{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

О профессиональном стандарте «Менеджер по информационным технологиям»

В статье описано, как профессию менеджера по информационным технологиям видят и классифицируют в Минтруде, какие требования предъявляют и какие обязанности накладывают на представителя данной профессии.

Источник: freepik.ru

Всем привет! Меня зовут Артем, я руководитель отдела в компании L-TECH.

Недавно мне на глаза попался интересный документ, который называется «Профессиональный стандарт. Менеджер по информационным технологиям». Данный стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №588н от 30 августа 2021 года и действует до 01 марта 2028 года.

В своей статье я бы хотел разобрать данный стандарт, посмотреть, как профессию менеджера по информационным технологиям видят и классифицируют в Минтруде, какие требования предъявляют и какие обязанности накладывают на представителя данной профессии.

Данная статья может быть полезна для:

  • сравнения функциональных обязанностей по менеджерским должностям в компаниях и функциональных обязанностей по этим же должностям, которые зафиксированы в документе Министерства труда;
  • разработки и корректировки должностных инструкций (если они есть и если это необходимо).

Итак, начну с определения профессионального стандарта.

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт менеджера по информационным технологиям начинается с раздела «Общие сведения».

Из него мы можем почерпнуть, что профессия относится к такому виду профессиональной деятельности, как управление информационными технологиями(далее - ИТ) в экономике и государственном управлении.

Основная цель вида профессиональной деятельности - управление внедрением, предоставлением, использованием и развитием цифровых и информационных технологий.

По Общероссийскому классификатору занятий менеджер в ИТ - это руководитель служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий.

По Общероссийскому классификатору экономической деятельности менеджер в ИТ ведет деятельность связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Во втором разделе стандарта в виде таблицы представлена функциональная карта вида профессиональной деятельности. Для удобства восприятия представил её в виде схемы.

Предлагаю начать с разбора данной схемы. В первом ряду представлены обобщенные трудовые функции. Согласно определению обобщенная трудовая функция – это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе.

Каждая обобщенная трудовая функция включает в себя несколько трудовых функций. Трудовая функция - это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Обобщенная трудовая функция «Управление операционной деятельностью организации в области ИТ»

Возможные наименования должностей, профессий, которые занимаются данной трудовой функцией могут быть такими:

  • Руководитель отдела управления инфраструктурой;
  • Руководитель отдела программного обеспечения;
  • Руководитель группы управления базами данных;
  • Начальник вычислительного центра.

Представители профессии, которые занимаются данными трудовыми функциями должны иметь 6-ой уровень классификации.

Уровни классификации заслуживают отдельного упоминания. Они установлены в Приказе Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

Описание 6-ого уровня классификации

Требования к образованию и обучению:

  • Высшее образование - бакалавриат;
  • Высшее образование - магистратура.

Требования к опыту практической работы:

Не менее трех лет в области ИТ и не менее одного года участия в выборе поставщиков на основании конкурсных процедур, открытых и закрытых тендеров.

Другие характеристики:

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации по программам управления ИТ, управления ресурсами ИТ, управления активами ИТ, управления персоналом, управления бюджетом.

Далее рассмотрим трудовые функции, входящие в вышеуказанную обобщенную трудовую функцию.

Трудовая функция «Управление изменениями ИТ»

Трудовые действия (трудовое действие – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача):

  • Формирование и согласование целей управления изменениями ИТ;
  • Организация управления изменениями ИТ с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и постоянное улучшение процесса управления изменениями ИТ.

Необходимые умения:

  • Моделировать, анализировать и декомпозировать цели управления изменениями ИТ;
  • Формировать команду и организовывать персонал для управления изменениями ИТ;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления изменениями ИТ;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления изменениями ИТ.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению изменениями в ИТ;
  • Методы мониторинга и контроля управления изменениями ИТ;
  • Методы непрерывного улучшения управления изменениями ИТ.

Трудовая функция «Управление ИТ-активами»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование целей управления ИТ-активами;
  • Организация управления ИТ-активами с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и мотивация сотрудников на улучшение управления ИТ-активами.

Необходимые умения:

  • Формировать и декомпозировать цели управления ИТ-активами;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления ИТ-активами;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления ИТ-активами;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления ИТ-активами.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению ИТ-активами;
  • Методы выбора поставщиков и контроля осуществления поставок;
  • Методы мониторинга и контроля управления ИТ-активами;
  • Методы бюджетирования ИТ-активов;
  • Принципы контрактования в ИТ;
  • Методы непрерывного улучшения управления ИТ-активами.

Трудовая функция «Управление ИТ-проектами»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование принципов управления ИТ-проектами;
  • Организация управления ИТ-проектами с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и управление улучшением управления ИТ-проектами.

Необходимые умения:

  • Осуществлять руководство ИТ-проектами;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления ИТ-проектами;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления ИТ-проектами;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления ИТ-проектами.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению проектами;
  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению ИТ-проектами;
  • Методы выбора исполнителей ИТ-проектов и контроля их деятельности;
  • Методы мониторинга и контроля управления ИТ-проектами;
  • Принципы контрактования в ИТ;
  • Методы непрерывного улучшения управления ИТ-проектами.

Трудовая функция «Управление обработкой запросов в области ИТ сотрудников, клиентов и партнеров организации»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование целей управления обработкой запросов пользователей;
  • Организация управления обработкой запросов пользователей с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и управление улучшением управления обработкой запросов пользователей.

Необходимые умения:

  • Формировать и декомпозировать цели управления обработкой запросов пользователей;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления обработкой запросов пользователей;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления обработкой запросов пользователей;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления обработкой запросов пользователей.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению обработкой запросов пользователей;
  • Методы выбора субподрядчиков и контроля их деятельности;
  • Методы контроля управления обработкой запросов пользователей;
  • Методы непрерывного улучшения управления обработкой запросов пользователей.

Трудовая функция «Управление отношениями с сотрудниками подразделений ИТ и поставщиками»

Трудовые действия:

  • Выявление групп стейкхолдеров и формирование (согласование) целей и принципов взаимодействия с ними;
  • Организация управления отношениями с сотрудниками подразделений ИТ и поставщиками;
  • Мониторинг, контроль и управление улучшением отношений с сотрудниками подразделений ИТ и поставщиками.

Необходимые умения:

  • Классифицировать стейкхолдеров и определять особенности взаимодействия с каждой группой;
  • Осуществлять мониторинг и контроль взаимоотношений с поставщиками;
  • Осуществлять наем, увольнение, мотивацию, развитие ИТ-персонала;
  • Управлять ИТ-персоналом.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению персоналом;
  • Методы выбора поставщиков и контроля осуществления поставок;
  • Принципы межличностного общения.

Трудовая функция «Управление информационной безопасностью»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование целей и принципов управления информационной безопасностью;
  • Определение состава методов и средств обеспечения безопасности ИТ, соответствующих критериям оценки безопасности ИТ;
  • Организация управления информационной безопасностью с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и управление улучшением управления информационной безопасностью.

Необходимые умения:

  • Формировать и декомпозировать цели управления информационной безопасностью;
  • Использовать методы и средства обеспечения безопасности ИТ, соответствующие критериям оценки безопасности ИТ;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления информационной безопасностью;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления информационной безопасностью;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления информационной безопасностью.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению информационной безопасностью;
  • Методы и средства обеспечения безопасности ИТ, критерии оценки безопасности ИТ;
  • Методы контроля безопасности ИТ;
  • Методы непрерывного улучшения управления информационной безопасностью.

Трудовая функция «Развитие компетенций персонала ИТ-подразделения»

Трудовые действия:

  • Управление определением, согласованием и утверждением целевой модели компетенций персонала ИТ-подразделения;
  • Организация оценки соответствия компетенций персонала ИТ-подразделения целевой модели компетенций;
  • Управление переходом персонала ИТ-подразделения к целевой модели компетенций.

Необходимые умения:

  • Формировать модели компетенций персонала ИТ-подразделения с учетом стратегии бизнеса и организации в области ИТ;
  • Выбирать методы оценки компетенций персонала ИТ-подразделения;
  • Использовать методы обучения и развития персонала ИТ-подразделения для формирования целевой модели компетенций.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты и профессиональные стандарты, лучшие практики и фреймворки моделей компетенций ИТ-персонала;
  • Международные и отечественные стандарты и профессиональные стандарты, лучшие практики и фреймворки моделей компетенций ИТ-персонала.

Обобщенная трудовая функция «Управление сервисами ИТ»

Возможные наименования должностей, профессий, которые занимаются данной трудовой функцией могут быть такими:

  • Руководитель отдела поддержки пользователей;
  • Менеджер центра обслуживания пользователей информационных технологий;
  • Директор службы заказчика.

Представители профессии, которые занимаются данными трудовыми функциями должны иметь 7-ой уровень классификации.

Описание 7-ого уровня классификации

Требования к образованию и обучению:

  • Высшее образование - бакалавриат;
  • Высшее образование - магистратура.

Требования к опыту практической работы:

Не менее пяти лет в области ИТ и не менее трех лет внедрения и (или) использования сервисного подхода.

Другие характеристики:

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации по программам управления ИТ, управления сервисами ИТ.

Трудовая функция «Управление совершенствованием ИТ-сервисов»

Трудовые действия:

  • Управление формированием модели оценки ИТ-сервисов;
  • Организация выявления целевых показателей ИТ-сервисов с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Управление переходом к целевой модели ИТ-сервисов.

Необходимые умения:

  • Формировать модель оценки ИТ-сервисов;
  • Организовывать деятельность по выявлению целевого значения показателей ИТ-сервисов на основе стратегии бизнеса и стратегии организации в области ИТ;
  • Выявлять расхождения в целевом и текущем состоянии ИТ-сервисов.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки моделей оценки ИТ-сервисов;
  • Методы мониторинга и контроля состояния ИТ-сервисов.

Трудовая функция «Управление общей стоимостью владения ИТ»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование целей управления общей стоимостью владения ИТ;
  • Организация управления общей стоимостью владения ИТ с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Организация управления общей стоимостью владения ИТ с помощью персонала и стейкхолдеров.

Необходимые умения:

  • Формировать и декомпозировать цели управления общей стоимостью владения ИТ;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления общей стоимостью владения ИТ;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления общей стоимостью владения ИТ;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления общей стоимостью владения ИТ.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управления общей стоимостью владения ИТ;
  • Методы оценки и контроля общей стоимости владения ИТ;
  • Методы моделирования и оценки эффективности ИТ.

Трудовая функция «Управление программами ИТ-проектов»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование принципов управления программами ИТ-проектов;
  • Организация управления программами ИТ-проектов с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и управление улучшением управления программами ИТ-проектов.

Необходимые умения:

  • Осуществлять руководство программами ИТ-проектов;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления программами ИТ-проектов;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления программами ИТ-проектов;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления программами ИТ-проектов.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению программами проектов;
  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению программами ИТ-проектов;
  • Методы мониторинга и контроля управления программами ИТ-проектов;
  • Методы непрерывного улучшения управления программами ИТ-проектов.

Трудовая функция «Управление уровнем предоставления ИТ-сервисов»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование целей управления уровнем предоставления ИТ-сервисов;
  • Организация управления уровнем предоставления ИТ-сервисов с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и управление улучшением управления уровнем предоставления ИТ-сервисов.

Необходимые умения:

  • Формировать и декомпозировать цели управления уровнем предоставления ИТ-сервисов;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления уровнем предоставления ИТ-сервисов;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления уровнем предоставления ИТ-сервисов;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления уровнем предоставления ИТ-сервисов.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению уровнем предоставления ИТ-сервисов;
  • Методы контроля управления уровнем предоставления ИТ-сервисов;
  • Методы непрерывного улучшения управления уровнем предоставления ИТ-сервисов.

Трудовая функция «Управление отношениями с внутренними заказчиками ИТ-сервисов»

Трудовые действия:

  • Выявление групп внутренних заказчиков ИТ-сервисов и формирование (согласование) целей и принципов взаимодействия с ними;
  • Организация управления отношениями с внутренними заказчиками ИТ-сервисов;
  • Мониторинг, контроль и управление улучшением отношений с внутренними заказчиками ИТ-сервисов.

Необходимые умения:

  • Классифицировать внутренних заказчиков ИТ-сервисов и определять особенности взаимодействия с каждой группой;
  • Мотивировать персонал на эффективное взаимодействие с внутренними заказчиками ИТ-сервисов;
  • Осуществлять мониторинг и контроль взаимоотношений с внутренними; заказчиками ИТ-сервисов.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки; по управлению отношениями с внутренними заказчиками ИТ-сервисов;
  • Принципы межличностного общения.

Трудовая функция «Управление непрерывностью ИТ-сервисов»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование целей и принципов управления непрерывностью ИТ-сервисов;
  • Определение состава методов и средств обеспечения непрерывности ИТ-сервисов, соответствующих критериям организации;
  • Организация управления непрерывностью ИТ-сервисов с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и управление улучшением управления непрерывностью ИТ-сервисов.

Необходимые умения:

  • Формировать и декомпозировать цели управления непрерывностью ИТ-сервисов;
  • Использовать методы и средства обеспечения непрерывности ИТ-сервисов, соответствующие критериям оценки организации;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления непрерывностью ИТ-сервисов;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления непрерывностью ИТ-сервисов;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления непрерывностью ИТ-сервисов.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению непрерывностью ИТ-сервисов;
  • Методы и средства обеспечения непрерывности ИТ-сервисов, критерии оценки; непрерывности ИТ-сервисов;
  • Методы контроля непрерывности ИТ-сервисов;
  • Методы непрерывного улучшения управления непрерывностью ИТ-сервисов.

Трудовая функция «Мотивация сотрудников в рамках сервисного подхода к ИТ»

Трудовые действия:

  • Формирование моделей компетенций сотрудников в рамках сервисного подхода;
  • Оценка и контроль компетенций сотрудников в рамках сервисного подхода;
  • Формирование принципов мотивации сотрудников в рамках сервисного подхода;
  • Организация мотивации сотрудников в рамках сервисного подхода.

Необходимые умения:

  • Формировать модели компетенций сотрудников в рамках сервисного подхода;
  • Оценивать компетенции сотрудников в рамках сервисного подхода;
  • Осуществлять планирование и организацию мотивации сотрудников в рамках сервисного подхода;
  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по моделям компетенций;
  • Методы мотивации сотрудников в рамках сервисного подхода.

Обобщенная трудовая функция «Управление единой информационной средой организации, региона, страны»

Возможные наименования должностей, профессий, которые занимаются данной трудовой функцией могут быть такими:

  • Директор по информационным технологиям ;
  • Директор департамента информационных технологий;
  • Заместитель генерального директора по информационным технологиям;
  • Начальник службы информатизации.

Представители профессии, которые занимаются данными трудовыми функциями должны иметь 7-ой уровень классификации.

Требования к образованию и обучению:

  • Высшее образование - магистратура.

Требования к опыту практической работы:

Не менее трех лет управления функциональной областью, подразделением или проектами в области ИТ.

Другие характеристики:

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации по программам управления ИТ, стратегического менеджмента, управления информацией.

Трудовая функция «Управление стратегией развития ИТ-сервисов»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование стратегических целей организации в области ИТ;
  • Организация управления разработкой и обновлением стратегии развития ИТ с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Организация разработки и выполнения стратегии развития ИТ с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль и мониторинг разработки и выполнения стратегии развития ИТ.

Необходимые умения:

  • Формировать и согласовывать стратегические цели развития ИТ со стейкхолдерами;
  • Организовывать деятельность по разработке и выполнению стратегии развития ИТ;
  • Осуществлять мониторинг и контроль разработки и выполнения стратегии развития ИТ.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по разработке и реализации стратегии развития ИТ;
  • Методы организации разработки и реализации стратегии развития ИТ.

Трудовая функция «Управлению ценностью ИТ для бизнеса (организации)»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование принципов определения ценности ИТ для бизнеса (организации);
  • Организация управления ценностью ИТ для бизнеса (организации) с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль ценности ИТ для бизнеса (организации);
  • Контроль ценности ИТ для бизнеса (организации).

Необходимые умения:

  • Формировать принципы оценки ценности ИТ для бизнеса (организации);
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления ценностью ИТ для бизнеса (организации);
  • Осуществлять мониторинг и контроль ценности ИТ для бизнеса (организации).

Необходимые знания:

  • Лучшие практики управления ценностью ИТ для бизнеса (организации);
  • Методы оценки ценности ИТ для бизнеса (организации).

Трудовая функция «Управление портфелями ИТ-проектов»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование принципов управления портфелями ИТ-проектов;
  • Организация управления портфелями ИТ-проектов с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и управление улучшением управления портфелями ИТ-проектов.

Необходимые умения:

  • Осуществлять руководство управлением портфелями ИТ-проектов;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления портфелями ИТ-проектов;
  • Осуществлять мониторинг и контроль управления портфелями ИТ-проектов;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления портфелями ИТ-проектов.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению портфелями проектов;
  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению портфелями ИТ-проектов;
  • Методы мониторинга и контроля управления портфелями ИТ-проектов;
  • Методы непрерывного улучшения управления портфелями ИТ-проектов.

Трудовая функция «Обеспечение непрерывности предоставления ИТ в организации, регионе, стране»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование требований к непрерывности деятельности;
  • Организация обеспечения непрерывности деятельности с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль обеспечения непрерывности деятельности в соответствии с потребностями организации (бизнеса).

Необходимые умения:

  • Выявлять требования к непрерывности деятельности;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для обеспечения непрерывности деятельности;
  • Осуществлять мониторинг и контроль обеспечения непрерывности деятельности.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки; по обеспечению непрерывности деятельности;
  • Методы контроля обеспечения непрерывности деятельности.

Трудовая функция «Управление отношениями с заинтересованными сторонами при предоставлении единой информационной среды»

Трудовые действия:

  • Выявление потребностей и интересов руководства в ИТ;
  • Организация управления отношениями с руководством;
  • Мониторинг, контроль и управление улучшением отношений с руководством.

Необходимые умения:

  • Выявлять потребности и интересы руководства в ИТ;
  • Организовывать эффективные коммуникации с руководством;
  • Повышать заинтересованность руководства в ИТ и с его помощью увеличивать вклад ИТ в деятельность организации.

Необходимые знания:

  • Лучшие практики вовлечения руководства в управление ИТ;
  • Принципы повышения ценности ИТ.

Трудовая функция «Управление рисками ИТ и кибербезопасностью»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование целей и принципов управления рисками ИТ и кибербезопасностью;
  • Определение состава методов и средств управления рисками ИТ и кибербезопасностью;
  • Организация управления рисками ИТ и кибербезопасностью с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и управление сокращением и смягчением рисков ИТ и ростом уровня кибербезопасности.

Необходимые умения:

  • Формировать цели и принципы управления рисками ИТ и кибербезопасностью;
  • Использовать методы и средства обеспечения управления рисками ИТ и кибербезопасностью, соответствующие критериям оценки организации;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления рисками ИТ и кибербезопасностью;
  • Осуществлять мониторинг и контроль рисков ИТ и кибербезопасности;
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления рисками ИТ и кибербезопасностью.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению рисками ИТ и кибербезопасностью;
  • Критерии оценки рисков и уровня кибербезопасности;
  • Методы контроля рисков и уровня кибербезопасности.

Трудовая функция «Вовлечение в автоматизацию ключевых пользователей организации»

Трудовые действия:

  • Оценка уровня ИТ-грамотности ключевых пользователей и определение мер по его повышению до необходимого организации;
  • Постоянное продвижение возможностей ИТ для организации путем внутренней рекламы и пропаганды;
  • Организация мотивации ключевых пользователей организации к использованию ИТ.

Необходимые умения:

  • Оценивать уровень ИТ-грамотности относительно потребностей организации (бизнеса);
  • Пропагандировать ИТ в организации;
  • Мотивировать на вовлеченность в автоматизацию.

Необходимые знания:

  • Принципы оценки ИТ-грамотности сотрудников;
  • Методы внутреннего пиара и продвижения ИТ.

Обобщенная трудовая функция «Управление цифровой трансформацией организации, региона, страны»

Возможные наименования должностей, профессий, которые занимаются данной трудовой функцией могут быть такими:

  • Директор по цифровой трансформации;
  • Директор по инновационной деятельности;
  • Директор по информационным технологиям и инновациям;
  • Заместитель генерального директора по инновациям;
  • Заместитель генерального директора по развитию.

Представители профессии, которые занимаются данными трудовыми функциями должны иметь 8-ой уровень классификации.

Описание 8-ого уровня классификации:

Требования к образованию и обучению:

  • Высшее образование - магистратура.

Требования к опыту практической работы:

Не менее пяти лет управления в области ИТ.

Другие характеристики:

  • Рекомендуется EMBA, степень доктора или кандидата наук;
  • Рекомендуется повышение квалификации по цифровой экономике и (или) цифровой трансформации.

Трудовая функция «Управление цифровой стратегией организации (региона, страны)»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование стратегических целей цифровой трансформации в организации, регионе, стране;
  • Организация управления разработкой и обновлением цифровой стратегии развития организации, региона, страны с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Организация и выполнение цифровой стратегии организации (региона, страны) с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль и мониторинг разработки и выполнения цифровой стратегии организации (региона, страны).

Необходимые умения:

  • Формировать и согласовывать стратегические цели цифровой трансформации со стейкхолдерами;
  • Организовывать деятельность по разработке и выполнению цифровой стратегии организации (региона, страны);
  • Осуществлять мониторинг и контроль разработки и выполнения цифровой стратегии организации (региона, страны).

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по разработке и реализации цифровой стратегии организации (региона, страны);
  • Методы организации разработки и реализации цифровой стратегии организации (региона, страны).

Трудовая функция «Управление инвестициями в цифровую трансформацию»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование принципов управления инвестициями в цифровую трансформацию;
  • Организация управления инвестициями в цифровую трансформацию с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль инвестиций в цифровую трансформацию;
  • Лидерство в повышении эффективности инвестиций в цифровую трансформацию.

Необходимые умения:

  • Формировать принципы управления инвестициями в цифровую трансформацию;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления инвестициями в цифровую трансформацию;
  • Осуществлять мониторинг и контроль инвестиций в цифровую трансформацию.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению инвестициями в цифровую трансформацию;
  • Методы контроля и оценки эффективности инвестиций в цифровую трансформацию.

Трудовая функция «Управление дорожной картой инновационной деятельности по цифровой трансформации»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование принципов управления дорожной картой инновационной деятельности;
  • Организация управления дорожной картой инновационной деятельности с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества и управление улучшением соответствия дорожной карты инновационной деятельности потребностям организации (бизнеса).

Необходимые умения:

  • Осуществлять руководство формированием и обновлением дорожной карты инновационной деятельности;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления дорожной картой инновационной деятельности;
  • Осуществлять мониторинг и контроль дорожной карты инновационной деятельности.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению дорожной картой инновационной деятельности;
  • Методы работы с дорожной картой инновационной деятельности.

Трудовая функция «Обеспечение динамичного изменения организации (региона, страны) путем внедрения цифровых технологий»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование потребностей бизнеса (организации, региона, страны) в цифровых технологиях;
  • Организация обеспечения динамичного изменения бизнеса (организации, региона, страны) с использованием цифровых технологий;
  • Контроль обеспечения динамичного изменения бизнеса (организации, региона, страны) с использованием цифровых технологий.

Необходимые умения:

  • Выявлять потребности бизнеса (организации, региона, страны) в цифровых технологиях;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для обеспечения динамичного изменения организации (региона, страны) с использованием цифровых технологий;
  • Осуществлять мониторинг и контроль обеспечения динамичного изменения организации (региона, страны) с использованием цифровых технологий.

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по обеспечению динамичного изменения организации (региона, страны) с использованием цифровых технологий;
  • Методы контроля обеспечения динамичного изменения организации (региона, страны) за счет цифровых технологий.

Трудовая функция «Управление взаимоотношениями в рамках цифровой трансформации с широким кругом стейкхолдеров: клиентами, партнерами, государством, научными и образовательными учреждениями, некоммерческими организациями, профессиональными сообществами»

Трудовые действия:

  • Выявление потребностей и интересов широкого круга стейкхолдеров в цифровых технологиях;
  • Лидерство в управлении взаимоотношениями с широким кругом стейкхолдеров;
  • Мониторинг, контроль и управление улучшением взаимоотношений с заинтересованными лицами.

Необходимые умения:

  • Выявлять потребности и интересы широкого круга стейкхолдеров в цифровых технологиях;
  • Организовывать эффективные коммуникации с широким кругом стейкхолдеров;
  • Повышать вовлеченность широкого круга стейкхолдеров в цифровую трансформацию.

Необходимые знания:

  • Лучшие практики цифровой трансформации;
  • Организация взаимодействия с широким кругом стейкхолдеров по вопросам цифровой трансформации.

Трудовая функция «Управление рисками цифрового развития (цифрового отставания)»

Трудовые действия:

  • Формирование и согласование целей и принципов управления рисками цифрового развития (цифрового отставания);
  • Определение состава методов и средств управления рисками цифрового развития (цифрового отставания);
  • Организация управления рисками цифрового развития (цифрового отставания) с помощью персонала и стейкхолдеров;
  • Контроль качества деятельности по сокращению и смягчению рисков цифрового развития (цифрового отставания) и управление ею.

Необходимые умения:

  • Формировать цели и принципы управления рисками цифрового развития (цифрового отставания);
  • Использовать методы и средства обеспечения управления рисками цифрового развития (цифрового отставания), соответствующие критериям оценки организации;
  • Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления рисками цифрового развития (цифрового отставания);
  • Осуществлять мониторинг и контроль рисков цифрового развития (цифрового отставания);
  • Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления рисками цифрового развития (цифрового отставания).

Необходимые знания:

  • Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению рисками цифрового развития (цифрового отставания);
  • Критерии оценки рисков цифрового развития (цифрового отставания);
  • Методы контроля рисков цифрового развития (цифрового отставания).

Трудовая функция «Определение направлений мотивации всех заинтересованных сторон на цифровую трансформацию, продвижение цифровой трансформации внутри организации»

Трудовые действия:

  • Оценка уровня цифровой грамотности в организации (регионе, стране) и определение мер по его повышению;
  • Постоянное продвижение возможностей цифровой трансформации путем рекламы и пропаганды;
  • Организация мотивации к эффективному использованию цифровой трансформации.

Необходимые умения:

  • Оценивать уровень цифровой грамотности относительно потребностей организации (региона, страны);
  • Пропагандировать цифровую трансформацию в организации (регионе, стране);
  • Мотивировать на цифровую трансформацию.

Необходимые знания:

  • Принципы оценки цифровой грамотности;
  • Методы пиара и продвижения цифровой трансформации.

На этом обзор трудовых функций закончен.

Отдельное спасибо всем, кто дочитал до конца=)

Пишите в комментариях какие трудовые действия в рамках своих трудовых функций вы выполняете, обладаете ли нужным уровнем квалификации для своих трудовых функций (по градации Приказа Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»). Это интересно=)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда