{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти работу в 2024: пошаговая инструкция

Как понять, чего хочешь? Где искать подходящие вакансии? Как создать резюме, чтобы рекрутер звонил первым? Как превратить интервью из стресса в диалог на равных? Когда обсуждать зарплату и что ещё важно в оффере? Ответы на всё это читайте внутри.

Привет! Меня зовут Виталий Лавелин, я карьерный консультант и автор канала career journey. А ещё я более 10 лет управляю проектами с бюджетом от $5 млн до $2 млрд в индустрии Energy&Chemicals и запускаю международные команды из РФ, США, Европы, Индии и Китая.

Кому подойдет эта статья?

В первую очередь профессионалам с опытом и руководителям в нефтегазе, химической промышленности, строительстве, производстве, FMCG и IT.

Но эти же принципы можно использовать для поиска работы в любой сфере.

Только нужно учитывать, что для оператора буровой установки мотивационное письмо сыграет меньшую роль, чем фактический опыт управления установкой. А для сварщика уровень аттестации по НАКС и разряд будут важнее, чем кейс описанный по схеме STAR.

Шаги, описанные в статье подойдут как для поиска работы в РФ, так и при релокации в другую страну.

Почему я об этом рассказываю

В 2018 году я впервые осознанно решил искать новую работу, обновил резюме и стал откликаться на вакансии. Я считал себя сильным специалистом: 6 месяцев на проекте стоимостью почти $2 млрд в США, управление командой сначала из 2 человек, а потом из 20+ на двух континентах — всё это только за последние два года.

Поэтому когда из 16 откликов на релевантные вакансии я получил только одно приглашение на интервью и 3 прямых отказа, мне стало казаться, что я что-то делаю не так.

Тогда я совершал многие ошибки, о которых рассказываю сейчас:

  • фото со свадьбы вырезанное для резюме
  • полотна текста в опыте работы без структуры
  • названия "ключевых проектов" одному мне известных
  • сопроводительное письмо с описанием "какой я классный"
  • и так далее
Мое резюме конца 2017 года и мотивационное письмо в немецкую компанию

Если бы я знал всё, что знаю сейчас — выбор карьерных возможностей был бы шире, а шансы на получение конкретной роли выше.

За последние 7 лет я провёл 500 интервью с кандидатами в свои команды, и сам был соискателем на интервью более 30 раз.

Если у вас нет возможности попасть к карьерному консультанту, и вы хотите пройти этот путь самостоятельно — я вам помогу. Для этого я подготовил эту статью-инструкцию, чтобы разложить всё по полочкам. С учетом личного опыта и опыта консультаций своих клиентов в 2023 году с получением офферов в России, на Ближнем Востоке, в Австралии и Европе.

Из каких шагов состоит поиск работы:

  1. Понять, чего хочешь
  2. Определить свои сильные стороны
  3. Поставить цель
  4. Найти вакансии: job boards, агентства, LinkedIn
  5. Создать продающее резюме
  6. Написать мотивационное письмо, чтобы резюме не улетело в корзину
  7. Подготовиться к интервью
  8. Обсудить оффер
  9. Первые недели на новом месте

Шаг 1. Понять, чего хочешь

Определить чего хочешь — это один из случаев, когда стоит потратить время и не спешить. Лучше постоять на месте, чем пробежать километры не в ту сторону.

Каковы ваши ценности?

Опираясь на них, вы сможете сделать более уверенный выбор. Приведу несколько техник, как можно их определить.

№1 - Вопросы к себе. Ответьте на вопросы ниже и запишите ответы:

  1. Что вам нравилось делать в детстве?

  2. Что вам важно в жизни?

  3. Как бы вас описали ваши друзья? Коллеги? Семья?
  4. Если бы вам не нужно было беспокоиться о деньгах, чем бы таким интересным и крутым вы занимались?

  5. От решения каких задач вы получаете удовольствие? Какие проблемы вам нравится решать?

Первые вопросы более мечтательные, где можно широко поразмышлять. Вопросы в конце списка должны помочь приземлить ваши мысли. Старайтесь декомпозировать ответы насколько это возможно.

Не останавливайтесь на "Нравится работать с людьми". Копайте глубже, что именно нравится? Руководить командой? Проводить интервью? Помогать пользователям?

Если руководить командой, то что именно? Проводить встречи? Набирать людей? Делегировать?

Если брать слишком широко, можно не добраться до сути.

№2 - Ретроспектива интересов. Можно начать со школьных времен и сделать таблицу из трех столбцов «События / Период» -> «Мои интересы в это время» -> «Что повлияло на мой выбор». События могут быть как продолжительными — учеба в университете, так и более краткосрочными — поездка в горы с группой в 2019 году.

Шаблон таблицы для ретроспективы интересов

Было ли событие, вспомнив которое, вы ощутили прилив сил и энергии? Пробежали мурашки по коже? Может вы просто вспомнили, как круто затащили проект или провели выездной кэмп.

Не обязательно использовать именно эти методики. Можете взять что-то одно и подумать — отзываются ли вам ответы. Если вы уже работаете с коучем или консультантом — отлично. Главное, чтобы способ подходил вам.

Ценности отражают глубинные убеждения человека, но часто они выходят наружу в поступках, решениях и мыслях.

В 2019 году в верхней части списка у меня были:

  • Личная свобода
  • Возможность путешествовать
  • Жить там, где хочется

Когда ценности сформулированы (хоть в блокноте, хоть в электронном журнале) становится проще думать о том, чем хочется заниматься. Это и стоит искать в текущей или новой работе.

2. Определить свои сильные стороны

Может прозвучать странно, но самый простой способ — спросить у окружающих. Задайте людям вопрос «Какие три вещи на твой взгляд у меня лучше всего получаются?» Спрашивайте коллег, друзей, семью.

Так часто думают о своих сильных сторонах

Часто мы не замечаем наши сильные стороны. Нам кажется, что так могут все. Я встречаю это на консультациях. Например, когда клиентка с невероятной способностью структурировать сложные процессы и организовать работу десятка подрядчиков задала мне вопрос "А что, так не все могут?"

Сильные стороны имеют следующие характеристики:

  • вы можете их обесценивать, кажутся вам само собой разумеющимися
  • для вас это легко, не требует много сил
  • когда вы ими пользуетесь — дают вам энергию
  • мощно проявляются в кризисных ситуациях

Как ещё определить сильные стороны?

В дополнение к опросу окружающих, ниже несколько вариантов, чтобы понять, в чем ваши сильные стороны.

  1. Упражнение 40 сильных сторон. Выпишите 40 сильных сторон, которые сами у себя нашли.
  2. Вспомните 7 сложных ситуаций, с которыми вам приходилось столкнуться. Проанализируйте каждую из них по схеме: что было сложно -> что вы делали -> что получилось в итоге. Часть "что вы делали" будет содержать ваши сильные стороны.
  3. Вспомните за что вас хвалят руководство и коллеги. За что вам говорят спасибо? Не всё из этого сильные стороны, но повторяющиеся вещи - наверняка оно.
  4. Пройдите тестирование типа DISC или Clifton Strengths. В результате вы получите поведенческие паттерны, которые у вас наиболее выражены. Часто именно они — ваши сильные стороны.

3. Поставить цель поиска

Вы уже определились с ценностями и сильными сторонами, осталось подружить это с возможностями рынка, чтобы появилось представление результата. Когда нет цели, вы можете дойти до оффера и понять, что вам не туда. Или ещё хуже — устроиться на работу, с которой захочется уйти через несколько недель.

Цель должна быть понятной

Главное, чтобы вы могли представить результат. Для этого пропишите максимально подробно вашу цель. Я рекомендую использовать SMART или похожую технику. Пишите конкретную позицию/роль, индустрию или компанию, время, которое вы готовы выделить на поиск. Можете добавить другие пожелания: компенсация, плюшки, корпоративная культура, итальянское мороженое по пятницам.

Размытое описание цели
Более четкая формулировка 

Цель не должна ограничивать

Но как? Ты же только что попросил сформулировать её подробно. Всё правильно, иначе сложно представить результат. Цель нужна, чтобы вы двигались в нужном направлении. Но не нужно делать из цели точку.

Если при поиске работы вы хотели попасть в топ-5 металлургических компаний, а вас пригласили в ведущую компанию в горной добыче, то это не значит, что нужно сразу отказываться. Если все остальные критерии на месте, то может это тоже хороший вариант?

Цель помогает фильтровать и не суетиться

Она помогает не отвлекаться на нерелевантные предложения и отсеивать их ещё до отклика.

Важно дать себе реалистичный срок на поиск работы. Получать отказы — это норм, но это демотивирует. Когда у вас есть надежная опора в виде цели, вам не придется суетиться и придумывать решение на ходу.

Цель должна учитывать имеющиеся ресурсы и ситуацию

Если вы ранее не искали работу, нереалистично ставить цель найти работу за границей за 1 месяц без потери дохода, уделяя этому час в неделю. Чаще всего соискатели недооценивают время, которое потребуется от них на поиск, особенно на начальном этапе — выбрать направление, каналы поиска, подготовить базовое резюме. Это легко может занимать до 4-6 часов в неделю активной работы.

Нереалистичная цель убивает мотивацию. Если вы рассчитывали за месяц найти работу, а по факту ещё не подготовили резюме, то желание продолжать будет под большим вопросом.

Декомпозируйте цель на конкретные действия

Что вам нужно делать, чтобы достичь поставленной цели? Возможные варианты:

  • Создать резюме с учетом сильных сторон и достижений к пятнице
  • Выбрать каналы поиска за 2 недели
  • Откликаться на 30 вакансий в неделю
  • Заниматься английским 2 раза в неделю до уровня Intermediate
  • Каждую неделю писать один пост в LinkedIn по профессиональной тематике
  • Записать три кейса из опыта по методике STAR (см. раздел про интервью)

4. Найти вакансии: job boards, агентства, LinkedIn

Для поиска новой работы конкретно для вас, важно определиться с каналами поиска. Искать работу кассира в LinkedIn не самая рабочая схема, также как и работу CEO в стартапе на SuperJob.

Выбор каналов зависит от вашей индустрии, позиции, формата поиска (открытый или конфиденциальный), времени, которое у вас есть.

Существует несколько каналов поиска работы, перечислю основные из них и кратко расскажу о каждом:

  • Job boards или сайты-агрегаторы
  • Рекрутинговые агентства
  • Соцсети
  • Сайты компаний-работодателей
  • Нетворкинг

Job boards или сайты-агрегаторы

Преимущество агрегаторов в большом количестве вакансий разного профиля. Работодатели также могут указывать зарплату и можно узнать отзывы о компаниях.

Из основных недостатков — на классные вакансии прилетает просто шквал откликов, я встречал до 500 за сутки. Есть риск, что ваша заявка потеряется или до неё просто не дойдут. Кроме этого, некоторые вакансии не публикуются на агрегаторах — кандидатов находят через нетворкинг, рекрутинговые агентства, либо поиском по внутренней базе.

Самый популярный агрегатор в России и для некоторых стран СНГ — HeadHunter. Можно что-то найти также на Superjob, а Avito активно развивает свой сервис, но объективно там намного меньше возможностей.

Среди международных площадок наиболее популярны Glassdoor и Indeed, ещё в топе рейтингов фигурирует Monster, но я им никогда не пользовался.

В отдельных регионах есть свои популярные агрегаторы. Например на Ближнем Востоке и в регионе Северная Африка популярны Bayt и GulfTalent.

Также можно поискать локальные агрегаторы для страны или штата (в случае США). Вот примеры для Дании, Норвегии и Швеции.

Рекрутинговые агентства

В вакансиях агентств часто можно найти то, что не попало на агрегаторы. А если вы в контакте с консультантами и рекрутерами из агентств, то вам могут предложить варианты, которых ещё нет в открытом доступе. В общем случае, рекрутеры из агентств дают максимально подробные вводные по позиции и рассказывают о компании. Им важно не просто найти кандидата подходящего по требованиям, но и убедиться, что он не сбежит из компании через 2 месяца вместе с их комиссией.

Основной недостаток — если на позицию будет более подходящий кандидат, то продвигать будут его, а не вас. А ещё, если вы уже откликались напрямую, то агентство не сможет с вами работать.

В РФ сейчас точно несколько десятков, а может и сотен рекрутинговых агентств разного масштаба и профиля. От массового подбора до executive search.

Для тяжелых индустрий типа Energy & Chemicals, Metals & Mining, наиболее активные на текущий момент: get experts (ex-HAYS), Fersol (ex-Brunel), Swift Technical (ex-Airswift), Amur Point, Анкор, MPH Vostok.

Из международных агентств в тех же отраслях: Airswift, HAYS, Brunel, NES Fircroft.

Если не знаете какое агентство вам подойдет, вот 2 варианта поиска:

  • Ищите в поисковике "топ рекрутинговых агентств + название страны", заходите на сайте и смотрите есть ли подходящие практики — Oil&Gas, FMCG, IT, и так далее.
  • Вводите в поисковик "фраза *рекрутинговое агентство + название страны + название вашей индустрии"
Примеры поисковых запросов рекрутинговых агентств

Соцсети

LinkedIn наиболее популярный вариант. Там есть вакансии и публикации от рекрутеров компаний. Также вакансии могут публиковаться в группах на Facebook, это по-прежнему актуальный канал для некоторых отраслей при поиске работы за границей. Каналы и чаты с вакансиями в Telegram часто имеют узкую специализацию, но если вы нашли свой — это хороший источник.

Сайты компаний-работодателей

Все крупные (и не очень) компании имеют разделы о карьере, где регулярно обновляется список вакансий. Если знаете куда хотите попасть - сайты компаний самый релевантный источник. Не все вакансии компании попадают в агрегаторы или соцсети.

Нетворкинг

LinkedIn — самый популярные ресурс для профессионального нетворкинга. Оформите страницу, даже если вы не в активном поиске сейчас. LinkedIn это ресурс, который даёт результаты в долгосрок.

Но вы можете и просто поддерживать связи с бывшими коллегами, руководителями, рекрутерами и при необходимостью кинуть "клич" по внутренним источникам, до перехода к активному поиску.

5. Создать продающее резюме

В моей практике из 100 кандидатов на вакансию, приглашение на интервью получают около 10 человек. Часто только 2-3 из них имеют понятное резюме, в котором более менее структурно описан их опыт. Только 1 (!!!) из 100, а иногда и меньше, пишет про результаты своей работы и достижения.

Хотите попасть на интервью? Сделайте классное продающее резюме.

Я сэкономлю время в этом разделе и просто дам ссылку на 60-страничный гайд по созданию резюме. Там же вы найдете 2 шаблона резюме, с которыми люди получали офферы в РФ, на Ближнем Востоке и в Европе.

6. Написать мотивационное письмо

А это вообще нужно?

Однозначно да, если есть техническая возможность.

Мотивационное письмо это ваш первый контакт с рекрутером или нанимающим менеджером. Вы можете произвести впечатление подходящего кандидата с нужной мотивацией ещё до того, как открыли ваше резюме.

Я знаю людей из HR, для которых просто наличие письма в отклике - это уже знак, что резюме нужно прочитать. Представьте, что будет если своим письмом вы расположите к себе человека?

Не переписывайте ваше резюме в письме и помните, что «Здравствуйте, направляю вам свое резюме в приложении» — это не мотивационное письмо.

А если я профессионал с опытом?

Даже если вы профессионал с большим опытом, чтобы об этом узнали, нужно как минимум открыть ваше резюме. Письмо увеличивает ваши шансы.

Я пока не встречал кейсов, когда мотивационное письмо бы навредило.

Чтобы привлечь внимание к себе и с большей вероятностью получить приглашение в следующий раунд, используйте структуру письма.

Структура мотивационного письма

  1. Краткое приветствие

    Представьтесь и укажите позицию, на которую подаетесь.

    Здесь же можете указать, как нашли вакансию.

  2. Продающий факт о себе

    Релевантное достижение или результат. Чем вы сможете помочь компании достичь результата? Какую пользу принесете бизнесу?

    Например, если подаетесь на позицию в Business Development, используйте примеры, где вы привлекли крупного клиента или повысили продажи.

    Обязательно давайте цифры. Выбирайте самый продающий результат. Сколько продаж от нового клиента или какой % повышения год к году.

    Важно! Достижение должно быть релевантно позиции. Если основная задача продажи, то не стоит писать как классно вы оптимизировали процессы. (cделать в фигме)

  3. Ваша мотивация

    Для чего вам в эту компанию и на эту позицию? Какие цели и ценности компании вы разделяете? Ответ на эти вопросы и будет вашей мотивацией. Чем понятнее и сильнее ваши мотивы, тем меньше сомнений у работодателя.

    Проанализируйте вакансию и сайт компании. Найдите то, что откликается по ценностям и задачам. Напишите про это. Так вы эффективно закроете вопрос мотивации. Высший пилотаж - если вы сможете завернуть своё достижение или продающий факт в мотивацию.

  4. Призыв к действию

    Последний шаг по списку, но не по значению. Скажите, что будете рады рассказать подробнее про свой опыт на интервью или можете приехать в офис для обсуждения основных задач.

    Не оставляйте письмо «открытым». Даже если вы зацепили рекрутера, не давайте ему отложить ваше письмо и резюме в сторону.

    Покажите, что готовы к следующему этапу.

Пример мотивационного письма в девелоперскую компанию Москвы

Как применять структуру?

Используйте этот подход для каждого отклика, где есть возможность добавить мотивационное письмо. Вы можете создать несколько шаблонов под «похожие» вакансии и менять только мотивационную часть. На хорошее письмо в первый раз вы потратите час. С каждым разом писать будет легче и быстрее.

По моей статистике более 95% кандидатов не используют мотивационные письма или пишут сообщение из серии «заинтересовала вакансия, резюме в приложении».

Используя структуру выше, вы можете быть уверены — ваше резюме заметят среди сотен других.

7. Подготовиться к интервью

Если у вас уже есть продающее резюме, вы знаете свои сильные стороны и достижения, то 50% работы по подготовке к интервью сделано.

Важно принять - к интервью необходимо готовиться. Каким бы классным кандидатом вы ни были, говорить об этом — не то же самое, что просто знать это.

В этом разделе расскажу про:

  • О чем спрашивают на интервью и что это значит?
  • Какие вопросы задать на интервью?
  • Рекомендации по организационной части: оффлайн и онлайн

О чем спрашивают на интервью и что это значит?

В зависимости от уровня интервьюера, вопросы могут отличаться. Рекрутер на первом звонке скорее всего будет уточнять детали по резюме и проверять вашу общую адекватность.

7 основных типов вопросов во время интервью

Но если вам назначили повторную встречу с HR или интервью с руководителем, готовьтесь к более подробной беседе.

Ниже примеры часто задаваемых вопросов, и что они означают.

  • Расскажите о себе/расскажите о своем опыте

    В ответ на этот вопрос хотят услышать про ваш опыт релевантный позиции. Также проверяют умение структурировать мысли и говорить о главном. Не нужно пускаться в рассказ о школьных временах и университетской юности. Ответ должен быть основан на анализе вакансии и компании. Хороший рассказ о себе без подготовки практически невозможен, поэтому готовьте самопрезентацию заранее. Можно записывать себя на аудио или видео, это более эффективно, чем просто проговаривать про себя.

    Самый худший ответ, который я слышал: "У вас же есть мое резюме, если есть конкретные вопросы - спрашивайте".

  • Какими качествами на ваш взгляд должен обладать успешный “название позиции”?

    Гипотеза рекрутера в том, что кандидат будет наделять успешного специалиста качествами, которыми либо обладает сам, либо считает ценными. Часто так и происходит. Этим проверяют cultural fit и мотивацию.

    Ответ можно строить отталкиваясь от задач на позиции и культуры компании. Почему можно, а не нужно? Если вам тоже важно соответствие по ценностям, образ успешного специалиста нужно наделять именно вашими ценностями. Своеобразный фильтр для компаний на этапе интервью.

    Часто бывает добивочка от интервьюера: "Обладаете ли вы этими качествами?". Расскажите почему да и приведите примеры ситуаций, где вы использовали эти качества.

  • Расскажите про вашу самую большую неудачу

    Это про саморефлексию. Насколько кандидат осознает свою работу и может оценить её. Самый худший ответ: "У меня не было неудач". При этом один из самых часто встречающихся.

    Хотя есть ответ ещё хуже. Рассказать историю типа: "Я строил дом, решил сэкономить на бетоне, потом дом рухнул и всю нашу команду уволили".

    В ответе должна быть история, которая либо не затрагивает ключевых навыков и компетенций для позиции, либо была очень-очень давно. При любом из вариантов вы в результате должны были вынести какой-то урок, который вам очень помог.

    Быть честным важно, но это не значит рассказывать всё подряд.

  • Расскажите пример из опыта, где вы проявляли “навык/достижение”.

    Это классический вопрос для проверки ваших компетенций. Спрашивают про то, что требуется на позиции и могут также спросить про обозначенные навыки в резюме.

    Ответ нужно строить в виде структурированной истории. Мне нравится модель STAR (Situation, Task, Action, Result - Ситуация, Задача, Действие, Результат). Можно также использовать модель PARLA (Problem, Action, Result, Learned, Applied - Проблема, Действие, Результат, Полученные знания, Применение знаний в будущем).

    Мне трудно вспомнить кейс, когда кандидат самостоятельно покрыл всю структуру STAR. Поэтому интервьюеры часто "за ручку" ведут кандидата по истории. "А в чем была ситуация? А в чем была задача? Что сделали конкретно вы? И что в итоге?"

  • Если бы у вас было несколько предложений о работе, то как бы вы выбирали?

    Вопрос на мотивацию. Понять по каким критериям вы выбираете.

    Часто кандидаты отвечают: "высокая зарплата, стабильная зарплата, хороший коллектив, крупная компания". Такие вопросы не помогают работодателю принять решение, потому что под такое описание может подходить любая из компаний.

    Если вы хотите получить эту позицию, то помогите склонить чашу весов в вашу пользу. Отвечайте используя в примерах то, что есть у компании.

    Например: "Мне важно работать с иностранными коллегами, как на вашем проекте” или "Мне важен гибридный график, о котором вы рассказывали".

Всегда ли так работает? Нет.

Множество компаний в РФ ведёт хаотичный набор, когда руководитель видит резюме впервые во время интервью или когда рекрутер имеет чек-лист с "прошлой работы" и задаёт одинаковые вопросы специалистам всех профессий и уровней.

Но лучше быть готовым. Если вы встретите один из таких вопросов — сможете произвести впечатление.

Какие вопросы задать на интервью?

Наступает момент во время интервью, когда вас спросят "Есть ли у вас вопросы к нам?"

Обязательно задавайте свои вопросы, если хотите произвести классное впечатление. Не начинайте с вопросов про график работы, оплачивает ли компания обучение и есть ли ДМС. Копните глубже.

  • Покажите заинтересованность и мотивацию. Задайте вопрос про корпоративную культуру или про качества успешного кандидата для этой позиции.
  • Покажите подготовку к интервью. Задайте вопрос о миссии, целях или продуктах компании.
  • Покажите экспертизу. Сделайте отсылку к текущей ситуации на рынке или в отрасли и спросите, как компания с этим справляется.

Я рекомендую заранее подготовить 4-5 вопросов, которые вы могли бы задать. Выбирайте несколько самых важных, чтобы спросить. Безусловно, график работы, компенсация и наличие бесплатных обедов тоже важны, но на первой встрече вам важно произвести впечатление и продать себя. Это в том числе позволит занять лучшую позицию при согласовании оффера.

Учитывайте бэкграунд собеседника и его роль в компании. HR может не ответить на вопрос про конкретные задачи. Об этом лучше спросить непосредственного руководителя.

Вопросы на интервью такой же инструмент продвижения, как резюме и истории о ваших достижениях.

Рекомендации по организационной части

Несмотря на все большее распространение удаленной работы и видео-интервью, приходить в офис, чтобы пообщаться с будущими коллегами иногда приходится.

Оффлайн формат

  1. Не опаздывайте. А если опаздываете, обязательно предупредите. Форс-мажор? Лучше перенести встречу, чем заставить себя ждать и не явиться.
  2. Одевайтесь соответственно. Так, как принято в компании или вашей индустрии. Если сильно сомневаетесь - спросите у рекрутера, если есть ли специальные требования.
  3. Возьмите с собой резюме. Распечатайте пару экземпляров. На случай, если не окажется у интервьюера.
  4. Принесите ежедневник и ручку. Так вы сможете делать пометки по ходу интервью. Также можно записать свои вопросы заранее.
  5. Сидите на попе ровно. Не сползайте в кресле под стол и не раскидывайтесь, как будто вы на пляже.

Онлайн формат

  1. Найдите тихое место. Где вас не будут отвлекать. Желательно кабинет, а не лестничная клетка и автомобиль.
  2. Убедитесь, что интернет хороший. Участвуйте в интервью оттуда, где связь не подведет. Или заранее договоритесь, что подключитесь только по аудио.
  3. Протестируйте камеру. Проверьте, что вас видно целиком, а не только подбородок или макушку. Размойте фон или уберите посторонние предметы.
  4. Проверьте микрофон и аудио до встречи. Проверьте, что вас четко видно без засветов, микрофон на оптимальной громкости и вас слышно.
  5. Одевайтесь, как на офлайн интервью. Быть в домашней майке или пижаме — так себе вариант.

8. Обсудить оффер

Финальные условия обсуждаются после всех этапов интервью, но вопрос о зарплате может возникнуть и на самом первом звонке с рекрутером.

Довольно сложно обсуждать о зарплатные ожидания, не имея представления об уровне зарплат в вашей сфере, либо не понимая своих запросов. Поэтому рекомендую перед интервью провести небольшое исследование и по результатам собрать зарплатную картину.

Проведите исследование рынка

  • обзоры зарплат в России, например от агентства Get experts
  • похожие вакансии в других компаниях из открытых источников
  • бывшие коллеги, друзья, знакомые

Все, что позволит вам определить диапазон зарплат для интересующей позиции и факторы, которые влияют на изменение. Это может быть - размер компании, вид деятельности, индустрия, текущие проекты/заказы, ценности, частная или государственная структура.

Диапазон может получиться широким. Например, руководитель проекта в строительстве может получать от 100 тысяч до 1 миллиона рублей и выше. В Москве зарплата выше, чем в Екатеринбурге. В нефтегазе и энергетике выше, чем в гражданском строительстве. Ненормированный рабочий день и доступность 24/7 оплачивается выше, чем пятидневка с 9 до 18.

Невозможно определить точную сумму для конкретной вакансии. Даже работодатель не всегда знает, сколько он готов заплатить. Но важно знать, что влияет на ценообразование и пользоваться этим.

Определите комфортную для себя сумму

  • минимум, за который вы готовы работать. Обычно это то, что покроет ваши повседневные расходы, но не даст возможности активно накапливать капитал или жить с размахом.
  • % сверху, который вы посчитаете комфортным - 20-30-50%.

Имея информацию о диапазоне и факторах из исследования и понимая комфортную для себя сумму , вы сможете уверенно озвучивать свои ожидания отталкиваясь от описания вакансии и компании.

Как отвечать на вопрос о зарплате?

Если это ваше первое интервью и вы не совсем понимаете объем работ, компанию и условия, то можете сказать, что пока вам сложно говорить о компенсации и вы бы хотели обсудить задачи.

Либо вы можете сказать, что после обсуждения задач и деталей работы вы сможете уточнить свои ожидания.

Я за здоровые трудовые отношения. Когда работодатель и кандидат понимают рынок. И если видят, что не подходят друг другу расходятся, а не пытаются обыграть другого.

Оффер — это не только зарплата

И хотя зарплата это самая очевидная и ощутимая часть оффера, это не единственное что можно обсуждать. Бывает, что в компании строго зафиксированы зарплатные вилки по грейдам и возможности торга ограничены. Тогда можно попробовать обсудить другие элементы оффера.

  • Бонус. Годовой, квартальный, иногда даже ежемесячный. Эта часть часто напрямую зависит от показателей бизнеса и вашего вклада в них, поэтому получить более выгодное предложение в части бонуса более реально, чем для фиксированной части.
  • Мед. страховка. Для себя, для семьи, с полным покрытием или франшизой? В некоторых странах это очень ощутимая часть компенсационного пакета.
  • График работы. Удаленка, гибридный график или фул-тайм в офисе - разница есть. Если для вас важна возможность работы удаленно, а это не базовое условие, можете попросить об этом.
  • Отпуск. В дополнение к стандартному сроку компании могут предложить дополнительные дни отпуска.
  • Перелеты домой. Для работающих не в родном регионе / стране это тоже часть компенсации. Можно обсуждать частоту компенсации или просить перелет для всей семьи.
  • Место в офисе. Я слышал от клиентов, что в оффере указывали место в рабочем пространстве. Ближе к окну - лучше. Отдельный кабинет с окном и видом на реку - уровень бог.

9. Первые недели на новом месте

Вне зависимости от позиции, часто хочется сразу показать какой я молодец и проявить себя. Чтобы не потерять интерес к новой классной работе, не стоит начинать с больших переворотов, увольнять команду или полностью перестраивать процессы по-своему.

Такие резкие ходы - самый прямой путь к конфликтам и торможению вашего развития. На новом месте нужно максимально быстро заслужить доверие. Каким бы крутым экспертом или менеджером вы ни были, без доверия от команды и руководителя, вам будет сложно решать задачи.

Самый быстрый способ заслужить доверие, это одержать несколько quick wins - быстрых побед. Это такие достижения, в успехе которых у вас нет сомнений.

Давайте на примерах:

  • Вас позвали трансформировать бизнес крупной компании. Вам врядли удастся за короткий срок масштабно изменить структуру организации не навредив работающим процессам. Но вот собрать мнения, подготовить план и получить согласие от сотрудников и руководителей вы можете. Это ваш quick win.
  • Вас назначили руководить отделом продаж продукта, выручка от которого падает. Ваша задача - показать минимум двузначный рост в % год к году. Даже если вы сходу определили, что проблема в конкретных сотрудниках - увольнять кого-то в первую неделю может оказаться плохой идеей. Пришел незнакомец, уволил моего коллегу, пора бы искать новую работу - так подумают другие члены вашей команды. Вместо этого лучше сделать встречи 1 на 1, понять как построена работа, какие задачи у каждого из сотрудников и спросить почему на их взгляд выручка падает. Если окажется, что дело в сотрудниках - увольняйте, но так вы покажете, что вникли в ситуацию.
  • Вы пришли специалистом в отдел проектирования. В вашем отделе никто не мог структурировать файлы по проектам. И во время вводной встречи, руководитель то и дело говорил - это посмотрит "тут", а вот это "там". Оцените срок и предложите свою помощь сделать структуру хранения файлов и распределить их для существующих проектов.

Не требуйте от себя в первое время больших побед. Ваша задача - узнать как всё работает и решить, что из этого вы можете использовать дальше, а что необходимо изменить.

Новая работа — это всегда стресс. Даже если он кажется приятным. Постройте для себя план, которого сможете придерживаться в первые несколько недель, это позволит снизить напряжение и "решать вопросики", а не раздумывать над следующим шагом.

Начать — самое сложное

Если вы дочитали до этой части, то вы уже начали.

Что можно сделать прямо сейчас? Составьте список того, чем займетесь в ближайшую неделю. Не делайте его большим, возьмите от 1 до 3 простых задач. Как с quick wins на новом месте.

Если статья оказалась для вас полезной — буду благодарен за подписку на свой ТГ-канал career journey, где я регулярно провожу разборы реальных резюме, пишу о кейсах поиска работы и делюсь информацией о релокации.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Еликов

Эпичное полотно... Надо осилить, очень уж интересно. И чувствуется,что крайне полезно!

Ответить
Развернуть ветку
Karin

Осилить этот текст - это уже первый шаг к новой работе

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Лавелин
Автор

Евгений, внутри также ссылка на подробный гайд по резюме, не пропустите 👍

И спасибо за отклик.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Фёдоров

я уже отчаялся с поиском нормальной работы честно говоря.
Спасибо, ваша статья дала немного мотивации.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Лавелин
Автор

Борис, не знаю вашей сферы, но в тяжелых индустриях / промышленности в РФ сейчас есть выбор. Стартуют новые проекты строительства заводов, фабрик.

А чтобы мотивация сохранялась - отслеживайте свои результаты. Если спустя месяц поисков вы не нашли работу, может показаться, что все тщетно. Но если вы фиксируете сколько откликов отправили, где побывали на интервью и так далее - вы будете видеть промежуточный итог.

Количество перейдет в результат в конце концов.

Ответить
Развернуть ветку
Марсель Г.

Написать лучше о том как в 2023 году найти работу заграницей

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Лавелин
Автор

Марсель, можете использовать эту же инструкцию. Основное различие - другие каналы поиска работы.

А подход к созданию резюме и подготовке к интервью аналогичный. Даже шаблон резюме в гайде есть на английском 😉

Ответить
Развернуть ветку
Тимур С

С каждым годом все труднее и труднее искать. Рад, что мне сейчас не нужно

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Лавелин
Автор

Тимур, рад, что у вас всё в порядке с работой 👍

Насчет труднее - сложно сказать однозначно. Какие-то процессы становятся проще, например все больше возможностей удаленки и гибридного графика. А вот использование автоматизированных систем скрининга резюме делает поиск сложнее. Особенно если не сталкивался с тем, как правильно составлять резюме.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда