{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Психология наемного работника в мире бизнеса

Трудно не согласиться с тем, что компания идет к своим целям совместными усилиями всех членов команды. Наверное, любой руководитель хочет в себе команду продуктивных сотрудников. Инициативный, ответственный, проактивный, самоходный, вовлеченный сотрудник - мечта любого руководителя. Эта статья о психологических аспектах, связанных с психологией наемного работника. Рассмотрим рекомендации по снятию стресса у себя, как у сотрудника, так и у сотрудников, чтобы скиллы проявились по максимуму.

Скилловые

Итог любой трудовой деятельности - это скиллы. Любая работа приводит к наработке ряда скиллов. И скиллы ученика, специалиста, эксперта и “гуру” (законодателя тенденций), разумеется, отличаются. Очевидно, что чем выше уровень скиллов у команды, тем быстрее она достигает целей. Возникает вопрос: почему скиллы прирастают медленно, и как ускорить процесс набора качеств?

Вся жизнь - это набор качеств. Можно посмотреть на жизнь с этой стороны. Каждое мгновение мы получаем впечатления. Впечатления преобразуются в переживания, а переживания в опыт. Опыт всегда связан с какими-то качествами, которые человек наработал в результате своей деятельности.

Уровень качеств или скиллов обусловливает результативность действий человека.

Набор скиллов весьма обширен и затрагивает все аспекты жизни. Замечено, что статистика разводов у повторных браков ниже, чем у первых. Это говорит о том, что скиллы приросли, и люди научились лучше уживаться друг с другом.

В вопросе ускорения набора качеств интересуют преграды, отвечающие на вопрос: "А что мешает наработке нужных для деятельности скиллов?". Меня зовут Альберт Зайнеев, копирайтер, психолог. Предлагаю вам рассмотреть на этот счет ряд соображений.

На чём базируются скиллы?

Скиллы базируются на качествах.

Любой вигвам соберем

Качества - это свойства человека. Например, ответственный, надежный и т.п. Всегда это что-то такое конкретное, в отличие от набившего оскомину “эффективный” и “продуктивный”. Если возникает способность видеть качества (сначала свои, а затем у других), то возникает понимание того, какие скиллы человек сможет развить, занимаясь той или иной деятельностью, каков его потенциал, и вообще, подходит ли он под этот род деятельности или нет.

Почему это важно? Потому что умения и навыки не возникают на пустом месте. Они развиваются в процессе деятельности. У человека могут быть природные задатки к какой-то деятельности, которые могут перерасти в ярко выраженные способности и даже дорасти до уровня таланта. В случае, когда человек “на своем месте”, скиллы нарабатываются быстрее. В этом ключ командной эффективности, чтобы распределять людей по “своим” местам. Мы же помним тезис, что команда идет к общей цели совместно. Когда человек занят своим делом, и ему хорошо, и общему делу польза. Это идеальный вариант, к которому все стремятся. Но на деле все не так гладко происходит.

Пребывание в группе усредняет

Больше - чем два молодца, одинаковых с лица

Коллектив усредняет. В коллективе люди ведут себя иначе, чем по отдельности. "Эффект толпы", - скажете вы? И будете правы. Вспоминается еще советский эксперимент. Группа людей по сговору сказали на белый предмет, что он черный (или наоборот, точно не помню). “Подопытный кролик” эксперимента, глядя на белый предмет, тоже сказал, что он черный. Когда у него спросили, почему он так сказал, ответ был что-то типа: “Ну, все сказали и я сказал”. Это поведенческая особенность человека в группе называется конформностью.

Стресс гасит мышление

Со мной всё ок

В коллективе повышенный уровень стресса. Хоть это слово у всех на слуху, но смысл его понимают далеко не все. Стресс хоть и ресурсное состояние, но завязано оно за инстинкты. При включенном инстинкте мышление тормозится. Инстинкт берет на себя решение по выходу из ситуации, погасив мышление. В сфере бизнеса стресс и так повышен из-за постоянной неопределенности, вызванной часто меняющейся ситуацией. Но голову надо держать холодной, потому что стресс мозг выключает. Управление берет инстинкт. Но инстинкт рулит в природных условиях. В этих условиях инстинктивным решениям можно доверять безоговорочно. Но в социальной среде энергия стресса порождает недопонимание, конфликты, неверные решения. Одно неверное решение - и взят не тот курс. Пока поймешь, проходит время. А время, как говорится, деньги. Стресс попускать в коллективе не стоит.

Не мы, а я. Не нам, а мне

Пока ты в толпе, вроде как есть “мы”, “нам”, “наше”. Но это только на первый взгляд. Как человек, много лет потративший на изучение человеческой природы, смею утверждать, что у людей в коллективе преобладают собственные эгоцентрические интересы, а не командные: не “мы”, а “я”, не “нам”, а “мне”. Они же им и движут. Взывать к командным ценностям - вещь совершенно бесполезная. Об эгоцентрических проявлениях работника забывать не стоит. Баланс между “мы - тебе, а ты - нам” сохраняться должен.

К слову, большинство верных решений - это всегда баланс между крайностями. Как говорится, истина лежит посередине между крайностями.

Стресс делит работников на “детей” и “котиков”

Вы только не смейтесь и на меня не обижайтесь. Мне не до смеха. Поясню о чем речь. Стресс на уровне инстинкта, если он не выражается, идет в психосоматику. “Котики” - это как раз про включение инстинктов в ситуации, где инстинкт не к месту. Включение инстинкта можно понять по преобладаниям эмоций страха: страха наказания, порицания, гнева, злости, несправедливости, тревоги, панического “я ничего не успеваю” и т.п.

Мяу

А кто же такие “дети”? “Дети” - это регресс в детское состояние. Человеку 30 лет, а его эмоциональное реагирование соответствует ребенку. Интересно то, что человек реагирует не согласно моменту, а обусловлено. Это серьезнейшая преграда развития интеллектуальной функции. Эффективно дела делать можно только с дееспособными, интеллектуально зрелыми людьми. А о ребенке нужно заботиться, помогать и терпеливо ждать пока он не вырастет.

Айда в песочницу

Регресс возникает под влиянием обстоятельств. В обстоятельствах всегда участвуют люди, и можно поставить равенство между обстоятельствами и психическим давлением людей (не всегда намеренным и осознаваемым). Например, обида. Обижаться можно только на кого-то. Обида присуща детям в возрасте 8-9 лет. Обидчивость как некое качество (неконструктивный скилл) формируется именно в этом возрасте. Если человеку 30 лет и на какие-то ситуации у него в эмоциях преобладает обида, то он делает регресс на уровень 8-9-летнего ребенка. А теперь, представьте линию времени 0, 10, 20, 30 и т.д. лет и возникающий временной разрыв, который обуславливает реакцию человека прошлым опытом. Тормозит ли это человека в его развитии? Безусловно.

Прошлый непроработанный опыт тормозит развитие критического мышления и развитие интеллектуальной функции. Да, в интересах власть предержащих иметь дело с безропотными “детьми” во взрослом теле. Дети послушны, а зрелые люди нет. Но в любом случае, в интересах самого человека - с собой работать. Если сложно справляться с какими-то ситуациями уже в зрелом возрасте, то нужно задать себе вопрос, а не пытаюсь ли я решать проблему как “котик” или как “дитя”...

В процессе ведения частной психологической практики я заметил, что существует две большие разницы между тем, каким был психотравмирующий эпизод на самом деле, и тем, как он вспоминается сейчас. Человек при воспоминании о психотравмирующем эпизоде накладывает на него невесть какие оценки. Тогда как сам эпизод, хоть и был болезненным, но переживался, по-сути, совсем иначе. Воспоминание событий и перепроживание - совсем не одно и тоже. То, что произошло тогда, может не соответствовать тому, как человек в настоящее время вспоминает этот эпизод своей жизни. Эта накрутка “занимает” место для наработки новых скиллов, вынуждая человека находиться долгие годы на одном и том же уровне развития.

Еще раз: человек в возрасте, например, 30 лет, столкнувшись для себя с какой-то проблемной ситуацией, реагирует не на уровне 30-летнего, а на уровне 8-летнего (критерий - эмоции). Присутствует рассинхрон с текущим моментом? Да. Логично предположить, что раз тебе 30, то и реагировать следовало бы на уровне 30. Так ведь? Легче будет найти решение. Но такого не происходит из-за непроработанного прошлого опыта. Поэтому вместо прогресса в скиллах - регресс. А “детских” эмоций в нас сидит тьма-тьмущая: вина, зависть, злость и т.д. и т.п.

Проработка эмоций

Что такое проработка? Это осознавание.

Когда вы знаете о своих эмоциях, почему они возникают, то у вас появляется выбор: реагировать как раньше (идти в регресс) или по-новому, согласно моменту.

Выбор за вами. В экзистенциальной психологии выбор=свобода (свобода воли). Это то, что у нас в любой ситуации никто забрать не может! Только мы сами можем это сделать.

На сколько эффективно прорабатываться самому? Если эмоции стали личностными качествами, то нужна помощь извне. Почему? Личность формируется в диалоге, в общении с другими людьми. Наверняка вы замечали, что с разными людьми мы по-разному общаемся. И личность нам “кривят” именно другие люди своим отношением к нам. Если человек с детства слышал в свою сторону одни унижения, то появление у него комплекса неполноценности большого вопроса не вызывает. Момент будет призмоваться через соответствующий комплексу фильтр восприятия. Он будет вбирать то, что входит в этот фильтр. И помощь другого человека заключается в том, чтобы помочь “распрямить” личность опять же через общение, через диалог. Остальное - самостоятельная работа.

а) Что такое эмоции

На базе эмоциональных состояний формируются скиллы.

Эмоции основа скиллов

б) Схема осознавания эмоций

Осознавание эмоции позволяет убрать автоматическое реагирование на ситуацию и не уходить в регресс.

Любое эмоциональное переживание включает в себя одновременно все эти компоненты

Осознавание гнева (пример)

Все 4 компонента вместе составляют дискомфортное телесное ощущение.

Гнев, он и в Африке гнев

Когда вы знаете (осознали), с чем связан ваш гнев, то он резко ослабевает. Теперь вы можете на автомате не следовать за гневом. А раз так, значит, гневливость, как некоторое качество, ослабевает. А это означает, что на этом месте начнет нарабатываться другое, замещающее гнев качество. И надо полагать, более конструктивное, поскольку гнев ослепляет. Очевидные вещи в гневе не видишь.

Почему там, где гнев, там и страх? Вот почему:

Страх за нежелательные для меня последствия: “Не хочу, чтобы это произошло или так происходило”. Возникающий гнев - иллюзия компенсации нежелаемого исхода

Еще пример. Обида. Качество - обидчивость. В основе обиды все тот же гнев. Поэтому эту эмоцию я отношу к “второстепенной”, другими словами, менее физиологической. То есть больше завязанной на идеи.

В основе обиды все тот же гнев

А что такое эго-реакция?

Пример тому поиск виноватого. Это детское проявление или нет? Перевод ответственности с себя из-за неспособности / нежелания / неумения видеть за собой свои косяки? Регресс это или нет? Ответ, пожалуйста, дайте себе сами.

Конечно, это только малая часть касаемо эго.

В попытка найти крайнего можно перепутать причину со следствием

И еще: вне контекста конкретной ситуации вышеописанная модель не работает. Процесс превращается в бесконечные разборы с нулевым эффектом.

Убеждения

Примером может стать:“Ты мне должен” или долженствование, на базе которого выстроена масса норм общественной морали. Но по факту никто никому ничего не должен. Есть система договоренностей, которая соблюдается или нет. Но если долженствование у тебя сильно, то всегда найдется тот, кто будет за эту ниточку дергать. А оно надо?...

Хотеть не вредно

Будда утверждал, что корень всех страданий в желаниях. Патанджали - во враждебности. Верно и то, и это.

Если не получаешь от человека (или от группы людей) то, что ожидаешь, гнев, раздражение, недовольство, презрение или злость возникает мгновенно.

Последующие решения на базе этих эмоциональных состояний, по определению, деструктивны. Можно не удивляться, что у человека, от которого все время чего-то хотят, повышается уровень стресса, другими словами, инстинктивная защитная реакция.

Заниматься не тем, чем хочется, а тем, чем надо

По А.Р. Лурии наш мозг имеет три функциональных блока. Обобщенно: “хочу”, “могу”, “надо”. Желания манят предвкушением удовольствия, которое будет получено, когда желание реализуется. Но чаще всего желания не реализуются. Я не зря процитировал Будду. Желания иллюзорны по причине предощущения обладания. Опора на желания нередко ошибочна. Большей опорой обладает “надо” и “могу”. Что надо делать сейчас, чтобы прийти к такому-то результату? Могу ли я (мы) сделать что-то, что приведет к ожидаемому результату? Эти вопросы лишними не будут.

Как уменьшить стресс с помощью дыхания

Небольшая гипоксия никогда не повредит

Такое возможно. “Успокойся, сделай глубокий вдох и плавный выдох” - эта рекомендация известна многим. Больше подойдет для людей волевых, у кого наработан такой скилл, как дисциплинированность. У детей дыхание осуществляется диафрагмой. С возрастом начинает преобладать грудное дыхание и оно становится поверхностным. Это создает массу проблем, в том числе уменьшение порога стресса. Стрессовая реакция возникает на какие-то незначительные раздражители. Дыхательные практики помогают повысить порог стресса.

Почему поверхностное дыхание с возрастом начинает преобладать над диафрагмальным? Первый стресс для ребёнка - это детский сад, а затем школа. Пошел ребенок в детский сад и начал болеть. Адаптация к школе у некоторых детей тоже проходит не просто. Унижений в школе ребенок хватает немало. И от сверстников и от учителей. Появляется тяжесть в груди, а на это дискомфортное телесное ощущение завязаны и остальные компоненты переживаний, которые мы в процессе сессий распаковываем. Дыхательные тренажеры неплохо компенсируют поверхностное грудное дыхание.

Причины “за” использование дыхательного тренажера

Работа диафрагмы

Если диафрагма перестает работать, то это приводит к тому, что она пережимает нижний отдел легких, через который проходит основной кровоток и ток лимфы. В итоге кровь плохо насыщается кислородом, а лимфатическая система не справляется с выведением шлаков и токсинов. Нагрузка на сердце возрастает, мы начинаем тяжело дышать и плохо себя чувствуем.

Гипоксия

Дыхание в режиме гипоксии (нехватки кислорода) обеспечивает активное усвоение кислорода тканями. Тренажер создает давление в легких 20 мм водного столба, что обеспечивает условия активного усвоения кислорода тканями. Дыхание в этом режиме приводит к тому, что начинается усиленное расщепление избытка сахара в крови, шлаков, токсинов и вывод продуктов их распада из организма.

“Второе” дыхание

Недостаток кислорода заставляет клетку активно работать. Активизируются митохондрии клеток, что приводит к приливу энергии, по-другому, открытию “второго” дыхания.

Усиление иммунитета

Клетки иммунной системы также усиливают свою активность, противостоя внешним инфекциям. Клинические исследования крови показывают, что в результате дыхания в режиме гипоксии повышается уровень гемоглобина, количество эритроцитов, лимфоцитов, моноцитов, снижается СОЭ.

Снижение нагрузки на сердце

Поверхностное грудное дыхание и малоподвижный образ жизни сильно нагружают сердце. В этом случае эритроциты не все получают одинаковую порцию кислорода. Какие-то получают больше, а какие-то меньше. Эритроциты, получившие большую порцию кислорода (эритроциты горячего возбуждения), образуют на сосудах насечки, которые хороший холестерин заделывает. Это приводит к накоплению плохого холестерина в сосудах, возникают холестериновые бляшки и начинается преждевременное старение сосудов. При дыхании с помощью тренажера все эритроциты получают одинаковую порцию кислорода. Это приводит к естественному очищению сосудов от накопления холестерина.

“Ледяной человек” Вим Хоф, обладатель многочисленных рекордов Гиннеса, доказал эффективность диафрагмального дыхания в экстремальных условиях.

Процесс дыхания никто не мешает совмещать с проработкой. Когда начинаешь прокручивать стрессовые эпизоды, то дыхание меняется. В момент стресса как будто недостает дыхания. И дальше надо “разорвать” (значит осознать) ассоциации между: ситуация - стресс (поверхностное дыхание) - ощущения (дискомфортное телесное ощущение) - эмоции - желание - убеждения - идентичность или чувство “я” или эго.

Причины “против” применения дыхательного тренажера

Отсутствие дисциплины, “хочу все и сразу” (тоже инфантильное) и изнеженность, другими словами, неспособность терпеть дискомфорт. Во время дыхания на тренажере кислород в режиме гипоксии начинает активно усваиваться тканями. Возникает эффект горного разреженного воздуха, куда на вертолете пилот без специальной тренировки не полетит. Почему? Кислород усваивается, лимфа на полную заработала, шлаки разом пошли в кровь. Начинается резкое очищение организма, и это состояние может доходить вплоть до обморока. Кто бывал в горах меня поймет. Поплохеть может в любой момент. С чистками организма ухудшение состояния в первое время - явление совершенно нормальное. Выздоровление всегда идет через обострение.

Что в сухом остатке?

  • Эмоциональные состояния лежат в основе скиллов
  • Регресс в прошлое на уровень “детей” и “котиков” тормозит набор скиллов

  • Команда растет прямо пропорционально набору скиллов у каждого члена команды
  • Осознавание эмоций - вещь совершенно необходимая для тех, кто намерен развивать интеллектуальную функцию. Например, в поисках причины произошедшего можно попутать следствие с причиной, что не исправит ситуацию, а лишь приведет к еще большему заблуждению. Такое сплошь и рядом можно наблюдать. К тому же взамен инфантильных состояний на их место приходят другие, более соответствующие моменту...
  • Понимание эмоций дает понимание своего состояния и состояния других. Гнев - это же не только агрессия, ярость, злость, обида, раздражение, недовольство, высокомерие, но и осуждение, насмешки, ирония, сарказм…
  • Набор скиллов - процесс растянутый во времени. Ученик не сразу становится экспертом.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда