Почему власти привлекают цифровых кочевников, а местные жители высказывают критику: спасители или чужаки?

<b>На финальной странице статьи вас ждет небольшой подарок.</b>
На финальной странице статьи вас ждет небольшой подарок.

Что за цифровые кочевники?

Хотя цифровое кочевничество получило массовый характер после пандемии, которая способствовала развитию удаленной работы, этот феномен не появился вчера.

Первым цифровым кочевником был американский программист Стивен Робертс, который в 1983 году покинул офис, установил на велосипед ноутбук с солнечной батареей и отправился в путь. Стивен проехал 27 тысяч километров, работая в разных местах с помощью сети arpanet – предтечи интернета.

Термин «цифровой кочевник» появился в 1997 году, когда Цугио Макимото и Дэвид Маннерс написали книгу, исследующую новое явление и предсказывающую, как технологии изменят мир и позволят людям путешествовать и работать из любой точки планеты.

Это стало реальностью в 2010-х годах, когда качественный интернет стал доступен повсеместно.

Согласно сайту nomadlist. com, типичный цифровой кочевник – это мужчина около 30 лет, работающий в IT, который любит кофе и заботится об экологии. Однако, хочется верить, что реальность намного разнообразнее.

Номад-визы: где круче?

За последние два года многие страны, особенно те, которые пострадали от пандемии COVID-19 в туристическом секторе, начали предлагать nomad-визы для удаленных работников. Срок действия таких виз может быть от 6 до 24 месяцев, при этом они освобождают от уплаты местных налогов и позволяют работать только на иностранные компании, чтобы не конкурировать с местными работниками.

Однако, кроме того, соискатели таких виз должны предоставить документы, подтверждающие уровень своего дохода. В некоторых странах, таких как Исландия и Португалия, такие требования довольно жесткие: например, в Исландии доход номада должен быть не менее $7000 в месяц, а в Португалии – около €2800.

Некоторые эксперты считают, что из-за этих требований для стран может быть сложно привлечь к себе кочевников.

В Португалии существует несколько типов виз, которые подходят для удаленных работников. Виза D7 предназначена в основном для пенсионеров и тех, у кого есть пассивный доход за границей. Она позволяет получить статус резидента и требует от кандидата не менее средней португальской зарплаты в месяц (около €820).

Свежая nomad-виза в Португалии отличается от нее тем, что заявитель должен активно трудиться за границей и зарабатывать не менее четырех местных минимальных зарплат (что составляет около €2800).

Венгрия также предлагает White Card для номадов — годовую визу с возможностью продления, рассчитанную на удаленных работников. Для ее получения необходим доход не менее €2000 в месяц. Однако, по данной визе нельзя привезти в страну своих партнеров и детей.

Многие страны, особенно те, где туристический сектор пострадал от ковида, предлагают nomad-визы удаленным работникам. В Кипре номадам подходят виза или визитерская виза, выдаваемые на год с возможностью продления. Среди требований к номадам – активный заработок за пределами страны на минимум € 3500.

Для визитеров необходимо иметь около € 10 000 на счету в кипрском банке и годовой доход не менее € 20 000. Если заявитель показывает наличие дополнительных денег на каждого члена семьи в размере 15-20%, то он может привезти их с собой на остров. В Коста-Рике цифровым кочевникам предлагают «эстансию», выдаваемую на год с возможностью продления, с требованием к ежемесячному доходу не менее $ 3000 ($ 4000 на семью).

Хотя, даже без номад-виз, путешественники с "сильными паспортами" могут найти множество возможностей для легального пребывания в какой-либо стране. Можно считать, что массовое введение специальных виз — это попытка государственных органов регулировать то, что и так уже работает нормально без государственного вмешательства. Однако для удаленных работников, у которых паспорт не открывает много дверей, новые визы могут оказаться очень полезными.

Как номады выбирают страны?

Более чем 50 стран уже запустили или готовятся запустить визовые программы для номадов. Существует множество рейтингов и руководств, которые помогают сравнить условия в различных регионах и выбрать наиболее подходящую страну для себя.

В топе наиболее удобных стран для цифровых кочевников чаще всего фигурируют Португалия, Таиланд, Индонезия (Бали) , Венгрия, Греция, Германия, Мексика и Коста-Рика.

Дизайнер-удаленщик Роман Мусаткин, который побывал в более чем 50 странах, обосновывает свой выбор следующим образом: "Есть чисто прагматические критерии: стоимость и качество жилья, скорость интернета, еда, возможность общения на английском языке.

Однако не менее важным фактором является насколько я могу взаимодействовать с местной средой. В странах, где я жил, я проводил лекции по дизайну, чтобы познакомиться с местным сообществом и лучше понять, где я нахожусь. Я старался выучить хотя бы базовые фразы на местном языке — это ценят и проявляют интерес к кочевникам. Так я познакомился с большим количеством людей в Иране.

Есть страны с открытой культурой, где легко встроиться, но есть и другие, где цифровому кочевнику сложно. Например, Финляндия. Сейчас я работаю в Хельсинки как наемный сотрудник в местной компании, но, если бы я приехал как кочевник, мне пришлось бы преодолевать определенные трудности, потому что это очень закрытая культура".

Номады как бустер экономики

Почему власти привлекают цифровых кочевников, а местные жители высказывают критику: спасители или чужаки?

В регионах, где туризм является важной отраслью экономики, чиновники приветствуют введение виз для цифровых кочевников. Главная цель такого шага — помочь экономике, особенно в сфере гостеприимства. Пандемия оказала разрушительное влияние на малый бизнес, и несмотря на помощь от государства, многие местные предприятия не смогли выжить в кризис.

Согласно отчету Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) , ковид угрожает 100 миллионам рабочих мест, преимущественно в микро-, малых и средних предприятиях, где работают в основном женщины. Чтобы поддержать и восстановить индустрию, страны пытаются привлечь удаленных работников с высоким доходом, которые готовы потратить свои деньги на местные услуги.

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, если Греция привлечет 100 тысяч цифровых кочевников, которые останутся в стране на 6 месяцев, то это может принести экономике € 1,6 млрд выгоды. На португальском острове Мадейра было установлено, что средний цифровой кочевник тратит на местные услуги около € 1800 в месяц, что непосредственно вливается в местную экономику, особенно в межсезонье.

Эксперты Гарварда считают, что визы для цифровых кочевников могут помочь решить проблемы с иммиграционной политикой во всем мире. Многие работники научной и других отраслей, которые часто переезжают в различные страны, сталкиваются с трудностями в местном законодательстве: миграционные службы не справляются с потоком заявок, и не существует прозрачных механизмов для временной легализации.

В этом контексте, номад-визы позволяют получить доступ в различные страны и находиться там 6-12 месяцев. Кроме того, географическая мобильность цифровых кочевников стимулирует авиационную отрасль, которая тоже пострадала от пандемии.

Кроме того, эксперты отмечают, что цифровые кочевники способствуют глобальному обмену информацией и опытом между регионами. Квалифицированные мигранты вносят в локальные сообщества уникальные знания из культурного контекста своей родной страны, что приводит к новым изобретениям и быстрому развитию технологий на местном рынке.

Наконец, цифровые кочевники играют большую роль в развитии предпринимательства и создании технологических и культурных кластеров по всему миру. Интернациональные коливинги и коворкинги, где работают и общаются свободные люди со множеством классных идей, могут превратиться в многочисленные «Силиконовые долины» по всей планете.

Бесцеремонные халявщики

Конечно, как и в любой ситуации, у цифровых кочевников есть свои противники. Власти многих стран стараются привлечь номадов, однако местные жители выступают против «вторжения» иностранцев. Еще до пандемии жители популярных туристических мест (например, Венеции, Барселоны или Хальштатта) испытывали все неудобства массового туризма.

В США жители Нью-Джерси и Калифорнии пренебрежительно называют туристов "шуби", а на Бали — "bules" (иностранцы). Такие прозвища для туристов из других стран распространены практически повсеместно. Однако, есть значительная разница между туристами-пакетниками, которые пробыли на месте всего несколько недель, и цифровыми кочевниками, которые могут жить в одном месте месяцы и даже годы.

Они используют ресурсы, которые традиционно предназначены для местных жителей, и могут изменять культуру и демографию региона.

Еще одно возражение против цифровых кочевников связано с налоговой несправедливостью. Введение визы для номадов в Коста-Рике несколько месяцев назад вызвало дебаты в законодательном органе. Обсуждалось, должны ли приезжие платить налог на доходы и не лишают ли такие льготы местное население дохода от налогов на импорт рабочих гаджетов.

Номады и рынок краткосрочной аренды

Изначально сервисы типа VRBO и Airbnb задумывались как создание уютного глобального сообщества из хозяев жилья и путешественников с целью предоставления подработки первым и аутентичного культурного опыта вторым.

Однако, этот идеал был быстро забыт коммерсантами, которые скупают жилье в популярных туристических районах и предлагают его в краткосрочную аренду, что приводит к превращению центральных и исторических районов в туристические гетто, и вынуждает местных жителей покидать свои дома из-за неподъемных цен или из-за предпочтения коммерческих интересов иностранных арендаторов.

Сервисы краткосрочной аренды поменяли свою клиентскую базу в странах, где предоставляют визы для цифровых кочевников. В 2021 году около 20% пользователей Airbnb составляли удаленщики. Используя этот тренд, в апреле текущего года компания запустила инициативу «Живи и работай где угодно» для цифровых кочевников.

Airbnb призвала регионы представить свои заявки на размещение в специальном разделе, где будут собраны все необходимые данные для удаленных работников: каталог жилья, требования к въезду, налоговая политика и т. д. В итоге компания отобрала 20 направлений на всех континентах, которые являются наиболее удобными для удаленной работы.

Цель этой инициативы, по словам Airbnb, не только в том, чтобы облегчить выбор региона номадам, но и создать культурные и технологические кластеры по всему миру.

Номады на Бали

Бали стал тропическим раем для многих цифровых кочевников, которые здесь обосновались в большом количестве. В связи с тем, что местная экономика зависит от туризма на 80%, власти Индонезии поощряют приезжих гостей. Визы с возможностью продления уже сегодня позволяют туристам оставаться на острове до полугода по низкой цене.

Теперь на подходе на Бали специальная виза для номадов, и её планируют запустить «чем быстрее, тем лучше». Благодаря этому, долгосрочные туристы будут чувствовать себя более комфортно, легче контролироваться и, конечно, они оставят на острове больше валюты.

Многие удаленные работники на Бали сочетают работу с духовными практиками. На острове, как грибы после дождя, появляются студии йоги и ретрит-центры, а отели и арендные виллы строятся на месте красивых рисовых полей.

Однако, это вызывает негодование среди местных жителей, поскольку тонкие и глубокие аспекты национальной культуры превращаются в ширпотреб, стоимость жизни для балийцев растет, а природа уничтожается в угоду богатых туристов.

Номады в Мексике

Почему власти привлекают цифровых кочевников, а местные жители высказывают критику: спасители или чужаки?

В Мехико недавно начали появляться листовки с посланием: «Новички в городе? Работаете удаленно? Вы – проблема, и местные вас не переносят. Убирайтесь!». Некоторых жителей беспокоит нарастающее количество американских удаленных работников, которых привлекают низкая арендная плата, доступная жизнь и 6-месячный безвизовый период в Мексике.

Недавно, один номад из США написал твит, хваливший Мехико и рекомендующий его для жизни другим удаленщикам, что вызвал волну негодования: «Не рекомендую, — писали в ответ. — Этот город становится все дороже из-за людей, как вы, а вы этого даже не понимаете и вас это не волнует».

Жители города выражают недовольство тем, что из-за наплыва американцев традиционные местные заведения превращаются в модные кофейни и студии пилатеса, а английский язык звучит на улицах города чаще, чем испанский. Некоторые протестующие называют это явление «современным колониализмом». Они расстроены тем, что многие приезжие не интересуются местной культурой и обычаями, а лишь ищут дешевое место для жизни.

Мексика одной из первых в регионе ослабила ковидные ограничения, и американские гости начали приезжать в город потоком. По данным Los Angeles Times, за первые четыре месяца 2022 года в аэропорт Мехико прибыло 1,2 миллиона иностранных туристов.

Номады в Португалии

Аналогичная ситуация разворачивается в Португалии — одной из наиболее дружелюбных к номадам стран Европы. В этой стране уже существует несколько типов долгосрочных виз для иностранцев, а с 30 октября 2022 года действует специальная виза для цифровых кочевников.

За последний год количество американцев, проживающих в Португалии, увеличилось на 45%. В основном это калифорнийцы с высоким доходом по местным меркам, которые создают дисбаланс в местных сообществах. Португальские активисты выступают против этого: жители Лиссабона уже не могут позволить себе снимать квартиры в центре города, потому что арендные платежи за последние несколько лет выросли в 5 раз, и менее обеспеченных жильцов просто выселяют.

Правительство Португалии отреагировало на кризис в жилищной сфере и ужесточило выдачу «золотых виз» иностранцам (в том числе американцам) за инвестиции в недвижимость в крупных городах. Однако, цифровых кочевников эти меры пока не затронули.

Номады в Испании

Испания присоединилась к ряду стран ЕС, введя программу цифрового кочевника, которая ориентирована на привлечение иностранных талантов и инвестиций, а также на укрепление имиджа страны как мирового делового центра. Новая программа уже анонсирована и, по ожиданиям, скоро будет запущена.

Несмотря на это, отношение местных жителей к цифровым кочевникам неоднозначное. С одной стороны, они помнят протесты против туристических автобусов, когда локальные жители в Барселоне разбивали их, заявляя, что туризм уничтожает их районы.

С другой стороны, пандемия ковида прояснила, насколько зависит Испания от туризма. В Барселоне, например, с марта по сентябрь 2020 года более 200 предприятий в центре города закрылись, а тысячи местных жителей потеряли работу. Правительство стремится найти баланс между разгрузкой наиболее популярных мест и привлечением посетителей в менее известные районы.

Так любовь или ненависть?

В период пандемии туризм претерпел пересмотр, и цифровое кочевничество стало явлением, к которому сейчас активно адаптируется мир. Многие правительства видят в туристах-долгожителях большой потенциал для поддержки своей экономики, технологического развития и формирования прогрессивного имиджа на глобальной сцене.

Однако необходимо учитывать проблемы, которые цифровые кочевники могут причинить местным жителям. Будут ли правительства защищать локалов от массовых выселений, а свои традиции и ресурсы – от пустого потребительства? Смогут ли гости проявить уважение, пытаясь выучить местный язык и культуру?

Ответы на эти вопросы во многом определят отношение к цифровым кочевникам. Поэтому, отправляясь на длительный срок в новую страну, важно не забывать о том, что каждый из нас может стать частью большой проблемы.

"Я предпочитаю называть себя экспатом, а не цифровым кочевником. Многие приезжают в страну, живут там несколько месяцев или даже лет, общаются только со своим узким кругом и почти не соприкасаются с местным укладом, — говорит Роман Мусаткин. — Для меня важно знакомиться с другими культурами и людьми, я воспринимаю свою свободу работать и путешествовать как ценный подарок, большую привилегию, которой может наслаждаться ничтожно малое количество людей".

Почему власти привлекают цифровых кочевников, а местные жители высказывают критику: спасители или чужаки?

Я сейчас живу на Бали и запустил реалити-шоу «покупаю ВИЛЛУ НА БАЛИ ЗА 200$ в месяц».

Инвестирую каждый месяц в биткоин и показываю, как сделаю 1500% прибыли. (Повторив результат 2021 года)

Расписал стратегию с суммами от 80 до 2000$ в месяц, в закрепе.

Дарю вам доступ в закрытый телеграмм канал. Где я раскрываюсь больше, как автор для вас.

11
Начать дискуссию