{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

9 вопросов, которые помогут понять, нужен ли вам исследователь в команду прямо сейчас

Давайте поговорим про то, как понять, нужен ли вам в команду собственный исследователь. Как это определить? Ведь все говорят про необходимость понимания своего пользователя, про количественные и качественные исследования, client-centered design. На рынке хайп и найм.

Очень часто исследования или команда исследователей в компаниях находятся в стороне, не участвуют в продуктовом процессе. Как внутренний сервис, используемый по желанию, но не как обязательный этап. И это вполне понятно, потому что исследования ещё один пункт, который замедляет time-to-market. По крайней мере, в России это реальность 95% компаний, где есть команда или выделенный исследователь.

Дизайн не выбросишь, разработку не выбросишь, микрокопинг тоже не выбросить из процесса. А вот глубинные интервью или юзабилити-тесты вполне можно пропустить – визуальный результат в глазах менеджеров от этого не пострадает. KPI по срокам никто не отменит.

Есть ряд проблем, которые приводят к работе исследователя “в стол”:

1.Компании не понимают целевого результата.

2.Не понимают кто и с какими навыками им нужен.

3.Не умеют нанимать и проверять навыки.

4.Не включают исследования в продуктовый процесс.

Как же понять, нужен ли вам исследователь именно сейчас?

Для меня самый главный критерий – измеримость успеха и качества работы. Исходя из большого опыта с разными компаниями-клиентами и в найме в разных компаниях, я выделила список вопросов, которые помогут понять руководителям компании, нужен ли вам исследователь прямо сейчас, будет ли он приносить пользу и результат.

1. Понимаете метрики успеха?

Вы можете понять где находитесь сейчас? У вас есть веб и мобайл аналитика, продуктовая аналитика, группировка обращений. Если да – вы сможете поставить измеримые цели. Если нет – начните с этого, иначе без текущего состояния и без целей вы не сможете оценить прогресс и результат работы исследователя.

Примеры целей:

  • Снижение негативных обращений – отдельная задача отдельных продуктов, которая представляет собой работу исследователя над разными точками взаимодействия сервиса с пользователем.
  • Увеличение конверсии по шагам в определённых сценариях – тоже хорошо поставленная задача, если у вас есть аналитические данные и показатели.
  • Уменьшение количества ошибок – отличная цель для сложных по функциональности продуктов.

Исследователь может выделить изменения малой кровью – быстро улучшают текущий процесс, и стратегические изменения – долгосрочные и более качественные изменения процесса.

2. Приоритеты: вам деньги или удобство?

Роль исследователя в продуктовом процессе двояка:

  • Он может подключаться на этапе идеи для её проверки. Это значит, что время доведения фичи до пользователя увеличится. Вы готовы к этому? Это минимум плюс месяц к вашим обычным срокам.
  • Тестирование – второй этап, который сильно увеличит сроки. Это ещё 2-4 недели в продуктовом процессе.

Это значит, что деньги за эти фичи вы получите позже.

Важно понимать, что у вас в приоритете, как вы будете проводить приоритизацию в разработке: сможете ли вы дать приоритет вещам, которые улучшают опыт перед запуском совершенно новых идей и фич?

Если нет – ваш исследователь будет получать деньги зря, выгорать из-за исследований в стол, а вы не получите изменений.

3. Ваши слова расходятся с делами?

На митингах и в прессе вы можете говорить про то как любите своего пользователя и как делаете для него всё возможное. В реальных ситуациях готовы ли вы решать единичные сложные задачи или проблемы пользователей? Готовы ли вникать и тратить на это своё время и время сотрудников, чтобы идти не автоматизированными стандартными путями, а делать что-то руками и придумывать как обойти свой же налаженный процесс?

Если нет – вы именно тот тип компаний, у которых слова расходятся с делом.

Если вы как менеджер не подтверждаете своих слов делами, то и вся ваша команда будет брать пример с вас и вести себя так же в тех же ситуациях.

Это приводит к неуважению пользователя и игнорированию результатов работы исследователя всей командой.

“Рыба гниёт с головы”

4. Вы сможете проверить навыки при приёме?

Есть ли у вас в команде кто-то, кто может проверить навыки исследователя при найме? Как вы поймёте уровень и набор скилов, если внутри нет компетенции, которая глубоко проверит знания и опыт именно исследовательской компетенции?

И получается, что решает либо образование, либо умение красиво говорить. Что не отражает реального положения вещей.

Вы не поймёте какого качества у вас будут результаты, не изучив глубоко человека на собеседовании. После найма, не понимая навыков, вы не сможете понять, что вам приносят некачественные неиспользуемые результаты.

В следующей статье постараюсь написать понятный гайд и дать материалы, с помощью которых эти навыки можно проверить, не являясь исследователем, а всего лишь понимая диджитал-процессы.

5. У вас есть ресурсы?

Что у вас есть сейчас из ресурсов? Есть ли дизайнеры, проектировщики, есть ли у них время и потребность в исследованиях? Каковы мощности разработки? Как часто вы можете выпускать обновления? Раз в две недели или раз в 9 месяцев?

Ответив себе на эти вопросы, вы поймёте, есть ли необходимость в исследователе прямо сейчас и с текущими процессами. Так же вы поймёте, через какое время новый сотрудник принесёт вашему продукту измеримый результат – будут ли это 3 недели или же 9 месяцев (И что вы вообще делаете в этой компании?).

6. Команда будет сопротивляться?

Самые сложные – дизайнеры. Попроще — продуктологи. И самые восприимчивые – разработчики. Так в среднем по больнице.

Команде сложно адаптироваться под новые реалии, психологически некомфортно понимать, что теперь кто-то им будет говорить как лучше не делать, а как лучше делать, будет указывать на ошибки.

Чем более творческий человек, тем более он восприимчив к критике и приземленным вещам.

UX это часто не про креатив а про нативность, привычные и проложенные пути и устоявшиеся действия.

Если нынешняя команда будет сильно сопротивляться, результат будет сомнительным. Тут важно сделать так, чтоб люди были заодно, чтоб они стали одной командой с одними и теми же целями (метрики из первого пункта).

Это решается вовлечением и вашим влиянием:

  • Поговорите с командой заранее, спросите их мнения и помощи, спросите где есть проблемы и в чем бы мог исследователь им помочь.
  • Посадите дизайнера рядом, пока исследователь будет тестировать продукт его работы. Или пусть проведёт сам под экспертным надзором пару тестов. Трёх встреч с пользователем хватает, чтоб люди развернулись лицом к тому, для кого делают продукт.

7. Вы прошли этап MVP?

Стартапы пытаются нанимать исследователя в команду сразу, при создании MVP. Но подходящий ли это этап?

Нужно быстро проверить идеи – это к исследователю.

Нужен быстрый дизайн и запуск, нужно потратить минимум денег чтоб показать цифры, нужно быстро нагнать первых пользователей. Всё что про “быстро” расходится с тем, зачем исследователь нужен в команде на этом этапе. Исследователь на этом этапе в команду не нужен. Для него задач мало. Вам нужен хороший аутсор-исследователь, скорее одиночка, но с опытом в аналогичной сфере.

8. У вас достаточно активных пользователей?

Если в базе 1200 пользователей(даже если B2B) – тоже не время нанимать. Работать не с чем. Рекрут сторонних пользователей дорогой. Социальный капитал вычерпаете очень быстро, исследователь останется без пользовательской базы. И это опять же, время чтоб поработать с кем-то попроектно для конкретных важных целей и результатов, но не чтобы брать человека в команду.

9. Вы можете запускать A/B-тесты?

Не столь критичная штука, но с ней результаты исследователя будут куда нагляднее, репрезентативнее и быстрее проверяемы.

Нужен сложный инструмент внутри продукта для настройки теста не просто одной страницы, но всей воронки процесса. Нужен настраиваемый однородный трафик, иногда в очень больших количествах для репрезентативности результатов.

Ответив себе на эти вопросы, вы сами поймёте, стоит ли вам брать человека в команду, или же сейчас совершенно не подходящий этап развития (состояние команды или процессов) и деньги и время будут потрачены зря.

Может быть стоит присмотреться к попроектным исследователям?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда