{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Зачем мне ваш аутстафф? Я завтра найму программистов в штат»

Так нам говорил наш клиент несколько лет назад. Сейчас он аутстаффит у нас две проектные команды. Подробно в материале про траекторию развития данной модели в новых реалиях, зачем нам inhouse, когда выгодно работать в формате аутстаффа, про роль компании и мотивацию ИТ-специалиста.

Немного аналитики

Перед подготовкой этого материала, мы первым делом пошли собирать информацию во внешних источниках.

На международном рынке ситуация следующая. Согласно данным финансово-экономического журнала Forbes: ИТ НЕ входит в топ-3, где будут востребованы внешние сотрудники. В рейтинг входит управление бизнес-процессами (BPO), маркетинг и финансы.

Но если рассматривать ИТ, как отдельную вертикаль, то топ-3 ИТ-направлений, где будут востребованы внешние сотрудники, по данным цифрового журнала и веб-сайта для ИТ-специалистов в Объединенном Королевстве Computer Weekly, открывает кибербезопасность. К слову, в России всего несколько компаний, которые аутстаффят ИБ, так как существует множество сложно проходимых регуляций. В топ международных тенденций аутстаффинга также входит Digital engineering (IoT), управление бизнес-процессами и консалтинга.

Если рассматривать общий тренд аутстаффинга по России и востребованности специалистов не только в ИТ, а во всех индустриях, то мы видим явный рост. hh. ru посчитали, что число вакансий в отраслях, где фигурирует аутстаффинг или аутсорсинг персонала, по итогам 2022-го на 10% превысило показатель 2021-го. При этом количество таких объявлений в IV квартале прошлого года было на 14% больше, чем в первом.

Но, например, firecode совместно с Ruward провели исследование, в котором видно, что 2022 год был не такой удачный, как мы все ожидали. Порядка 30% компаний заметили значительный спад заказов в 2022 году, а порядка 40% утверждают, что ставки на специалистов были скорректированы в меньшую сторону.

При этом 2023 год показывает, что тренд аутстаффа растет. Это происходит по нескольким причинам, и одна из них это импортозамещающие задачи. Крупные игроки рынка хотят усилить свои команды, бизнес начинает оттаивать и запускать новые исследования, новые продукты, и мы наблюдаем плавный рост. Про аутстафф все больше и больше говорят: появляются рейтинги, номинации в премиях, чаты. 26 мая на одной из ведущих ИТ-конференций — РИФ, данной теме была посвящены целая секция, на которой выступил CEO BSL, Сергей Костин.

Когда выгодно работать в формате аутстаффа. Опыт BSL

В BSL мы придерживаемся следующего подхода:

“Мы переводим ключевую экспертизу внутрь заказчика и не претендуем на вечную дружбу с ним”


Мы считаем очень важным моментом, чтобы заказчик чувствовал себя комфортно, не зависел от своего разработчика, интегратора либо вендора если предоставляется собственный продукт.

Этот подход повышает LTV сотрудничества с нашими клиентами. Делимся одним из форматов нашего сотрудничества:

  • клиент приходит за разработкой продукта
  • этап формирования MVP
  • go-to-market (GTM)
  • transition — перенос экспертизы заказчику. Core экспертиза у заказчика = заказчик в комфорте
  • масштабирование через аутстафф

Если клиент хочет создать продукт, он также снимает команду и мы проходим этот путь снова. При этом ИТ-специалисты предоставляются уже с доменной экспертизой.

Основная задача бизнеса — масштабировать существующую экспертизу и развивать свои продукты.

Но у большого крупного стратега, как правило, есть некие ограничения. Ниже перечислены основные 3, но на самом деле их намного больше:

  • сложность в расширении штатных должностей / мест

  • сложность в подборе подходящих людей. HR перегружен, так как на отдел рушатся все заявки со всех департаментов
  • дорого. Тратится время тимлидов, HR и т. д.

В данном случае очень важно думать о балансе агентства-подрядчика между клиентом и сотрудниками на аутстаффе.

Агентство должно предоставлять более качественный сервис, чем это было, например, в 2020-ом году. Мы рекомендуем использовать 3 основных подхода — механизм ассессмента (регулярная оценка своих сотрудников) , PDP, personal development plan (персональный план развития, как дополнительный фактор мотивации) и Performance Review (контроль PDP) .

Механизм ассессмента

В результате оценки специалиста мы получаем следующие артефакты:

  • матрица оценки компетенций
  • расширенная справка по кандидату. TeamLead или специалист, который проводил интервью, описывает сильные / слабые стороны и в какой доменной экспертизе специалист силен.

Personal development plan

PDP составляется в две фазы:

  1. Когда сотрудник поступает к нам на работу, мы делаем драфт версию персонального плана развития, в которой указываем наши ожидания, которое мы хотим получить по финалу испытательного срока.
  2. Верстка полноценной версии плана, где учитываются основные критерии:
  • технологии, которые специалист хотел бы попробовать. Важно, чтобы они коррелировались с бизнес-задачами компании
  • стеки, на которых работает кандидат

Затем выставляются определенные сроки и PDP контролируется Performance Review.

Performance Review

Процесс проходит в несколько этапов:

  • предварительный разговор с HR (выслать Self-Review, результаты работы, обязанности, ожидания)
  • обзор результатов работы c Head of Department (технический ассессмент, one-on-one, PDP)
  • оценка “180/360 градусов” (опрос по soft-скиллам на сотрудника руководителю и/или команде, self-review)
  • подведение итогов с C-level (предоставление результатов, калибровка Grades, согласование дальнейшего сотрудничества, Salary Review)

Мотивация ИТ-специалиста идти в аутстафф

Исключая момент денег, они безусловно важны, основная мотивация инженера постоянно развиваться и создавать что-то новое:

  • наращивание доменной экспертизы в определенных областях — возможность поработать в разных индустриях
  • расширять кругозор проектного управления
  • усиливать технические компетенции
Мы пообщались с нашими разработчиками и схематично отобразили их честные отзывы о работе в формате аутстафф

Резюмируя. Аутстафф: Плюсы и минусы

Плюсы:

  • возможность поработать на разных проектах и нарастить доменную экспертизу
  • получить навыки управления проектами. Менеджмент в ИТ усиливается, появляются новые методологии, контроль качества, метрики.

Минусы:

  • не всегда есть понимание куда идет специалист. Можно долгое время работать с подрядчиком, с ним все хорошо. Но запускается новый проект, новая команда, другой менеджмент. Это сложно предугадать и на это сложно как-то повлиять.
  • невозможность полностью контролировать процесс разработки.

По версии Рейтинга Рунета, BSL вошла в топ-20 агентств, продающих аутстаффинг: https://bsl. dev/news/outstaffing-top-20/

0
2 комментария
Алексей Струков
“Мы переводим ключевую экспертизу внутрь заказчика и не претендуем на вечную дружбу с ним”

Привет, а как это выглядит на практике? Передаете разработчиков в штат клиенту?

Ответить
Развернуть ветку
BSL
Автор

Привет! Мы не передаем просто разработчиков в штат, а предлагаем клиенту комплексную экспертизу: мы начинаем с аналитики, потом идут разработка и обучение core экспертизе команды клиента, и уже на финальном этапе, при необходимости, оказываем помощь в рекрутинге, те поиске и оценке специалистов, которые есть на рынке. Можно сказать, что именно на финальном этапе мы помогаем осуществить правильный грамотный рекрутинг.

Если очень емко, то на практике это происходит следующим образом:
- координируется процесс сбора и формирования экспертизы на всем пути разработки продукта;
- заказчик получает накопленную экспертизу и все артефакты (BPM, CGM, описания, методики проверки гипотез и масштабирования своих бизнес-процессов собственными силами);
- по итогу заказчику остается обученная команда внутри.

Важно понимать, что за этими тремя пунктами стоит большая работа в несколько месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда