{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Исследование: что должен знать и уметь директор по продукту

Я третий год работаю на позиции директора по продуктам и в последнее время всё чаще задумываюсь о направлении развития, что из навыков и умений нужно развивать, и какие из них - должны быть в приоритете. Эти мысли привели меня к идее провести исследование - посмотреть, а что же хотят от позиции Chief Product Officer (CPO) разные компании, какие навыки выделяют, какие обязанности вменяют, такой подход кажется наиболее научным и объективным.

Я взял 40 вакансий CPO, разложил их по полочкам и получилась весьма интересная статистика о том, какие компании нанимают CPO, как разные компании называют эту позицию, зачем компаниям CPO, какой стаж требуется, какие требования предъявляются, и чем занимаются CPO в разных компаниях с точки зрения их нанимателей.

Думаю, такая статистика интересна и другим CPO, задумывающимся о своём развитии, и продакт-менеджерам, мечтающим стать CPO, но не знающим что для этого точно необходимо. Ну и конечно же - руководителям и владельцам бизнесов, который задумываются - а нужен ли мне CPO и какой он - CPO моей мечты?

Итак, начнем с того, что посмотрим - в каких отраслях компании ищут CPO.

Отрасли, куда нанимают CPO

Отрасли компаний, нанимающих CPO

Есть перекос в сторону FinTech, но в целом видно что нет какого-то особенной выделенной отрасли, CPO востребованы почти во всех отраслях и это хорошая новость - можно расти дальше в той отрасли, в которой вы сейчас находитесь.

Как ещё называют позицию CPO

Как называют позицию CPO в вакансиях

Другой интересный вопрос - а как же разные компании называют человека, отвечающего за развитие всего продуктового портфеля и управляющего продуктовой командой, и тут видно что в целом есть консенсус - наиболее частые варианты в названиях вакансий - Chief Product Officer или директор по продукту, хотя встречаются и более редкие варианты, такие как Head of Products, Product Lead, Senior Product Owner и Product Director.

Зачем компаниям нужен CPO?

Какой результат ожидают компании от CPO

Также интересный вопрос - а зачем компаниям CPO? Какова его миссия, главное предназначение и профит от его деятельности? Некоторые компании пишут в вакансиях об этом, и если проанализировать их, то можно выделить следующие варианты:

  • Устойчивый рост: в таких компаниях уже есть сформированный портфель продуктов, нужно привести в порядок управление их жизненным циклом, выстроить унифицированные продуктовые процессы и научиться системно расти за счет последовательного роста ценности для клиентов,
  • Быстрый рост: некоторые компании хотят расти быстро, завоевывать рыночные ниши, иногда - невзирая на расходы, нужна динамика за счет быстрого развития продуктов и запуска новых продуктов, выхода на новые рынки,
  • Лидер для продактов: это стратегия наставничества, как правило - уже есть команда продактов и ей нужен опытный руководитель и наставник, который будет развивать продактов и нанимать новых
  • Сделать лучший продукт: это стратегия продуктового лидерства - компании хотят создать продукт №1 на рынке и выиграть конкуренцию за клиента
  • Создать стратегию: нужен стратег, который создаст стратегию, если ее нет, и сможем наладить процесс внедрения стратегии во все аспекты деятельности компании, добьется реализации выработанной стратегии

Стаж работы в роли CPO

Требования к стажу работы в роли CPO

Анализ вакансий показывает, что большинство компаний хотят найти CPO с опытом работы на аналогичной позиции минимум от 1 до 3 лет, и это понятно: управлять одним продуктом и управлять портфелем продуктов и продуктовой командой - это разные навыки и умения, это я знаю из личного опыта. Но есть и хорошая новость - около 30% компаний все же рассматривают для себя возможность нанять в качестве CPO - продакта с хорошим опытом (от 3 лет как правило), "правильной" головой и горящими глазами, как правило - это небольшие молодые компании, и именно они могут быть точкой входа в эту профессию.

Требования к знаниям и умениям CPO

Требования к знаниям и навыкам директора по продукту

Ну и наконец давайте перейдем к самой мякотке - и что же нужно нанимателям, какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы получить эту работу?

Я классифицировал всё, что пишут в вакансиях, в список требований и отсортировал их в порядке частоты упоминания в вакансиях, и по сути - что это самые востребованные навыки, требующиеся от директора по продукту. Давайте пройдем по ним более детально и начнем с самых часто встречающихся требований.

  1. Опыт работы с метриками и аналитикой: в основном в вакансиях это звучит в контексте принятия продуктовых решений на основании метрик и аналитики, поэтому тут нужно глубокое системное понимание метрик и их влияние на бизнес-составляющую продукта, умение диагностировать проблемы в продуктах на основании метрик и данных.
  2. Знание предметной области: около половины компаний хотят, чтобы кандидат на позицию CPO был знаком или с отраслью, в которой работает компания, или имел опыт управления близкими продуктами, и это конечно же ограничивает возможные варианты развития, если вы находитесь в очень узкой отрасли - подумайте о ее смене, или продолжайте развиваться в вашей отрасли, чтобы стать лучшим специалистом.
  3. Управленческие навыки: директор по продукту - это уже не просто хороший продакт, тут нужны сильные управленческие компетенции для управлениями продактами и продуктовыми командами, нужно учитывать, что продакты - это особенные люди, приученные своей профессией задавать вопросы "а чтобы что? а что будет если мы это не сделаем?" и им нельзя просто сказать - "сделай это", нужно уметь хорошо объяснять и аргументировать свою позицию, нужно уметь убеждать их в своих идеях, и видимо в компаниях это понимают и выдвигают такое требование.
  4. Запуск продукта "с нуля": опыт запуска продукта и выведения его на рынок сильно отличается от опыта развития уже готового продукта, более трети компаний хотят, чтобы у CPO был такой опыт, причем не обязательно успешный, но обязательно - чтобы были сделаны выводы из неуспешного опыта.
  5. Английский язык: тут у компаний редкое единодушие - необходим английский уровня Upper Intermediate и выше, в некоторых компаниях большая часть коммуникаций осуществляется на английском, поэтому если с английским у вас не очень и вы читаете/переводите со словарем - бегом прокачивать английский, без него шансы получить эту должность невелики.
  6. Взаимодействие с разработкой: этот навык кажется вполне очевидным, в конечном счете - нужно имплементировать продуктовые решения в коде и сделать это без понимания того, как работает разработка, без знания методологий Agile/Scrum/Kanban, без опыта постановки задач и управления релизным циклом - будет крайне сложно.
  7. Экономика продуктов: в вакансиях упоминается и опыт расчета unit-экономики, и умение работать с P&L, и опыт управления бюджетом продукта, причем на уровне, когда вы можете объяснить и научить продактов и других членов команды, а также объяснять другим коллегам экономические последствия тех или иных решений.
  8. Исследование клиентов: обычно CPO сам уже редко занимается исследованиями, но он должен понимать как они проводятся, как устроен дизайн исследования, чтобы внедрить культуру исследования клиентов в продуктовой команде, принести лучшие практики и развивать их.
  9. Работа с бэклогом: с моей точки зрения - это один из ключевых навыков продакта, ведь от того какие задачи мы берем в реализацию в первую очередь - зависит скорость развития наших продуктов, нужно знание разных фреймворков приоритизации и понимание в каких ситуациях они подходят или не подходят, знание как можно их комбинировать, чтобы выстроить систему сквозной приоритизации продуктовых задач.
  10. Выстраивание процессов: как мы видели выше - многие компании хотят систематизировать работу над продуктами, и это невозможно сделать без продуктовых процессов, и зачастую в больших компаниях - это проще сказать, чем сделать, опыт управления изменениями в процессах - очень важен, тут нужна и теория, и практика.
  11. Системное мышление: под этим в вакансиях понимают умение структурировать большие объемы информации, выстраивать связи, отделять важное от неважного и умение декомпозировать задачи.
  12. Развитие продуктовой команды: в вакансиях встречаются такие формулировки "Умение и желание прокачивать команду, менторить и делиться экспертизой" или "Быть лидером для команды, зажигалкой на новые идеи, и транслировать свой опыт в команду", но помимо этого нужен опыта найма и масштабирования команды, умение выстраивать индивидуальные планы развития.
  13. Подтвержденный опыт роста: некоторые компании выдвигают непростое требования - не просто знать что нужно для роста продукта, но и смочь подтвердить это на личном кейсе, причем с детализацией именно вашего вклада в этот рост, и это хороший повод задуматься для всех нас - а могу ли я предоставить такой подтвержденный кейс роста?
  14. Креативное мышление: под этим понимается способность генерировать новые и подчас неожиданные решения, умение мыслить "out of the box", и не просто быть менеджером, но и привносить в компанию и продукты свежий новый взгляд и генерировать новые прорывные идеи.

Не буду останавливаться подробно на остальных требованиях к CPO, пробегусь по ним короткой строкой - в CPO хотят видеть высокоорганизованного самостоятельного менеджера с отличными коммуникационными навыками, который много знает и умеет и в смежных областях знаний, умеющим анализировать рынок и конкурентов, с большой насмотренностью и широким кругом общения. А если просто - все хотят единорога, идеального и скорее всего - несуществующего персонажа, который всё знает и всё умеет.

Обязанности CPO

Чем должен заниматься директор по продукту с точки зрения нанимателей

Перейдем от требований к обязанностями CPO - тут список получился чуть более коротким, по мнению нанимателей вот так выглядит топ основных активностей и зон ответственности директора по продукту:

  1. Разработка стратегии: это встречается почти во всех вакансиях, и это наиболее сложная часть работы, с моей точки зрения, так как не очень много материалов на эту тему, стратегические сессии зачастую являются закрытыми, компании редко подробно освещают эту тему, поэтому и учиться этому довольно сложно, зачастую под стратегией в разных компаниях понимается разное, используются разные инструменты и подходы, в общем - тут все непросто, но это то, что вам нужно развивать и совершенствовать в первую очередь!
  2. Работа с бэклогом и роадмапом: как это звучит в вакансиях - "Разрабатывать и актуализировать средне- и долгосрочный roadmap" или так "Совместно с RnD подразделением формировать roadmap и backlog по развитию продуктов", в целом - нужно внедрить общие подходы по управлению и приоритизации бэклогами продуктов в составе портфеля.
  3. Развивать продуктовые процессы: это вторая после стратегии зона ответственности CPO, и так как мы видели что основной запрос компаний - это системный рост и развитие, то становится понятно почему эту активность упоминают так часто, сюда относят и формирование общей методологии по управлению продуктами, и подходы к приоритезации и планированию, взаимодействию со смежными отделами и департаментами и много чего еще.
  4. Работа с метриками и аналитикой: наниматели хотят, чтобы CPO сформировал методологию расчета ключевых продуктовых метрик, и главное - внедрил культуру принятия решений на основе метрик, а где-то - с нуля "выстроил продуктовую и маркетинговую аналитику".
  5. Работа с исследованиями: на пятом месте по упоминанию в вакансиях - организация процесса исследований в продуктовой команде, это участие в дизайне исследований, и конкурентный анализ, и исследование рынка.
  6. Развитие продуктового портфеля: сюда входит не только развитие существующих и запуск новых продуктов, но еще и вывод продуктов из портфеля - наиболее редко упоминаемая история в курсах и книгах, но очень нужная - ведь иногда у нас портфелях встречаются "чемоданы без ручки" - продукты, которые и развивать сложно, и закрыть жалко, в целом - CPO должен знать и уметь как управлять не продуктом, но портфелем продуктов и принимать решения о том что будет происходить в тем или иным продуктом в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
  7. Управление продуктивностью команды: в вакансиях упоминается деятельность, направленная на достижение командой поставленных результатов, а значит необходимо планирование и контроль поставленных задач и планов, разработка и внедрение практик KPI/OKR.
  8. Управление экономикой и бюджетами продуктов: в конечном счете - все вышеописанные зоны ответственности должны привести нас к росту выручки и прибыли, поэтому одним из ключевых навыков и зон ответственности - является управление экономическими показателями продуктов в портфеле.

Остальные зоны ответственности вкратце - тут и развитие продактов, и умение взаимодействовать с топ-менеджментом или основателями, взаимодействие с разработкой, управление и митигация рисков, и управление ростом продуктового портфеля.

Одно из неоднозначных требований к работе CPO - это быть "играющим" тренером, т.е. самому "работать руками" и управлять одним из продуктов. С моей точки зрения - это довольно непродуктивная практика, т.к. времени у CPO за вычетом множества регулярных встреч и совещаний остается довольно немного, а содержательно и эффективно управлять продуктом, уделяя ему несколько часов в неделю - не самая лучшая идея, но возможно приемлемая как временное решение, например, когда ушел продакт и нужно срочно подхватить какие-то активности.

Формат работы: офис или удаленка

Офис, гибрид или удаленка - что предлагают CPO?

Ну и напоследок - а какой же формат предполагается для позиции директора по продукту? Возможна ли удаленка на такой позиции?

И короткий ответ - да, в 40% вакансий упоминается, что полная удаленная работа возможно, однако в более чем половине случаев - требуется или только офисный формат работы (30%), или гибрид - часть времени проводить в офисе, а часть удаленно. И офис, и гибрид - подразумевает, что уехать в Казахстан, Армению или Грузию - уже не получится, надо быть в городе, где находится офис компании. Ну а если вы находитесь не в Москве, а в регионе - скорее всего вам придется крепко задуматься о переезде в столицу, так как большая часть вакансий с офисным или гибридным вариантом - находятся в Москве.

Вот такая картина получилась на основании анализа вакансий директоров по продукту, надеюсь - вам это поможет в вашем дальнейшем развитии.

А если у вас остались вопросы - приходите ко мне в личку, я с удовольствием обсужу их!
Мой аккаунт в Facebook и в Linkedin

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Цимерманн

Когда говорят о продактах чаще всего подразумевают человека из б2с сферы, где куча метрик, гипотез и прочей движухи. Про них все понятно.

Было бы очень интересно почитать или послушать про ребят из крупного б2б. Как там строятся процессы, как и на основании чего команды принимают решения и почему.

Вот про них мало.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Моисеенко
Автор

1. Статья всё же не о продакт-менеджерах, а о требованиях к директорам по продукту, это всё же не одно и то же
2. Согласен - опыт продакта в B2B отличается от B2C, но в целом - большинство подходов точно так же применимы, я большую часть жизни проработал, создавая продукты для B2B, поэтому думаю, что могу это утверждать с уверенностью

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

Расскажите подробнее, если не сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Моисеенко
Автор

Не претендуя на полноту приведу несколько примеров:
1. Ретеншн: ключевая тема в B2B, т.к. в большинстве случаев рынок корп.клиентов очень невелик по сравнению с B2C, если вы не умеете удерживать клиентов в продукте - это дорога в никуда, но иногда нужно считать не ретеншн по числу клиентов, а ретеншн в объем потребления, но сути это глобально не меняет
2. Каналы привлечения: B2B бывает разный и часто мы идем за клиентами в "длинный хвост", там где много клиентов (десятки, иногда сотни тысяч, но с маленьким чеком) - это до степени смешения похоже на B2C
3. Продуктовый цикл: в B2B он точно такой же, как и в B2C - discovery - development - delivery - feature adoption
4. Экономика и финансовые метрики: точно такие же в целом, и обладают точно такой же значимостью
5. Приоритезация бэклога: точно такая же как и B2C
6. Подходы к сегментации клиентов: точно такие же как B2C

Думаю - можно и дальше продолжать, но конечно - есть и различия, этого не отнять

Ответить
Развернуть ветку
Арман Аракелян

Может вы говорите о настоящих продактов, но я пока таких не встречал. 90% мешают работать на всех уровнях, качают права. Лично знаком с несколькими, работают 2-3 часа в день на удаленке, на продукт им пофиг. Готовы сливать инфу чуть что. Это как плохие маркетологи, только в 10 раз опаснее. Но проблема в компаниях - нанимают людей с опытом работы как вы указали от 1 до 3 лет. Это просто смешно.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Моисеенко
Автор

Думаю, такие люди, работающие по 2-3 часа в день с невысокой компетентностью и вовлеченностью - есть во всех профессиях, к большому сожалению

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Попченкова

Я прочитала комментарий выше и прям захотелось узнать где ж этот райский работодатель, который позволяет продактам работать 3 часа в день и, видимо, получать зарплату)))

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Внук-Карпов

Полезно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Зябликов

Замечательное исследование. Правда ни разу не видел, чтобы лидер продуктовых команд рефайнил бэклог или делал что-то из того, что он делегирует непосредственно продуктовым командам. Ну бог с ними...

Ответить
Развернуть ветку
Роман Моисеенко
Автор

Скорее всего, работодатель ожидает в первую очередь - построение и улучшение процессов работы с бэклогом/бэклогами и контроль за ними

Ответить
Развернуть ветку
Роман Комолкин

Посоветуйте книг на эту должность, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Моисеенко
Автор

Какой-то одной книги посоветовать не могу - сам таких не находил, но с учетом наиболее востребованных навыков и обязанностей могу порекомендовать следующее: по стратегии - "Ключевые стратегические инструменты" Вогана Эванса и "Стратегическая сессия" Лизы Кей Соломон, по найму - "Кто" Джеффа Смарта и книги Светланы Ивановой, по управлению людьми - "Как пасти котов" Рейнвотера, "Вы или вас" Александра Фридмана
Ну а по чисто продуктовым темам - думаю тут лучше подойдут чтение статей, прохождение курсов, вебинары и конференции.

Ответить
Развернуть ветку
JetСhat
Ответить
Развернуть ветку
Роман Моисеенко
Автор

Что бы это значило?

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Спасибо)
Какой корпоративный софт советуете использовать директорам по продукту?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пухов

Роман, отличная статья.
Вы маркетплейсы в какую категорию компаний определили (первый pie chart в статье)?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Моисеенко
Автор

На момент исследования маркетплейсы не публиковали вакансии CPO, поэтому их в выборке нет, но скорее всего я бы их отнес к сегменту ИТ

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда