{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как ваши достижения могут повлиять на работу и рост по карьерной лестнице

Написание резюме, отклики на вакансии, прохождение этапов собеседования на новую работу, рост по карьерной лестнице (промоушен). Казалось бы, это просто разные части построения карьеры. Это, конечно, всё так. Тем не менее, у них есть кое-что, что их объединяет. И это “что-то” является достижениями. Об этом и хочу поговорить в этой статье.

  • Как договориться со внутренним самозванцем (куда же без него)?
  • Как подходить к формированию целей, которые будут вести к результатам и достижениям?
  • Как превратить обязанности в достижения, чтобы выделиться для рекрутера и нанимающего менеджера?
  • Почему очень важно фиксировать свои достижения в своей карьере?

🍒 В конце статьи я поделюсь небольшим секретом. Поэтому не переключайте канал и дочитайте до конца :)

Беседа с внутренним самозванцем

Очень часто люди не видят своих достижений из-за внутреннего самозванца, не умеют их присваивать и грамотно формулировать и для резюме, или на этапе интервью, или даже для возможного желаемого промоушена. Таких людей довольно часто посещает мысль:

“У меня нет релевантных достижений, которые можно сформулировать и тем более оцифровать”

или

“Я что-то где-то делал, но доказательств нет”.

Давайте начистоту. Нельзя присвоить и сформулировать то, чего реально нет. А бывают и такие случаи, где достижения и правда не случились — хотя могли.

И причина чаще всего не в “рутинной работе” (чем обычно принято объяснять отсутствие достижений), а в том, что вы не привыкли работать по целям. Возможно вы ждете, пока их поставит ваш менеджер, или не очень хорошо понимаете, как можете повлиять на бизнес компании, и не хотите в этом разобраться — в общем, плывете по течению.

Но ведь именно цели ведут к результатам, которые потом не стыдно показать в резюме (а если глобально — то к осознанности и новому восприятию своей работы). Нет цели — нет результата. Или он будет случайным, но сможете ли вы в таком случае опереться на него как на кейс?

Как подходить к формированию целей?

Какой должна быть цель на полгода-год, которая могла бы добавить не только веса, но и ценности? Давайте попробуем применить подход SMART.

Disclaimer: Я не претендую на полноту раскрытия темы, об этом уже написано много в других источниках. Моя задача в том, чтобы проиллюстрировать как можно применить SMART при формировании собственных целей.

Итак, SMART — это подход к постановке целей, который помогает выбрать формулировку желаемого результата, дает чувство направления и помогает организовать и достичь целей. Это просто форма записи ваших целей, а не методика их достижения.

Наиболее распространенная интерпретация этой аббревиатуры — цели должны быть

  • Specific (Конкретные),
  • Measurable (Измеримые),
  • Achievable (Достижимые),
  • Relevant (Релевантные) и
  • Time-bound (Ограниченные по времени).

Коротко пройдусь по каждому из этих критериев.

Specific — конкретная

Ваша цель должна быть сформулирована четко и конкретно, иначе вы не сможете сосредоточить свои усилия или почувствовать себя по-настоящему мотивированным для ее достижения. Цель должна задавать направление работы.

Пример: Увеличить чистую прибыль собственного предприятия

Measurable — измеримая

Важно иметь именно именно измеримые цели, чтобы вы могли отслеживать свой прогресс и оставаться мотивированным. Необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели.

Однако, не каждая цель должна непременно измеряться в привлечении новых клиентов, росте выручки или оптимизации расходов, которые вы сэкономите компании. Это также может быть, например:

  • увеличение уровеня удовлетворенности клиентов,
  • улучшение качества продукта,
  • оптимизация бизнес процессов,
  • сокращение временных издержек,
  • снижение оттока клиентов,
  • удержание клиентов и т.д.

Важно, чтобы ваши цели стыковались с целями компании. Часто для этого могут применяться OKR (Objectives and Key Results).

Objectives — это большая и амбициозная цель, от которой вас и команду должно драйвить. Она задает направление и вдохновляет вашу команду. Objective не должна быть измеримой, она должна быть более реалистичной и привязаной к ключевому результату.

Key Results — ключевые результаты, которые заземляют цель. Они показывают, насколько вы достигли цели.

Пример OKR:

Objective: Увеличить объём продаж

Key Results:

  • Протестировать 10 новых маркетинговых каналов
  • Повысить количество лидов со 100 до 200
  • Повысить месячный retention c 30% до 40%

🎧 Послушать по теме (подкасты):

Achievable — достижимая

Ваша цель также должна быть реалистичной и достижимой.

  • Реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию
  • Достижимость цели определяется на основе опыта, ресурсов и ограничений.

Если цель кажется недостижимой, ее выполнение стремится к 0, лучше поставить промежуточную/доступную вам цель. Если цель поставлена и вы её откладываете — нужно ставить цель проще.

Ну а амбициозные цели достигаются только тогда, когда находятся в вашей зоне ответственности. Поэтому лучший способ — начинать со своей сферы влияния и постепенно расширять полномочия и скоуп.

Пример: Увеличить количество повторных продаж на 30% до конца третьего квартала

Relevant — релевантная

Цель должна соответствовать потребностям компании и трендам. Значимая цель приблизит вас к достижению глобальных стратегических задач.

Поэтому, задайте себе пару вопросов:

Актуальна ли ваша цель сейчас?

Согласована ли ваша текущая цель с целями / стратегией вашей компании или отдела?

Важно чтобы ваша цель может быть реально достигнута с учетом имеющихся ресурсов и времени. И не менее важно на встрече с руководителем 1:1 обсудить ваши планы, чтобы понять, насколько они вообще стыкуются с ожиданиями компании и не противоречат другим целям.

Пример: Cокращение штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 %; не требует увольнения сотрудников; вместо экономии на сотрудниках, им можно предложить другие должности, где они смогут поднять выручку.

Time-bound — ограниченная по времени

Цель должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели.

Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки. Если цель не ограничена во времени, не будет ощущения срочности и, следовательно, выполнение цели растянется на долго.

Сроки помогают спланировать достижение цели и грамотно разбить ее на этапы. Главное — подходить к этому вопросу реалистично и адекватно оценивать свои силы.

Например: К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25%

Пример целей по SMART

“Внедрить систему маркетинговой автоматизации Hubspot в отдел продаж к 1 сентября 2022 г. для автоматизации процессов и контроля.”

“За 6 месяцев 2022 года увеличить количество заключаемых договоров с новыми клиентами на 20% за счет внедрения скриптов продаж.”

“За третий квартал 2022 года увеличить количество целевых лидов с чата на сайте на 8%.”

Почему цель по SMART может не выстрелить?

Прежде чем я перейду дальше, как вы думаете — почему даже сформулированная по SMART цель может не выстрелить?

Если цель конфликтует с вашими ценностями и изначально не мотивирует вас, не стоит ждать, что магическим образом цифры и дедлайны помогут получить результат, которым именно вы будете довольны.

Как превратить обязанности в достижения?

Обычно вы в деталях помните, что делали на предыдущем месте работы. Участвовали в бесконечных совещаниях, рисовали макеты, готовили отчеты , писали код и так далее. И это логично, ведь из этих обязанностей состоял ваш день.⠀Но в резюме перечисление обязанностей никак не показывает глубину вашего профессионального опыта. Рекрутер смотрит на существительные типа «помощь», «составление», «ведение», «участие» и не понимает, к каким результатам вы пришли и какую пользу принесете на новом месте работы.

Необходимость сформировать достижения часто может поставить в тупик тех, кто утвердился в мысли:

“У меня нет релевантных достижений, которые можно сформулировать и тем более оцифровать”.

Итак, как же превратить обязанности в достижения?

1. Проанализируйте, какие конкретные задачи в рамках ваших трудовых обязанностей в зоне вашей ответственности есть на текущем или были на предыдущем месте работы.

2. Найдите понятные метрики, которыми можно оценить результат.

Работодателю недостаточно знать, что вы — менеджер по продажам: он ждет от вас конкретных показателей с последнего места работы.

Сколько сделок заключили? Сколько лидов привели? Какой процент выручки обеспечили компании?

Конечно, результат не всегда может измеряться деньгами или новыми клиентами. Вполне могут быть кейсы, где задачи сотрудника не связаны напрямую с увеличением прибыли компании, но его роль — одна из ключевых.

Поэтому — включите как можно больше метрик, демонстрирующих прямое влияние ваших действий и результат ваших усилий. Метрики всегда показывают масштаб, кроме того, вы также будете выглядеть человеком с аналитическим складом ума.

Как повлияли ваши действия на бизнес, пользователей, вас или вашу команду или на что-то еще? Ваши достижения должны измеряться какими-то показателями, понятными рекрутеру или нанимающему менеджеру.

Сосредоточьтесь на всем, что принесло пользу конечному пользователю и миссии компании. Они обязательно должны быть конкретны, измеримы, и соответствовать должности. Поэтому, в зависимости от того на какую роль вы подаетесь метрики у вас будут разные. Об этом важно помнить!

Везде, где возможно, используйте валидацию результата цифрами. Это может быть количественный рост (например, growth 10X), изменение метрики в процентах или в $.

3. Откалибруйте достижения

Результат должен быть не только измеримым, но и правдоподобным, то есть между вашими действиями и полученным результатом должна быть прямая и легко отслеживаемая связь.

Вам важно посмотреть на свою роль в инициативах и проектах, чтобы выяснить как именно вы повлияли на результат.

Как сместить фокус внимания, чтобы сформулировать свои достижения? Если на ум ничего не приходит и просыпается внутренний самозванец, самое действенное, что можно сделать — это порефлексировать и позадавать себе самому вопросы.

“Что я делал?” → “Что я сделал?”

“Что мы сделали?» → “Что я сделал?”

“Какими были мои обязаннности?” → “К какому результату я привёл компанию/отдел?”

Через подобные вопросы вы разрушаете иллюзию «бездеятельности» и находите достижения, которые можно отразить на этапах резюме и последующих собеседований.

Размеру на примере

Чтобы дать более практическое понимание, давайте разберем подход на примере проджект-менеджера. Допустим, он просто вел проекты в компании, и по его словам, они не были какими-то супер успешными.

Допустим, если вы вели всего один проект:

  • Насколько большой был этот проект?
  • Сколько стейкхолдеров участвовало в проекте?
  • Сколько было фаз проекта?
  • Какой был бюджет проекта?
  • Удалось ли запустить проект в срок?
  • Если нет — что вы сделали чтобы минимизировать задержки?
  • Какой процент выручки проект обеспечил компании?

Допустим, если вы вели несколько проектов:

  • Сколько было проектов в параллельной работе?
  • На каком этапе вы подключились к их управлению — с самого начала, где-то в середине или ближе к концу?
  • Сколько проектов вы довели до конца с учётом сроков, бюджета и ресурсов?
  • Какие их этих проектов принесли компании наибольшую прибыль?
  • Насколько выросла компания благодаря вашей работе?

🍒 Секрет

Я часто слышу фразу: “у меня неинтересный опыт”. Открою секрет:

Неинтересного опыта попросту нет.

Чаще всего нужно просто остановиться, порефлексировать, и посмотреть на свой опыт с учётом фокуса на достижения. Я понимаю, часто бывает сложно переупаковать такой “неинтересный опыт” (ведь у всех разный масштаб такого опыта). Тем не менее, если вы попробуете следовать моим советам выше любой опыт можно подать выгодно подсвечивая достижения.

Неинтересный опыт есть только у тех кто просто сидит на попе ровно и работает ради денег, скучает и поглядывает на часы. Но ведь это не про вас, правда?

Зачем важно фиксировать свои достижения?

Я считаю, что важно записывать свои достижения так как это определенно поможет для вашей карьеры. Ниже я поясню свою точку зрения.

Это вам пригодится при составлении резюме и подготовке к интервью

Если вы долго работаете на одном месте и не вспоминаете, что неплохо было бы фиксировать результаты вашего труда по окончанию каждого месяца или квартала— вы уже, как правило, не помните, какие были результаты работы да и были ли они вообще.

Именно поэтому важно вести учёт результатов работы. Вы можете делать это прямо в вашем ежедневнике в пятницу, записывая результат за неделю. Или если нравится электронный формат — в таблице Google Spreadsheet. Дальше — суммировать результат за месяц/квартал/год.

Если вы заведете эту привычку, вы удивитесь, сколько от вас пользы.

Это поможет для желаемого повышения на работе

Зачастую менеджеры могут забывать заслуги своих подчиненных. Так происходит не потому что они плохие, а потому что невозможно помнить об этом, когда команда большая, постоянно новые инициативы в работе, и ежедневно марафон из встреч. Поэтому, если вы сами не будете подсвечивать свои победы (даже маленькие), мало найдется внимательных руководителей, которые по достоинству оценят ваши заслуги.

Именно поэтому на регулярных встречах со своим менеджером (1:1) нужно проходиться по списку того, что было сделано за неделю/месяц/квартал. Если вы строите карьеру, приближаясь к экватору года (mid-year performance review) или к окончанию года (performance review) все ваши достижения могут сыграть положительную роль, когда вы будете готовить историю для вашего менеджера и желаемого повышения на работе (промоушена).

Это поднимает самооценку и открывает перспективы.

Больше у вас не будет мыслей, что ваша работа — бесполезна, и что вы — просто винтик в этой махине. Вы сможете увидеть зафиксированные результаты своего труда и поймёте, чему научились за это время.⠀

Это также поможет структурировать карьерные цели и желания

Со временем, помня о ваших достижениях, будет проще рефлексировать и самому себе отвечать на карьерные вопросы, например:

  • Как мои задачи приближают меня к моей карьерной цели?
  • Прокачиваю ли я новые навыки или 5 лет делаю одно и тоже?

В качестве заключения

  • Хорошо представляя для себя цели компании или отдела вам будет проще выстроить собственные цели, которые соответствуют стратегии компании и не противоречт другим целям.
  • Если цель конкретная, реалистичная и с чёткими рамками будет понятно как действовать, чтобы достичь ее и как отслеживать прогресс.
  • Цели ведут к результатам и достижениям, которые потом не стыдно показать в резюме, рассказать об этом нанимающему менеджеру на интервью, или же менеджеру при обсуждении карьерного роста в компании.
  • Важно не только превращать обязанности в достижения, не иротко регулярно фиксировать то, что вы достигли, но и часто рассказывать об этом менеджеру и коллегам. Так как это может для развития вашей карьеры.

Что еще рекомендую почитать по теме:

Об авторе

Lead Product Manager @ Cisco, ex-PM at Acumatica, MightyCall, WordDive

Подписывайтесь на мой телеграм-канал Beyond the Hype. Я делаю его полезным для продукт-менеджеров и других членов команд по запуску продуктов, кто ищет работу за рубежом, удалённо или с релокацией. Делюсь личным опытом и знаниями.

О чем я пишу:

Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе публикаций!

0
3 комментария
Mikhail Sibgatulin

Вы написали такой большой текст, старались, но почему же взяли такую убогую картинку из фотобанка?)

Ответить
Развернуть ветку
Beyond the Hype
Автор

Михаил, а давайте вы покажите мне свою статью и я оценю креативность вашей картинки? По рукам?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда