{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как в Авито запустили инновационную лабораторию по следам Amazon и Google

Привет! Меня зовут Аделия, я продакт-менеджер лаборатории Avito Experiments Lab, которая появилась у компании в начале года. Сейчас я расскажу, как устроена наша лаборатория, чем она отличается от обычных продуктовых команд и какие перспективы в ней открываются для продакт-менеджера.

Для чего нужны инновационные лаборатории IT-компаниям

Инновационные лаборатории внутри IT-корпораций могут называться по-разному:

Innovation Labs, in-house incubator, corporate incubator или research hub. Их создают корпорации, которые уже выстроили процессы для развития текущего продукта. Например, Google, Amazon. И, чтобы продолжать расти, им нужно выходить за пределы текущего рынка.

Кажется, что инновации можно запускать и внутри core-продукта. Но это не всегда получается:

  • У core-команды часто не остаётся времени и внимание на инновации, потому что надо поддерживать большой продукт и постоянно улучшать его customer experience.
  • Core-команда тоже запускает новые продукты, но в сфере своего основного продукта.

Прежде чем запустить лабораторию, мы в Авито проанализировали опыт крупных IT-компаний на глобальном рынке. Все инновационные лаборатории можно разделить по двум параметрам:

1. По целям

2. По форматам работы

С опорой на эти два параметра крупные IT-компании создают собственные инновационные лаборатории, которые могут сильно отличаться друг от друга:

Лаборатории часто путают с growth-hacking-командами. На деле же перед ними стоят разные цели. Так, growth-hacking-команды фокусируются на быстром развитии в определённых точках роста уже существующего продукта. А инновационные лаборатории — на запуске нового. Иногда развитие может быть одной из задач для лаборатории — например, когда команда только запустила продукт и ей нужно быстро нарастить аудиторию. В этот момент следует придумать, как привлечь пользователей и достичь product-market fit.

Как в Авито запустили инновационную лабораторию

Авито успешно развивает основной продукт 15 лет. За это время мы достигли большинства целей, которые ставили перед собой. Но сейчас у нас появилась необходимость искать точки роста за пределами нашего основного продукта. Для этого мы и создали Avito Experiments Lab.

Перед запуском лаборатории, опираясь на опыт крупных IT-компаний, мы определили, что для текущих стратегических задач компании нам нужны:

  • выделенная команда, которая будет постоянно работать в лаборатории, развивать и тестировать идеи;
  • продукты, дополняющие текущую экосистему Авито.

А уже после мы детально сформулировали цели и критерии развития нашей лаборатории.

Цель Avito Experiments Lab:

Создание новых глобальных точек роста для бизнеса Авито. Мы ищем их на стыке текущего продукта и новых рынков.

Критерии идей, с которыми работаем Avito Experiments Lab:

  1. Близкие к основному продукту:

  • То, что соответствует текущей стратегии Авито. Все идеи должны быть связаны с покупкой-продажей товаров и услуг.

  • То, что базируется на компетенциях компании и сотрудников. Мы не разрабатываем hardware и не запускаем ракеты в космос для продажи товаров на Марсе, а продолжаем работать с software.

  • То, что можно встроить в существующую экосистему Авито. Мы работаем над большой идеей, которую после передаём core-команде либо изначально разрабатываем её совместно с core-командой и при этом берём большую часть работы по проверке гипотезы на себя.

  • То, что будет ориентировано на внешнего пользователя, а не на внутреннего.

2. С большим потенциалом. При оценке идеи мы должны видеть возможность вырастить её до продукта, который положительно влияет на продуктовые и бизнес-метрики. Также идея должна быть простой в реализации и попадать в потребности пользователей.

Сроки:

На проверку одной гипотезы мы закладываем 3–6 месяцев.

Результаты работы:

  • обосновать гипотезу с помощью экспериментов;
  • проверить наличие product-market fit;
  • определить лучшую конфигурацию решения;
  • передать собранные знаний core-команде для запуска и масштабирования.

Чем команда Avito Experiments Lab отличается от core-команды

Команда Avito Experiments Lab, на первый взгляд, похожа на core-команду. Но на самом деле между нами есть много различий:

Эти различия повлияли на требования к команде лаборатории:

  • У нас выше зона неопределённости, а значит, короче горизонт планирования. Мы не можем составить роадмап на год вперёд и со 100%-ной уверенностью сказать, что будем делать через полгода. И специалистам нужно уметь работать в таких условиях.

  • Так как у нас нет зоны ответственности, эксперименты могут быть связаны с любым направлением бизнеса, а это значит, что нам всем нужно быть готовыми быстро погрузиться в новую среду.

  • Мы работаем с рискованными идеями, большинство из которых не будут реализованы. Или будут, но не в том виде, в котором их задумывали. Далеко не каждому специалисту легко «убивать» свои идеи и код.

  • У нас команда со стартаповским духом, но работаем мы внутри корпорации, поэтому должны учитывать правила, которые есть внутри компании. А ещё должны получать одобрение на проекты и согласовывать действия с другими командами.

Мои выводы об Avito Experiments Lab как продакт-менеджера

Я единственный человек, который перешёл в лабораторию из другой команды Авито. И могу сказать, что Avito Experiments Lab сильно отличается от них. Чтобы здесь работать, мне пришлось овладеть новыми навыками и компетенциями.

Продакт в лаборатории должен освоить навык запуска новых продуктов. Запускать всегда сложнее, чем улучшать текущий продукт и оптимизировать пользовательский путь. Поэтому, на мой взгляд, в лабораторию нужно приходить либо если вы уже запускали проекты, либо если у вас есть большой опыт улучшения продукта и вы пришли научиться запуску новых.

Продакту в лаборатории необходимо держать в голове и прорабатывать сразу несколько сценариев. У нас нет долгосрочного и детального планирования на квартал — мы не знаем точно что сработает, а что нет. У нас есть только финальная картина — вижен. Поэтому нам важно уметь прорабатывать сразу несколько сценариев дальнейших действий. С точки зрения работы команды это значит, что до запуска мы готовим сразу несколько вариантов концепций и макетов. И в процессе работы от некоторых из них мы точно откажемся.

Продакту в лаборатории нужно быть готовым к профессиональному риску. Когда продакт-менеджер работает в треке улучшения продукта, у него обычно есть маленькие победы к концу квартала. Например, вы изменили форму загрузки фотографий — пользователю становится удобнее, бизнес-метрики растут, а ваша команда молодец. В инновационной лаборатории продакт несколько кварталов может работать над одним проектом со множеством гипотез. И если идея не взлетит, никаких улучшений в продукте и роста метрик не будет. Но если всё получится — это будет более значительный результат. Даже больше, чем вы бы сделали за это время в обычной команде.