{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

«Вместе весело шагать»: как коллектив превратить в команду мечты для достижения бо́льших результатов?

Когда мы слышим «командная работа», в голове, как правило, возникают положительные ассоциации — поддержка, единство и сотрудничество. Однако только формальное объединение людей в команду еще ничего не дает: выстраивание командной работы — это та еще работа. О том, как это сделать, рассказываем сегодня.

Что делает нескольких людей, по бумагам объединенных названием проекта, командой? Ответ очень прост — общая цель. Каждый член команды должен понимать, зачем он здесь и что конкретно он может сделать для достижения результата. Вроде логично, да не все так примитивно.

Одно дело осознавать, что вот есть продукт, вот есть несколько специалистов с разными компетенциями, их собрали и попросили сделать нечто, вот они и делают. Совершенно по-другому командная работа воспринимается участниками процесса, если цель их объединения воспринимается как нечто большее, чем просто создание продукта. И здесь уже речь о корпоративной культуре, культуре отношения всех сотрудников коллектива к ценности, которую они поставляют.

Рассмотрим на примере: можно просто поставлять кирпичи, качественные оранжевые крепкие кирпичи, а можно помогать клиентам строить теплые и уютные дома для их семей. Чувствуете разницу?

Таким образом, одним из командообразующих факторов является глобальная цель. Она должна быть четко сформулирована и понятна каждому члену коллектива.

Перейдем от философских аспектов к более приземленным. Для эффективной командной работы необходимо, чтобы процесс этой самой работы был прозрачен. Суть в том, чтобы каждый член команды понимал, что происходит: представлял себе объем работы и сроки (хотя бы примерно), какие есть трудности, каких результатов удалось достичь, что еще предстоит сделать и проч. То есть буквально находился внутри процесса. Для достижения такой прозрачности необходимо использовать инструменты управления потоком работ, такие как:

1. Таск-трекер. Это вообще не секрет, но не упомянуть о необходимости его вести в рамках разговора о командной работе было бы преступлением. Неважно, какой именно инструмент управления потоком работ вы используете, главное, чтобы его функционал позволял полноценно визуализировать процесс вашей работы. Так, например, мы в команде используем собственный таск-трекер WFlow. Он позволяет нам существовать в концепции, при которой компания представлена как единая экосистема сервисов, отвечающих за поставку неких ценностей. Сервисы позволяют разделить большой и трудоемкий процесс на участки создания ценности, где к работе над ней подключаются разные команды. Так, передавая ценность по цепочке статусов от команды к команде, мы можем прослеживать весь путь ее создания и быть в курсе происходящего на всех этапах производства.

2. Инструменты для анализа потока работы. Таск-трекер не ответит вам на вопрос, в каком направлении вы движетесь, где в вашем процессе узкие места, не спрогнозирует сроки поставки ценности. Зато с этой задачей легко справится система для анализа рабочего процесса. В своей работе мы используем WFlow Analytics — совсем скоро система будет доступна для интеграции не только с нашим собственным таск-трекером, но и с другими популярными трекерами.

Получается, цель наметили, инструменты подобрали, теперь необходимо организовать коммуникацию. Причем коммуникацию регламентированную, подчиненную каким-то правилам и осуществляемую в соответствии с заведенными в компании ритуалами. Речь о том, чтобы команда на регулярной основе собиралась в полном составе и обсуждала ход работы. Так, например, во многих компаниях ежедневные утренние собрания (дейли) являются нормой, без них невозможно представить себе начало рабочего дня. На таких встречах команда подводит итоги предыдущего дня и ставит цели на грядущий. Как правило, это занимает не более 15 минут. Для детального анализа процесса работы рекомендуется встречаться на более длительное время раз в 3-4 недели. На подобных собраниях (ретро) устанавливаются новые договоренности для коррекции потока работы. При необходимости также можно организовать встречи для обсуждения зависимостей между отделами и командами, обсуждения планов на неделю/месяц/квартал и проч. Главное — регулярность и понятная всем цель проведения таких мероприятий.

Коммуникация должна осуществляться не только между членами команды, но и в формате «команда — руководство». Во время этих встреч хорошо бы найти точки соприкосновений и противоречий, обсудить работу с точки зрения ожиданий участвующих сторон.

Важно поддерживать атмосферу взаимного уважения для того, чтобы высказаться могли все участники процесса. Только в условиях, позволяющих раскрыть потенциал и поделиться идеями и наработками, возможно добиться большего результата.

Прекрасно, когда вышеописанная коммуникация действительно складывается таким образом, что члены команды чувствуют себя в коллективе услышанными, поддержанными и полезными. Но на самом деле это происходит не по счастливой случайности и не само собой. Успешная коммуникация основывается на высоком уровне ответственности каждого участника рабочего процесса друг перед другом и за общий результат. А чувство ответственности, в свою очередь, зиждется на высоком уровне осознанности каждого сотрудника. Таким образом, мы подошли к тому, что для того, чтобы работа в команде была слаженной, нужно, чтобы у сотрудников были хорошо развиты soft skills, а именно умение высказываться и выслушивать, договариваться и спорить таким образом, чтобы в споре рождалась истина, а не взаимная обида. А здесь уже актуален вопрос грамотного подбора персонала, за который ответственно руководство в том числе.

И последний кит, на котором стоит успешная командная работа, на наш взгляд, это осознанное отношение к результату. То есть мы говорим о том, что результат работы команды должен восприниматься как общий всеми ее участниками. Да, вклад у каждого индивидуальный, но вот плоды придется пожинать всем вместе вне зависимости от того, отвечают они ожиданиям или нет. Такое отношение к работе позволит команде самостоятельно поддерживать прозрачность процесса, способствует организации эффективной коммуникации и поддержит мотивацию за счет большего вовлечения в процесс. Один за всех, все за одного, как говорится.

Подытожим все вышеизложенное. Основываясь на нашем многолетнем опыте взаимодействия в формате команд, мы составили список того, что способствует эффективной командной работе. Вот он:

1. Команду должна вести вперед глобальная цель;

2. Процесс работы должен быть прозрачным, для этого есть множество инструментов;

3. Коммуникация должна быть регламентированной и регулярной;

4. Важно, чтобы каждый участник процесса осознавал свою ответственность;

5. Вклад каждого сотрудника индивидуальный, а результат общий на всех.

Удачной вам командной работы!

0
1 комментарий
Трям

полная чушь

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда