9 правил как наладить контакт с кем угодно (часть 1)
Для построения успешной карьеры важно умение найти общий язык с коллегами, руководителем и партнерами. Узнайте секреты взаимодействия с кем угодно на работе, дома на любом этапе вашей жизни. Данная статья начинает серию публикаций про 9 правил.
Правило №1. Сместите себя от «черт возьми» к «согласен».
В первые мгновения кризиса все мы испытываем страх, как и все другие люди. Но важно не застыть в этом состоянии. Важно предотвратить взрыв эмоций, которые могут привести к необдуманным действиям. В результате в ситуации, когда другие испытывают искушение спрятаться, или кого-то обвинить, или потерять контроль — важно сохранить способность быстро и эффективно думать, решать и сохранять коммуникацию.
Спокойный и контролирующий себя переговорщик может установить контакт с теми, кто выглядит абсолютно недоступным. И наоборот, человек кричащий, плачущий или ноющий может оттолкнуть от себя самого спокойного и эмпатичного слушателя.
Холодные звонки, взбешенный клиент, сложное собеседование при приеме на работу, рассерженный супруг, дерзко ведущий себя ребенок — все эти ситуации могут подвести ваши эмоции к точке, когда вы потеряете способность ясно мыслить. А если это случится, вы проиграете.
Главное — скорость
В случае серьезного конфликта, чтобы сохранить шансы на общение с оппонентом, вы должны взять под контроль своим эмоции и мысли за считанные минуты, а не часы.
От «черт возьми» к «согласен»
В кризисе небольшого масштаба ваше мышление может начать этот процесс примерно с середины. В условиях серьезного кризиса оно всегда начинает с самого начала. Этот процесс можно условно назвать «от "черт возьми" к "согласен"», и вот как он проходит.
Движение от «черт возьми» к «согласен»
- «Вот черт» (фаза реакции): это катастрофа, все пропало, с этим справиться невозможно, надо удирать.
- «Боже мой!» (фаза разблокирования): да, ну и каша, как же все это разгрести? И почему это всегда происходит со мной
- «Так ...» (фаза перестройки): кажется, это можно исправить. Хотя, конечно, ничего веселого в этом нет.
- «Ну, хорошо ...» (фаза перефокусирования): я не позволю, чтобы это испортило мою жизнь/карьеру/семью/день/, и мне прямо сейчас нужно сделать вот что
- «Согласен» (фаза переподключения): сейчас я все исправлю.
А вот в чем секрет: если вы знаете о существовании этих стадий и можете сознательно идентифицировать каждую из них в момент, когда она наступает, то можете управлять своим эмоциональным откликом на каждой стадии. В результате вы значительно ускорите весь процесс, сжав его до нескольких минут.
Сила «Вот черт»
Для того, чтобы переключить мозг с паники на логическое мышление, важно правильно описать чувства, которые вы испытываете. Можно не произносить эти фразы вслух, но надо обязательно проговорить их, если вы хотите быстро восстановить самоконтроль.
Так что, в противоположность распространенному мнению, в момент стресса вовсе не надо себе лгать, говоря «Я спокоен, все в порядке». Надо сказать себе откровенно: «Вот черт! Я напуган».
Упражнение «черт возьми» — согласен»
- «Вот черт» (фаза реакции). Не отрицайте, что вы расстроены или напуганы. Если вы один, назовите свои чувства вслух. По возможности уйдите на 1-2 минуты. Не разговаривайте ни с кем в течение первых секунд. Если у вас есть возможность хотя бы на минуту закрыть глаза — сделайте это.
- «Боже мой!» (фаза разблокирования). После признания у себя мощных эмоций начните дышать медленно и глубоко через нос, закрыт глаза. После того как эмоции ослабнут, продолжайте дышать и расслабляться.
- «Так ...» (фаза перестройки). Продолжайте глубоко дышать и с каждым вздохом снижайте уровень «боевой тревоги». Вам станет легче, если в этот момент вы будете произносить слова типо «черт возьми».
- «Ну, хорошо ...» (фаза перефокусирования). Начинайте думать о том, что требуется сделать для минимизации последствий нанесенного ущерба и выбора наилучшего выхода из ситуации.
- «Согласен» (фаза переподключения). Если ваши глаза были до сих пор закрыты, откройте их. Начните делать то, что решили.
Практические шаги
Вспомните о худшем столкновении за прошедший год — с коллегой или членом вашей семьи. Мысленно пройдите через все стадии от «черт возьми» к «согласен». Опробуйте эту технику в следующий раз, когда вам придется спорить с этим же человеком.
Источники
«Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров» — Марк Гоулстон.
Еще больше информации о том как освоить новую профессию в Digital в моем Telegram-канале.