Карьера Anna Maglysh
250

Конкуренция 2.0. Зачем бизнесу патентная аналитика?

Заместитель руководителя Проектного офиса Федерального института промышленной собственности (подвед Роспатента) Андрей Лаенко в преддверии 2.0 Международной конференции “Цифровая трансформация: Фокус на IP” рассказал о ключевых аспектах патентной аналитики.

В закладки

За последнее десятилетие наука и технологии сделали невероятный скачок в развитии. Квантовые компьютеры, бионические органы, интеллектуальные роботы еще вчера были фантастикой, а сегодня определяют состояние развития экономики. И в этих постоянно меняющихся условиях очень сложно оценивать конкурентоспособность технологий, определять стратегии их вывода на глобальные рынки, искать ведущих исследователей и технологических партнеров.

Однако у инновационных компаний есть один эффективный помощник – патентная информация. Она включает сведения о выданных патентах, заявках, областях приоритетов, стратегиях охраны и других аспектах патентной защиты. При правильном использовании эти данные позволяют определять стратегию развития компании, отстраиваться от конкурентов, искать партнеров, а также порой значительно экономить.

Кто и что предлагает?

Технический и бизнес-консалтинг на базе патентной информации в России проводит и Роспатент, и различные коммерческие организации. В зависимости от задач заказчика это могут быть самые разные услуги.

Например, можно заказать комплексное исследование технологий, продуктов и услуг – это отраслевой патентный ландшафт. Он, в первую очередь, помогает определить приоритеты развития, научно-технологическую программу, конкурентоспособность своих технологий.

Есть патентная технологическая разведка. С ее помощью можно провести конкурентный анализ, выбрать технологические направления для инвестирования и стратегию патентования.

R&D антураж позволяет оценить перспективность изобретения, а анализ портфеля патентов – усилить охрану ценных объектов интеллектуальной собственности и провести инвентаризацию ненужных патентов. Вариантов много – все зависит от потребностей и возможностей компаний.

Программа максимум

Чем крупнее компания, тем больше потенциал у патентного анализа. Представьте, например, стоимость разработок предприятий уровня “Газпром”, РЖД, “Транснефть”. Им важно понимать, правильно ли они выбрали научно-техническое направления, во что действительно стоит инвестировать и т.д. Поэтому патентная аналитика для таких заказчиков – обязательная процедура.

Например, компания “Газпромнефть” при строительстве завода по производству катализаторов в Омске использовала результаты разработанных патентных ландшафтов для выбора наиболее эффективных технологий и проведения конкурентного анализа. Катализаторное производство полностью закроет потребность в катализаторах для нефтеперерабатывающих заводах “Газпромнефть”. До этого 90% катализаторов были импортными.

РЖД использует патентную аналитику для анализа своего патентного портфеля. Компания ежегодно платила приличную сумму для поддержания патентов в силе. Необходимо было выявить патенты, которые имеют перспективу коммерциализации, а остальные перестать поддерживать - прямая экономия.

Патентная аналитика для стартапа

Если крупные компании осознают значимость патентной аналитики и активно пользуются этим инструментом, то стартапы обычно им пренебрегают, а зря. Понятно, что молодая компания не может себе позволить собственный патентный ландшафт – это дорого. Но в свободном доступе есть множество открытых отчетов, которые делаются либо инициативным путем, либо по заказам институтов развития.

Так, например, Роспатент делал для Российского экспортного центра ландшафты по перспективным экспортным направлениям, совместно с Внешэкономбанком – по блокчейну, сейчас гразрабатывается ландшафт по технологиям "Умный город". Более того, есть около 200 патентных ландшафтов на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Что они могут дать молодым стартаперам? В первую очередь, они указывают на перспективные рынки сбыта. Также с их помощью можно найти конкурентов или партнеров. И самое главное – они могут помочь с патентованием.

Отсутствие культуры патентования у нас приводит к тому, что люди либо вообще не патентуют свои инновации, либо делают это очень криво и теряют потом долю рынка. Тут обычно молодец тот, кто быстрее добежал до каналов сбыта или производства, а не создатель идеи, который не задумался о защите. А ведь схема несложная и вполне доступная.

Если у вас есть инновационное решение, во-первых, нужно провести предварительное патентное исследование. За него не обязательно платить, можно обойтись и своими силами. Есть много бесплатных баз – и российских, и европейских, и мировых. Например, Google Patents, Яндекс.Патенты, базы патентов Европейского патентного ведомства и др. С ними нужно поработать, чтобы понять, отвечает ли решение уровню техники, реально ли оно инновационное.

Если инновационность подтвердилась, можно либо обратиться к патентному поверенному – но специалиста нужно выбирать с хорошим бэкграундом по теме, это недешево, либо проанализировать патентные заявки компаний-лидеров отрасли, чтобы посмотреть, какие стратегии они выбирали для охраны своих решений. На их основе можно написать свою заявку. Дальше уже дело техники, если все заполнено верно.

Ну а в целом патентную грамотность нужно повышать. Всем – от мелких технологических стартапов до крупных корпораций. 23-24 апреля в Москве пройдет конференция “Цифровая трансформация: Фокус на IP”. Хорошая возможность послушать международных экспертов о различных аспектах защиты интеллектуальной собственности. Интересуйтесь темой, следите за новостями, ориентируйтесь на лидеров отраслей и ваш бизнес “скажет” вам спасибо.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Anna Maglysh", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 0, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 64192, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 11 Apr 2019 13:50:26 +0300" }
Акции банка «Тинькофф»
19,20$
0,04$
{ "id": 64192, "author_id": 158510, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64192\/get","add":"\/comments\/64192\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64192"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

0

Мля, я худею с патентоведов всю дорогу. Если вы такие компетентные то чо такие нищие?
Выигрывает тот кто двигается быстрее(стал продавать и скупать конкурентов), а не тот который "изобрел" и сидит... Патентоведы самые тупые дятлы живущие за счет таких же оленей. Есть и патентные тролли и прочая юридическая пидорасня-паразиты. Сжечь всех к ебеням. Как это выросло, вопреки здравому смыслу? Не пойму. Копирастов туда же...

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }