Онлайн-обучение: новые возможности образования

В закладки

Александр Купцов, генеральный директор Фонда развития онлайн-образования (ФРОО), о том, кто и чему учится на дистанционных курсах, и как онлайн-формат будет развиваться в будущем.

По итогам исследования российского рынка онлайн-образования, проведенного «Нетологией-групп», при участии НИУ ВШЭ, ФРИИ, ФОМ, comScore и East-West Digital News, объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. В то же время проникновение в него онлайн-технологий находится на уровне 1,1% (20,7 млрд руб.) и за ближайшие пять лет обещает вырасти до 2,6% или 53,3 млрд руб. Аудитория дистанционных учебных программ неуклонно растет на протяжении 13 лет и на сегодняшний день онлайн-форма является иногда даже предпочтительней очной. В чем же секрет онлайн-образования?

Преимущества онлайн-образования

Согласно опросу, проведенному платформой ClassCentral, более 44% опрошенных используют онлайн-курсы для текущей работы, а 17% – для будущей. То есть более 60% слушателей связывают курсы со своей карьерой. И это обусловлено потребностями рынка. Если пять лет назад маркетолог мог работать просто по наитию, то теперь он должен знать алгоритмы поисковых систем и уметь программировать простые скрипты. Дизайнер раньше мог использовать только свой планшет и один графический редактор, а теперь, если он хочет быть ценным на рынке, он должен владеть десятком разных программ, знать основы верстки и иметь навыки быстрого прототипирования. И так почти в любой профессии.

Согласно тому же отчету ClassCentral, более 13% слушателей используют массовые онлайн курсы во время очного обучении в институте. В некоторых вузах (например, Высшей Школе Экономики), вы можете пройти курс и засчитать его в своем учебном отделе вместо очного, на который ходят ваши сокурсники. Некоторые курсы могут просто помогать в учебе – если вы пропустили занятие или не до конца поняли объяснения лектора, вы можете послушать лекции на эти же темы от лучших преподавателей мира, повторить материал, еще раз структурировать его для себя. Студенты доверяют онлайн-формату, что показывает исследование платформы edX, в котором 87% слушателей ответили, что обучение в онлайне для них имеет равную или даже большую ценность, чем очное. Онлайн-технологии не только упрощают жизнь, для некоторых людей они просто делают обучение возможным. Согласно данным Международной организации труда, среди населения трудоспособного возраста почти 400 млн человек — инвалиды. И работают из них всего 20%. Остальные 80% живут на пособия, так как их не берут на работу. Но сейчас, в эпоху интернета, каждый может освоить программирование, дизайн, аналитику, бухучет, работать дома с гибким графиком и зарабатывать своей семье хорошие деньги. Онлайн-платформы это понимают и идут навстречу – например, edX и Coursera в 2015 году подписали соглашение о том, что техническая часть платформ будет максимально адаптирована для людей с ограниченными возможностями – появятся субтитры к видео, возможность увеличивать шрифты, читать элементы навигации и многое другое.

Массовые онлайн-курсы — очень удобный формат получения знаний, и пользуются им не только студенты. Дистанционный учебные программы очень востребованы, суммарно на ведущих образовательных платформах количество слушателей приближается к ста миллионам человек. А как и каким профессиям чаще всего учатся онлайн?

Направления и форматы

Онлайн можно научиться практически всему, начиная от бизнес-этикета, заканчивая молекулярной биологией. Но всё же наиболее распространены программы по обучению информационным технологиям. Почти 40% всех онлайн-курсов — бизнес и IT, далее идут социальные дисциплины, пятая часть — это курсы по гуманитарным и точным наукам. Встречаются и совсем неожиданные специальности. Например, можно выучится на специалиста по газонному покрытию или специалиста пожарной охраны, патологоанатома или записаться на онлайн-курс по выращиванию марихуаны в медицинских целях.

Если говорить о формате, то здесь онлайн-платформам приходится подстраиваться под потребности рынка. Большую часть слушателей составляют люди с высшим образованием и старше 25 лет, поэтому теперь недостаточно просто записывать статичные видео-лекции. Современные востребованные онлайн-курсы задействуют различные системы поощрений, интерактивные элементы и геймификацию, обучение в формате игры, историй или симуляций. Это помогает слушателю удерживать внимание, сохранять мотивацию на протяжении всего курса и добиваться результата. Желание человека иметь неоспоримое признание своих умений — это также важная составляющая мотивации. Значки у скаутов, медали у военных, звание лучшего сотрудника месяца — это всё является частью мотивации к дальнейшему развитию. Поэтому в 2015 году платформа Udacity предложила микростепени — короткие модули программ, которые обучают узкому спектру навыков. С того момента на программы Udacity поступили 53 тысячи человек, а 18 тысяч уже получили дипломы. Микростепени постепенно появляются и у других платформ, в том числе у FutureLearn и китайской XuetangX. И спрос на такой формат будет только расти.

Прогнозы

МООК-формат развивается очень быстро. Одна из платформ для управления образованием Canvas предоставляет пространство для организации виртуальных классов. Они планируют дополнить образование другими крупными техническими наработками: дополненной и виртуальной реальность, искусственным интеллектом и речевыми технологиями. В 2017 году Canvas и Amazon объявили о совместном запуске проекта по созданию голосового ассистента Alexa. В случае успеха, с помощью Alexa студенты смогут оптимизировать свой учебный процесс: просить резюмировать основные пункты лекций, проводить сессию «вопрос-ответ» перед экзаменом, устанавливать напоминания о предстоящих экзаменах. Это планы на ближайшее будущее. Далее онлайн-образование будет проникать в те сферы, в которых его раньше не было, глубоко интегрироваться в повседневную жизнь, как привычная нам очная форма обучения. В моем представлении в итоге всё это вырастет в большую образовательную экосистему, где человек рано проходит профориентацию, пробует себя в разных сферах, определившись, углубляется при помощи узких специализаций в ту или иную профессию, проходит стажировку и выходит на работу, имея при этом электронное портфолио, где собрано всё о его образовательном пути.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Купцов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 54383, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 26 Dec 2018 13:31:24 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 54383, "author_id": 204145, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54383\/get","add":"\/comments\/54383\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54383"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }