотрудник может так же пропасть, никто от этого не застрахован. Прописывайте дедлайны, переносите работу в облако и назначайте онлайн-планерки, если хотите больше контроля. А сотрудник скажет вам спасибо за возможность работать в пижамке из любимой кроватки.

Конечно, на истину я тут не претендую – просто захотелось мыслями поделиться. Поэтому хочется и вас послушать. Работодатели, как вы относитесь к удаленным работникам, если ли ощущение, что они хуже работают? И удаленщики, как ваша продуктивность по сравнению с офисом? Давайте обсудим!

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Wera Ferat

""отсутствие привязки к месту
Этот фактор главная причина почему многие ищут удаленную работу. Допустим устроиться в Москве, а жить где то в глубинке или вообще за рубежом.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Думаю, да. По крайней мере, у меня точно так :)

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff

Ну не знаю... Как-то все спорно.
Уже много лет работаю в условиях, когда платят не за время проведенное за компом, а за выполненную в срок задачу. До 17-го года вообще никого не интересовало где я и что я сейчас делаю. В 17-м поменял работу и до 20-го работал только в офисе. Но там эта необходимость диктовалась прежде всего условиями доступов и ИБ - все доступы к тестовым серверам только из внутренней сети, которая достаточно жестко изолирована от внешнего мира.
При этом команда уже тогда была распределенной - три основных площадки - Москва, Питер и Екат. И работать когда разработчик в Москве, а аналитик в Екате или наоборот было абсолютно нормальным делом. В компании единая IP телефонная сеть связанная с Jabber'ом так что проблемы коммуникаций (написать, созвониться в любой момент...) не стояло.
В марте 20-го всех перевели на удаленку. При том, что это стоило определенных денег - организация токенов для доступа через VPN/VDI, виртуальные рабочие станции во внутренней сети и т.п. В результате получилось так, что часть ресурсов (Jira, Bitbucket, Confluence, Artifactory, Jabber) доступны через VPN, часть (тестовый сервер, Jenkins) только с виртуалки внутри сети. В целом приспособились, производительность не упала, удаленный режим решили оставить (речь даже заходит о том, чтобы отказаться от рабочих мест в офисе, оставив только виртуалки на фермах).
Основной критерий оценки по прежнему - выполнение задач в установленные сроки.
Но есть два условия - человек должен быть доступен для коммуникации в рабочее время. И запрещена работа из-за границы (просто VPN/VDI не пустит с не российских ip).
С точки зрения коммуникаций мало что поменялось. Но к джабберу и слаку добавился зум (который, кстати, почему-то не виснет, по крайней мере у меня, единственное ограничение - 40 минут на сессию, потом если надо приходится перезаходить). А так... Ну сижу я не в офисе, а в своем доме под Екатом, а аналитик не в офисе, а у себя дома в Москве... Пара командных встреч в неделю по расписанию. Одна-две статусных по конкретному проекту. Тоже по расписанию. Остальное по необходимости - быстро обсудить что-то на 2-3-4 человека - все это собирается в течении 5-ти минут.
Производительность по оценкам не упала. Но высвободилось 2-3 часа в день на дорогу.
Так что вопрос исключительно в организации. Одно дело когда руководство говорит "работайте из дома" и этим ограничивается - ну да, возможны проблемы. И другое - когда эта работа специальным образом организуется - организуются доступы, ставятся граничные условия и т.п. Знаю, что с переходом на удаленку компания организовала сеть коворкингов,в том числе и в Сочи. Для желающих. Ну и в офис иногда ходить никто не запрещает сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Это очень круто, что у вас такое продуманное и современное руководство. Как по мне, привязываться к офису с таким обилием возможностей организации удаленки – это реально прошлый век. Но чаще всего, и по моему опыту, и по опыту моих друзей, руководство боится потерять контроль и не очень представляет, как все процессы организовать. Многие даже и не знают про все эти виртуальные рабочие станции и системы учета рабочего времени.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff

Ну да, тоже считаю что очень во многих отношениях у нас все неплохо отлажено.
И да, сейчас идет речь о том, чтобы отказаться от офисных компов и оставить только виртуалки через VDI. На сегодняшний день они пока доступны, в т.ч. удаленно, но там все совсем сложно - т.к. офисные компы во внутренней сети, то сначала нужно зайти по RDP на виртуалку во внутренней сети, потом с виртуалки вторым RDP уже на офисный комп. Получается несколько странная схема - я из Еката иду на виртуалку в Москве, а в нее на рабочий комп обратно в Екате.
И да, это не бесплатно (точных цифр не назову, но что слышал - не сильно дешево это, виртуальные рабочие места поддерживать).
И да, это хлопотно. У нас поддержка и сопровождение в три смены пахали когда все массово на удаленку переходили. Всем надо сертификаты персональные, токены программные создать-раздать, выправить все проблемы которые выявляются... Кучу шпаргалок написать как все настроить. Плюс не все готовы и имеют возможность использовать свою технику (ну ладно я разработчик - мне просто удобно свое иметь - в доме есть кабинет отдельный, у нас с женой ноуты + каждому по мышке, клавиатуре нормальной и нормальному второму монитору + оптика заведена + LTE канал с внешней антенной в горячем резерве + все это запитано через 3кВт инвертор с аккумами на 2400 Вт*ч - все это для нас "вложения в средства производства") - а это значит что еще надо технику рабочую предоставить людям...
Так что нормально организовать удаленку для приличной конторы это сильно больше чем всех отправить работать по домам.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Это я согласна. Но в дальнейшем же это намного удобнее. А по поводу затрат – с офлайн-компанией нужно тратиться на аренду помещения и всякие офисные нужды, а тут только на настройку и поддержку IT-инфраструктуры. Всяко поменьше трат получится.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Pomortseff

Я не готов сравнивать. У нас таки не IT компания (хотя сотрудников, так или иначе связанных с IT - разработка, аналилитка, сопровождение, поддержка, говорят, порядка 7 тысяч человек) так что всех перевести на удаленку не получится и офисы все равно нужны.
И плюс к тому очень жесткие требования по ИБ. Тестовые сервера (не говоря уже про пром, куда доступ в принципе крайне ограничен) полностью изолированы от внешнего мира и доступны только из внутренней сети. Т.е. обычного VPN тут недостаточно. Нужны фермы с виртуалками куда можно зайти по VPN/VDI (а там у каждого свой персональный сертификат и программный токен) т.е. у каждого должно быть виртуальное рабочее место. Т.е. выглядит примерно так - запускаешь VMware, запускаешь на телефоне RSA Software Token. В VMware вводишь сначала 10 цифр PIN (личный) + TOKEN (из RSA с телефона - он каждую минуту меняется). Затем уже попадешь на вход во внутреннюю сеть - там уже свой домен, логин и пароль внутренней сети (раз в 90 дней менять обязательно) и попадаешь на свое виртуальное рабочее место.
Дальше там уже эмулятор терминала к серверу и там вводишь профайл (на сервере) и еще один пароль (уже к профайлу на сервере)...
К части ресурсов можно просто по VPN (там без паролей, только персональный сертификат), но там на каждом ресурсе тоже логин-пароль требует (от внутренней сети).
И все это хозяйство нужно поддерживать...

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда