Карьера Максим Мул
450

Как работать с фрилансерами и не потерять клиентов

Есть успешные компании, которые не смотря на все риски положились на удаленных сотрудников. Мы тоже решили попробовать гибридный подход и совместили штатных разработчиков с фрилансерами. О том, какие из практик оказались самыми удачными, вы узнаете из этой статьи.

В закладки

Количество фрилансеров на мировом рынке неуклонно растет. По словам CEO международной биржи фриланса Upwork Стефана Казриеля, 30% компаний из списка Fortune 500 нанимают удаленных сотрудников через его платформу.

Пока одни компании активно перестраиваются под новый формат и предлагают сотрудникам выбор — работать в офисе или из дома, другие выстраивают свою работу исключительно на сотрудничестве с удаленными командами.

Automattic, Buffer, MeetEdgar, Groove, InVision, Hubstaff, Toggl, Doist, Zapier, Toptal, Trello, Basecamp — лишь часть успешных организаций, которые построены на самозанятых сотрудниках, не оформленных в штат. Их опыт показывает, что работа с фрилансерами — это так называемая win-win стратегия, от которой выигрывают все.

Российский бизнес неохотно верит в такой подход, но мы точно знаем, что выстроить взаимовыгодное сотрудничество с фрилансерами реально, и сейчас расскажем, как нам это удалось.

Но для начала ответим на главный вопрос:

Зачем это компании?

Для наглядности рассмотрим схему:

На ней четко показано, что количество задач никогда не бывает сбалансированным. Если задач слишком много — их не удается реализовать. Если их слишком мало — компания несет убытки.

Приблизиться к золотой середине помогают фрилансеры. Они разгружают штатную команду при большом потоке задач, не увеличивая внутренние расходы компании во время простоев. Если коротко, фрилансеры помогают оптимизировать расходы и увеличить прибыль.

Почему бы тогда не отказаться от штатных сотрудников?

Все просто — работа с фрилансерами имеет очень много рисков.

По данным отчета Accenture, в России только 17,9% российских компаний готовы искать подрядчика для крупного проекта на онлайн-биржах, и это является самым низким показателем относительно других стран.

Такая статистика укрепляет уже сформировавшееся мнение, что подработку на отечественных фриланс-биржах ищут низкоквалифицированные специалисты, которые безответственно относятся к работе и могут сорвать сроки.

Найм фрилансеров

К работе с фрилансерами нужно подходить продуманно — прежде чем приступать к найму, мы определили для них четкую роль. В сотрудничестве с ними мы видим конкретную цель — удовлетворение краткосрочных потребностей, решение типовых задач. При этом мы хотим найти людей, с которыми можно выстроить долговременные отношения. Для этих целей мы разработали внутреннюю биржу.

Качественный найм играет ключевую роль при работе с фрилансерами. В этом деле нам помогает HR-специалист Анна. Она размещает вакансии на разных площадках и проводит первичное собеседование.

«Доски объявлений и биржи фриланса помогают привлекать самозанятых кандидатов. Но такие люди часто уходят на более крупные проекты. — говорит Анна. — В сообществах в соцсетях и в Telegram-каналах больше специалистов с основной работой, которые ищут подработку. С нами они могут обеспечить себе 3-4 дополнительных часа работы в неделю. Это всех устраивает, так как у нас нет требований по минимальному количеству часов, и мы не обещаем высокую загруженность».

В начале мы рассказываем соискателям о принципах нашей работы, количестве потенциальных задач и их сложности, а также обсуждаем вопросы оплаты.

Самое сложное — это донести до фрилансера, что мы не нанимаем его, а предлагаем еще одну платформу для поиска заказов. На этом этапе около 20% отсекаются — кто-то хочет гарантированное количество часов в неделю, а кого-то пугает необходимость конкурировать с другими подрядчиками.

Если интерес у соискателя не пропал, мы проверяем его квалификацию — просим показать сертификаты Академии Битрикс и прислать пример кода на ревью.

Убедившись, что кандидат нам подходит, мы регистрируем его на бирже и направляем к Дарье — нашему менеджеру по работе с удаленными сотрудниками.

Как устроена биржа фрилансеров WS Support

У нас есть подразделение WS Support, которое занимается поддержкой исключительно сайтов на «1С-Битрикс». Поэтому на этапе собеседования мы предупреждаем фрилансеров о том, что проекты редко повторяются, и работать придется с унаследованным кодом.

Чтобы минимизировать риски, мы выработали четкий регламент работы и создали закрытую биржу, в которой фрилансеры всегда могут найти задачи по доработке сайтов на «1С-Битрикс». На бирже можно создавать задачи, отслеживать этапы работы и общаться с фрилансерами.

Первоначально заказчик создает обращение с задачей в своем личном кабинете.

Если задача не сверхсрочная, и можно четко представить KPI и результаты — менеджер по работе с фрилансерами подробно описывает требования, при необходимости уточняя их у заказчика.

Все необходимые параметры менеджер выясняет перед тем, как отдавать задачу в работу.

Обращения типа «Добавьте на сайт кнопку» в своем изначальном виде фрилансеры не получают. Менеджер сначала выясняет конкретику — в каком месте, какого размера и цвета должна быть кнопка, и только тогда обращение попадает на биржу.

Когда поступает новая задача, все зарегистрированные фрилансеры получают оповещение на почту.

К описанию задачи всегда прилагается доступ к тестовой копии сайта, чтобы можно было оценить сложность задания, функционал и возможные риски. Мы всегда приветствуем уточняющие вопросы, чтобы избежать любого недопонимания в дальнейшем.

В отклике фрилансер сам указывает сроки выполнения и стоимость работы. После этого менеджер согласовывает оценку с клиентом и выбирает исполнителя.

Здесь важно отметить, что низкая стоимость заявки не является главным критерием для выбора. Учитывается также опыт работы исполнителя, его уровень ответственности и скорость обратной связи.

«Фрилансеры часто предлагают низкую цену, толком не разобравшись в задаче, чтобы повысить шанс на получение проекта. — говорит Дарья, — Разброс цен бывает очень большим, выполнение одной и той же задачи разные исполнители могут оценить и в 3000 руб, и в 14000 руб».

Вот так выглядит личный кабинет менеджера по работе с фрилансерами 

Это связано с тем, что не все фрилансеры готовы уделять время изучению конкретного проекта, из-за чего дают неверную оценку. В таких случаях компании приходится продлевать сроки, объясняясь перед заказчиком, а фрилансеру больше работать за те же деньги.

С недавних пор фрилансеры могут видеть, какую стоимость за выполнение задачи предложили другие исполнители. Эту идею мы подсмотрели у UpWork, правда там ставки конкурентов отображаются только платным подписчикам. Мы, конечно, за это деньги не просим и рассчитываем создать таким образом здоровую конкуренцию среди фрилансеров.

Выбранный исполнитель получает необходимые доступы и приступает к задаче. Мы предлагаем удобные условия, которые экономят подрядчикам время:

— Вся работа выполняется на тестовых серверах;

— Серверное окружение на тестовой площадке соответствует серверному окружению сайта клиента;

— На площадке всегда актуальный код;

— Разворот проекта заказчика на тестовом сервере осуществляется нажатием кнопки. Не надо делать нудный ручной разворот проекта;

— Под каждую задачу создается отдельный домен, чтобы не приходилось пересекаться с коллегами.

После того, как фрилансер отписался о выполнении задачи, она отправляется на тестирование и код-ревью. Костыльные методы решения не подходят, мы очень тщательно следим за тем, чтобы не накапливался технический долг.

Если все в порядке, работа фрилансера считается выполненной.

Фрилансерам не нужно участвовать в переговорах и решать конфликтные ситуации с заказчиками. Мы полностью берем на себя работу с клиентами и ответственность за проекты. Если клиент не платит — это проблема компании, а не фрилансера. Расчет за сделанную работу мы никогда не задерживаем — для нас это жесткий принцип.

Но даже при столь четко выстроенной и эффективной схеме взаимодействия компания не застрахована от проблем коммуникации. Никакие инстант-мессенджеры не заменят живое общение с коллегами. Скорость обратной связи также страдает из-за того, что удаленные сотрудники сочетают фриланс с постоянной работой — когда они садятся за выполнение задач по вечерам или в выходные, нашего менеджера в офисе нет. Также фрилансеры могут находиться в других часовых поясах, и разница во времени доставляет дополнительные неудобства.

Взывать к чувству ответственности фрилансеров бессмысленно. Большинство из них ставят на первый план личную жизнь, а не работу, поэтому они и выбрали самозанятость.

Вывод

В условиях тотальной «уберизации» всё больше людей предпочитают частичную занятость, а компании нанимают независимых исполнителей. Формируется так называемая «гиг-экономика» — можно зарабатывать на разовых проектах, пока находишься в поиске постоянной работы, или же просто подрабатывать в свободное время.

Нам удалось внедрить это в свою компанию. При этом мы отказались от пути популярных on-demand сервисов, которые просто соединяют заказчиков услуг и исполнителей за процент от сделки. Мы убрали из уравнения всё, что так не любят фрилансеры, берем риски на себя и даем сосредоточиться на выполнении задач.

Успехи пока скромные, что скорее связано с нашей осторожностью. Сейчас мы переводим на фрилансеров только 20% обращений, однако в будущем планируем возложить на удаленных специалистов большую часть работы.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Максим Мул", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 7, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 67160, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 14 May 2019 13:43:01 +0300" }
SMS-чат для клиентов
{ "id": 67160, "author_id": 277663, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/67160\/get","add":"\/comments\/67160\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/67160"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

0

Друзья может не совсем в тему, но как говорится по горячим следам, насколько по закону биржи труда имеют право требовать фото паспорта и еще со мной (на фоне меня), в частности мой случай, реально есть для этого законные основания (законы), или это сугубо их внутренние правила, которые если задаться можно оспорить в суде и наказать их за это. Лично меня это очень сильно задевает когда твой аккаунт блокируют и требуют документы им выслать.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }