Как я построила команду из 1500 человек в агрегаторе такси и управляла ей
Расскажу о своем о том, как устроено управление клиентским опытом в агрегаторе такси. Поделюсь своим опытом построения департамента с нуля.
Карьерный путь
Начну издалека и расскажу о том, как я собственно попала в сферу агрегаторов такси. Я закончила бакалавриат и магистратуру ВШМ СПбГУ, где постоянно проходила разные стажировки и готовила себя к работе в большой корпорации. Первые 5 лет после выпуска я провела именно в таких корпорациях: BMW Group, PwC Advisory. Занималась управлением операционными проектами, бизнес-консультированием в сфере потребительских товаров и услуг, в итоге получился очень разнообразный опыт.
6 лет назад я заинтересовалась вакансией в Uber Россия, связанной с клиентским опытом, так начался мой путь в агрегаторах такси, который продолжается до сих пор. За это время я успела сменить 3 компании и вырасти от менеджер, управляющего только проектами, до директора департамента клиентского опыта численностью 1500 человек.
Функция клиентского опыта
Мне нравится сфера клиентского опыта за возможность для творчества при построении этой функции в компании.
В основном, перед функцией клиентского опыта стоят 3 задачи:
- быть адвокатом интересов клиентов в компании,
- быть источником данных о клиентах,
- выполнять операционные функции, например, управлять клиентской поддержкой.
Создание департамента в Ситимобил
В 2019 году компания перешла в фазу быстрого роста и требования к клиентскому опыту и сервису сильно возросли. Тогда я и начала проектировать структуру будущего департамента, с учетом 3 задач сервиса и нескольких основных принципов организационного дизайна:
- разделение экспертных и операционных функций,
- объединение подобных функций под одним зонтиком,
- ответственность за часть клиентского пути,
- возможность внедрить сквозные и взаимозависимые KPI для каждого из отделов.
В итоге, у меня получилась целевая структура с четким разделением ролей.
В начале пути, у меня была небольшая команда из 5 человек, которая занималась в основном качеством поездок и коммуникациями с водителями. Вместе с командой, мы начали строить будущий департамент.
Примерно за 1 год мы прошли основные этапы:
- Присоединение и реструктуризация функций, которые уже существовали в компании. Например, клиентская поддержка была отдельной функцией, но вошла в состав департамента одной из первых. Параллельно, мы отдавали нецелевые функции, например, антифрод.
- Активный найм и продвижение команды. Основной задачей было найти руководителей для каждого из направлений в структуре, которые бы стали движущей силой всех дальнейших изменений. Это был самый сложный, но и самый важный этап.
- Создание сквозных процессов как внутри департамента, так и при взаимодействии с другими структурами в компании. На этом этапе, мы активно прописывали основные процессы, определяли зоны ответственности, внедряли каскадные KPI
- Внутренний PR. На всех этапах мы активно рассказывали об изменениях на всю компанию, чтобы выстроить как образ департамента, так и закрепить роли и зоны ответственности
В результате, мы построили целевую структуру, которую совершенствовали и выращивали на протяжении 3 лет. На пике департамент насчитывал 800 штатных сотрудников и 700 на аутсорсе.
Отдельное внимание хочется уделить процессу найма, ведь мы искали как руководителей и экспертов, так и массовый персонал. При найме руководителей лучше всего сработал нетворкинг и рекомендации коллег для первичного поиска. Дальше мы проводили от 2х до 4х собеседований, включая ценностно-ориентированные вопросы и интервью со смежниками. Для массового же найма сотрудников поддержки мы создали процесс, похожий на ассессмент-центр. Кандидаты, после предварительного скрининга резюме, проходили задания напоминающие реальные рабочие ситуации в поддержке. На пике мы могли выводить около 30 человек в неделю, используя этот процесс.
Основные управленческие принципы
При управлении таким большим департаментом, я выделила для себя несколько самых важных принципов. Я руководствовалась ими, чтобы построить не просто эффективную и мотивированную команду, но и создать среду в которой приятно работать.
- Люди работают с людьми. Очень важно найти правильный баланс в общении и видеть людей за функциями, которые они выполняют. Не бояться самой быть “живой” и ошибаться. Такая открытость создает правильную атмосферу в команде и становится тем самым клеем
- Делегирование и создание широкого управленческого ядра. Руководитель каждой из функций имеет максимальную управленческую свободу в рамках общих целей департамента. При этом, в принятии основных управленческих решений активно участвуют первые три уровня организационной структуры.
- Много коммуникаций. От регулярных 1-1, которые проводят все руководители со своими сотрудниками, до ежеквартальных общих встреч департамента по результатам и целям. Кстати, этот инструмент очень помогает интегрировать массовых сотрудников и аутсорс в общее инфо-поле компании.
- Сквозные общие цели. Совместный процесс целеполагания в направлениях сверху вниз и снизу вверх. В итоге, можно отследить, как KPI каждого сотрудника связаны с целями отдела и компании в целом. А еще цели обязательно связаны с ценностями, понятны и ими руководствуются при принятии решений.
- Открытость к изменениям и обратной связи. Каждый может предложить свою идею или изменение, регулярно проводится сбор обратной связи, ревью 360 и опросы вовлеченности, цели и результаты отделов публичны для всех.
Вместо заключения
Несмотря на то, что можно привести много цифр, подтверждающих, насколько эффективно работал департамент, хочется подчеркнуть немного другое достижение. В 2022 году было принято решение о продаже компании Ситимобил. Эта новость повлияла на эффективность работы многих в компании, тем не менее команда департамента клиентского опыта продолжила до последнего помогать клиентам и следовать собственным процессам.