Что надо сделать на новой работе в первый месяц: гайд для тех, кто недавно в IT

Привет! На связи Постман и это очередная заметка про карьеру и нелёгкую жизнь айтишника.

Итак, у вас мало опыта, пришлось долго ходить по собесам, но в итоге первая айтишная работа таки нашлась.

Вы подписали договор, получили всякие доступы, добавились в рабочие чаты, если повезло — вам выдали свежий рабочий макбук. Далее эйфория от собственной успешности проходит и возникает вопрос: а что собственно теперь надо делать и как тут работать свою работу?

Напишу тут несколько тезисов на основе своего опыта, на которые можно опереться в первый месяц, особенно, если к вам не прикрепили наставника.

ШАГ 1: Поймите для себя, что хотите от этой работы

Сформулируйте и запишите, какого результата было бы классно добиться в компании через 6 месяцев или год, например. Эйчары частенько задают такой вопрос на интервью, чтобы пощупать вашу мотивацию.

Так может выглядеть ваш нанимающий менеджер.
Так может выглядеть ваш нанимающий менеджер.

ШАГ 2: Синхронизируйте ожидания

Если вдруг еще не сделали это на интервью. По целям и цифрам, которые от вас ждут, по зонам ответственности. В идеале у вас должен быть ответ на вопрос что нужно сделать в первый месяц, в первый квартал и в первые полгода. Дальше планировать обычно мало смысла — в айтишке слишком много «тумана войны» и неопределенностей.

Новый сотрудник и тимлид планируют новый спринт.
Новый сотрудник и тимлид планируют новый спринт.
А это ваш первый "косяк" на работе.
А это ваш первый "косяк" на работе.

ШАГ 3: Познакомьтесь с командой

В первую очередь с теми, с кем нужно будет плотно работать. Ваш кэп. Не благодарите.

Удобно составить для себя карту сотрудников, например в Miro. Чтобы визуализировать, кто чем занимается в компании и к кому бежать с вопросами. Сильно выручит в первое время, пока всех запоминаете.

Важно будет научиться находить общий язык с разными людьми. Даже когда вам не очень комфортно.
Важно будет научиться находить общий язык с разными людьми. Даже когда вам не очень комфортно.

Будет здорово, если успеете лично поболтать с каждым на рабочие и отвлеченные темы. Цель такой беседы — показать что вы вы адекватны и чуть-чуть «подкачать репутацию» с коллегами.

ШАГ 4: Сделайте себе план

Чтобы добежать до ваших целей из пункта 2, нужно разбить их на маленькие задачи. Проявите инициативу и попросите старшего коллегу помочь с этим. Скорее всего, за вашу адаптацию будет кто-то отвечать. В зависимости от величины компании и процессов внутри, это может быть hr, руководитель отдела или направления, тимлид или вообще сам основатель, если вы в маленьком стартапе.

ШАГ 5: Разберитесь с бизнесом

Здесь полезные базовые вопросы, которые надо задать самому себе, коллегам, а потом получить на них ответ:

  • Как давно продукт или услуга существует на рынке?
  • Для кого мы делаем продукт или услугу?
  • Кто у нас покупает?
  • Какие проблемы решаем, или как улучшаем жизнь клиента?
  • Кто конкуренты и чем мы лучше их?
  • Как мы зарабатываем деньги?
  • На что деньги тратим (структура издержек)?
  • Откуда приходят клиенты?
  • Какие есть ключевые показатели, откуда они берутся?
Тимлид знакомит вас с еще одним членом команды, который дольше всех работает.
Тимлид знакомит вас с еще одним членом команды, который дольше всех работает.

Следующим шагом полезно будет составить Lean Canvas, чтобы разложить для себя бизнес на ключевые элементы, а еще построить пиратскую воронку, чтобы лучше понять движение клиента от знакомства с компанией до покупок и рекомендаций друзьям.

Скорее всего, до вас этого никто не делал. Или делали, но после положили в стол. Если сделаете, или посмотрите что уже сделано — сможете быстрее понять как все устроено, и каким образом с вашей позиции можно влиять на показатели компании.

Про оба фреймворка можно почитать у меня в канале. Вот здесь и вот тут. Забирайте, если актуально.

ШАГ 6: Будьте проактивным

Не очень люблю это слово, но другое не идет в голову. Что это значит? Я формулирую суть одним тезисом: делайте чуть больше, чем заложено в ожиданиях ваших коллег.

Например, вы видите, что какой-то процесс завис и работа не движется. Организуйте короткую встречу и помогите команде разрушить блок.

Иногда хватает просто соединить в зуме двух человек и дать им поговорить друг с другом вместо километровой переписки в чате или почте. После звонка нужно зафиксировать договоренности и отправить всем участникам.

Просто ждать пока решится само — это ваша команда отлично умеет делать и без вас. Не берите такой пример на вооружение.

Новичок и прошлогодняя таска в Джире.
Новичок и прошлогодняя таска в Джире.

Ставьте лайки, если было хоть чуть-чуть полезно и расскажите в комментах про свой первый айтишный опыт. Будет интересно почитать.

Картинки если что, из фильма Тренировочный день. Вроде был на Кинопоиске.

И подписывайтесь на мой канал в телеге. Внутри уже 90+ полезных материалов про управление продуктами, проектами и маркетинг. Без рекламы и продажи курсов.

Всем мир.

1111
Начать дискуссию