Что надо сделать на новой работе в первый месяц: гайд для тех, кто недавно в IT
Привет! На связи Постман и это очередная заметка про карьеру и нелёгкую жизнь айтишника.
Итак, у вас мало опыта, пришлось долго ходить по собесам, но в итоге первая айтишная работа таки нашлась.
Вы подписали договор, получили всякие доступы, добавились в рабочие чаты, если повезло — вам выдали свежий рабочий макбук. Далее эйфория от собственной успешности проходит и возникает вопрос: а что собственно теперь надо делать и как тут работать свою работу?
Напишу тут несколько тезисов на основе своего опыта, на которые можно опереться в первый месяц, особенно, если к вам не прикрепили наставника.
ШАГ 1: Поймите для себя, что хотите от этой работы
Сформулируйте и запишите, какого результата было бы классно добиться в компании через 6 месяцев или год, например. Эйчары частенько задают такой вопрос на интервью, чтобы пощупать вашу мотивацию.
ШАГ 2: Синхронизируйте ожидания
Если вдруг еще не сделали это на интервью. По целям и цифрам, которые от вас ждут, по зонам ответственности. В идеале у вас должен быть ответ на вопрос что нужно сделать в первый месяц, в первый квартал и в первые полгода. Дальше планировать обычно мало смысла — в айтишке слишком много «тумана войны» и неопределенностей.
ШАГ 3: Познакомьтесь с командой
В первую очередь с теми, с кем нужно будет плотно работать. Ваш кэп. Не благодарите.
Удобно составить для себя карту сотрудников, например в Miro. Чтобы визуализировать, кто чем занимается в компании и к кому бежать с вопросами. Сильно выручит в первое время, пока всех запоминаете.
Будет здорово, если успеете лично поболтать с каждым на рабочие и отвлеченные темы. Цель такой беседы — показать что вы вы адекватны и чуть-чуть «подкачать репутацию» с коллегами.
ШАГ 4: Сделайте себе план
Чтобы добежать до ваших целей из пункта 2, нужно разбить их на маленькие задачи. Проявите инициативу и попросите старшего коллегу помочь с этим. Скорее всего, за вашу адаптацию будет кто-то отвечать. В зависимости от величины компании и процессов внутри, это может быть hr, руководитель отдела или направления, тимлид или вообще сам основатель, если вы в маленьком стартапе.
ШАГ 5: Разберитесь с бизнесом
Здесь полезные базовые вопросы, которые надо задать самому себе, коллегам, а потом получить на них ответ:
- Как давно продукт или услуга существует на рынке?
- Для кого мы делаем продукт или услугу?
- Кто у нас покупает?
- Какие проблемы решаем, или как улучшаем жизнь клиента?
- Кто конкуренты и чем мы лучше их?
- Как мы зарабатываем деньги?
- На что деньги тратим (структура издержек)?
- Откуда приходят клиенты?
- Какие есть ключевые показатели, откуда они берутся?
Следующим шагом полезно будет составить Lean Canvas, чтобы разложить для себя бизнес на ключевые элементы, а еще построить пиратскую воронку, чтобы лучше понять движение клиента от знакомства с компанией до покупок и рекомендаций друзьям.
Скорее всего, до вас этого никто не делал. Или делали, но после положили в стол. Если сделаете, или посмотрите что уже сделано — сможете быстрее понять как все устроено, и каким образом с вашей позиции можно влиять на показатели компании.
ШАГ 6: Будьте проактивным
Не очень люблю это слово, но другое не идет в голову. Что это значит? Я формулирую суть одним тезисом: делайте чуть больше, чем заложено в ожиданиях ваших коллег.
Например, вы видите, что какой-то процесс завис и работа не движется. Организуйте короткую встречу и помогите команде разрушить блок.
Иногда хватает просто соединить в зуме двух человек и дать им поговорить друг с другом вместо километровой переписки в чате или почте. После звонка нужно зафиксировать договоренности и отправить всем участникам.
Просто ждать пока решится само — это ваша команда отлично умеет делать и без вас. Не берите такой пример на вооружение.
Ставьте лайки, если было хоть чуть-чуть полезно и расскажите в комментах про свой первый айтишный опыт. Будет интересно почитать.
Картинки если что, из фильма Тренировочный день. Вроде был на Кинопоиске.
И подписывайтесь на мой канал в телеге. Внутри уже 90+ полезных материалов про управление продуктами, проектами и маркетинг. Без рекламы и продажи курсов.
Всем мир.