Креативный продюсер в ИТ-компании… Зачем?!

Меня зовут Любовь Ивлева, и я креативный продюсер, а также руководитель группы дизайнеров в группе компаний IBS. Зачем айтишникам внутренний продакшен? Сейчас расскажу.

В школьные годы я занималась в видеокружке. Именно там впервые увидела профессиональные камеры, узнала о теории кино и попробовала поработать с программами для монтажа. Мне нравилось попадать в объектив камер и снимать самой. В Уфе, моем родном городе, я училась на журналиста и стажировалась на радио, в газете, на телевидении, работала в пресс-службе — старалась не упускать шанс попробовать себя в разных сферах. Как-то раз к нам на кафедру пришли блогеры, и сказанное одним из них мне очень запомнилось: «Журналист должен быть мультипрофессионалом, универсальным специалистом, который не только напишет текст, но и сделает фото для статьи, видео или организует прямой эфир». Окончив университет, я пошла работать арт-директором частного музея необычной мебели, где занималась организацией мероприятий, верстала экспликации (сопроводительные материалы) к выставленным образцам, вела соцсети и делала многое другое. В общем, стала становиться похожей на того самого универсального специалиста и мультипрофессионала... Можно сказать, с этого момента и начался мой путь к продюсированию.

Что происходит, когда я говорю кому-то, что продюсер

Обычно, когда я рассказываю о своей работе, у людей всплывают конкретные ассоциации со словом «продюсер»:

  • Человек-воронка, делающий запуски для экспертов в соцсетях, помогающий добиться популярности, записать курс и «сделать деньги из воздуха».
  • Человек-инвестор, который знает, где искать деньги, и часто за свой счет поддерживает проекты.
  • Человек-медиа, или человек-реклама, который благодаря связям помогает состояться неким проектам, например, добавить музыканта в ротацию на радио.
  • Человек-цензура, который работает в кино и заставляет гениев-режиссеров укладываться в рамки киношных форматов, следовать общественным веяниям и т. д.

Но, конечно, продюсер в ИТ — не совсем про это. Даже моя роль в IBS утряслась со временем — функциональность менялась, хотя первый штатный продюсер компании заложила основы и рамки работ. Я бы сказала, что креативный продюсер в ИТ-компании — это скорее человек-оркестр или человек-ходячийпраздник.

Кому, чем именно помогает креативный продюсер и зачем

Чаще всего я взаимодействую с маркетинговой службой, в которой есть команды, занимающиеся внешними и внутренними коммуникациями, с веб-направлением, а также HR и бизнес-практикой.

Раньше в должностные обязанности продюсера в нашей компании входили организация видео- и фотосъемок, поиск и работа с подрядчиками, ведение всевозможных проектов, связанных с дизайном материалов как для внутренней, так и для внешней аудитории. Со временем к этому добавилась помощь в организации мероприятий, создание и ведение внутренних архивов фото и видео, подбор подходящих к публикациям и мероприятиям фото и видео, а также многое другое.

Немного на примерах

Скажем, у PR-службы есть запрос на профессиональные фотографии спикеров, выступающих от имени компании на конференциях, форумах и митапах, пишущих экспертные статьи. Или у внутренних коммуникаторов есть потребность в фотографиях сотрудников для различных внутренних мероприятий, публикаций на корпоративном портале, рассылок и пр.

Я организовываю процесс фотосъемки, что называется — от а до я. То есть для начала ищу подходящего для задачи фотографа, анализируя его портфолио, связываюсь с ним, обсуждаю вопросы, касающиеся цен, дат, документов, сути мероприятия или фотосъемки. Я также фиксирую уровень качества работы фотографа: непосредственно в съемочный день до старта основных работ мы сверяемся по свету, цвету, ракурсам, делая простые тестовые кадры. После съемки анализирую, укладывается ли специалист в сроки обработки фотографий. Если нам нужен репортаж на 100+ фотографий, я отбираю кадры (один пригодится в соцсетях, другой надо выслать сотрудникам, третий — сохранить для тематической подборки).

Иногда возникают нюансы, связанные с площадкой, тогда я взаимодействую со специалистами, решающими специфические вопросы. В съемках с сотрудниками именно я ответственна за то, чтобы люди пришли в нужное время в нужное место, нужным образом одетые — все детали стараемся фиксировать в ТЗ. Я ставлю встречи, собираю контакты, связываюсь с опаздывающими. Если случается форс-мажор — организую замены, слежу за соблюдением всех договоренностей и тайминга вплоть до минуты.

Выгоды отсюда очевидные. Например, если говорить о бизнесе, то благодаря отличным фотографиям спикеры хорошо представлены для внешней аудитории, у каждого из топов есть некий профайл представительских фотографий, которые они могут использовать по своему усмотрению. Собственные мероприятия компании частично, в зависимости от важности, документируются на фото и видео. Архивы затем можно использовать по своему усмотрению. Допустим, подготовить рекламный ролик, баннеры, плакаты для офисов или серию презентаций. Благодаря тому, что я стала руководителем группы дизайнеров внутреннего коммерческого сервиса, я точно знаю, какие мероприятия планируются и какие инфоповоды важно подсветить дополнительно.

Кстати, еще у нас в IBS есть прекрасное мероприятие — «Фотодень». Фотограф как приходящая звезда работает какое-то количество часов в офисе, и все сотрудники любого грейда, которые хотят запечатлеть себя, могут это сделать. Особенность мероприятия в том, что такой фотодень проходит не только в Москве, но в те же даты в наших региональных офисах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Омске, Пензе, Перми, Ульяновске, Уфе и Казани. Помните, рассказывала чуть ранее, как организовываю фотосъемку для спикеров? Так вот, в фотодень я делаю все то же самое в Москве и параллельно еще в 8 городах, только людей в этот день приходит примерно в 10 раз больше. Например, в прошлом году в фотодень мы сделали по несколько фото 300 сотрудников, причем 80 из них — только в Москве.

Для бизнеса — это удачный способ получить хорошие и свежие фотографии сотрудников, для них самих — это некоторый fun и вообще приятная активность, для меня — довольно напряженный и ответственный день, поскольку, помимо отличного результата, мне хочется сделать этот процесс наиболее приятным и комфортным, по возможности со всеми на своей площадке немного пообщаться, при этом всех отметить и зафиксировать в документах, не допустить больших очередей, слишком частых корректировок световой схемы, да и вообще любого негатива.

Помимо фотосъемок, на мне также организация всевозможных игровых видеосъемок, ежегодной прямой линии с генеральным директором, медиаосвещение бизнес- и HR-мероприятий.

Так, о современном бизнесе и технологиях мы смогли рассказать за полторы минуты в ролике IBS в моменте. Сейчас именно его первым видят посетители нашего официального сайта. К слову, согласно исследованию Forrester, видеоконтент увеличивает вероятность выдачи веб-сайта на первых страницах поисковых запросов более чем в 50 раз, а исследование EyeView Digital говорит, что конверсия может быть увеличена почти на 90% благодаря использованию видео на целевой странице. Немного об идее съемок даже написали в небольшой заметке здесь.

После этого проекта мы почти сразу начали разработку видеоманифеста для HR-бренда IBS. Маркетинговой команде очень понравился сценарий — он идеально подходил под представления о сотрудниках и идеях, которые заставляют нас двигаться вперед и постоянно развиваться, поэтому мы смело и с большим энтузиазмом снова взялись за дело. С итоговой работой можно ознакомиться по ссылке. Ролик стал частью большого внутрикорпоративного конкурса «А что, если?», вдохновившего коллег на новые классные идеи, с реализацией которых им в итоге очень помогла компания.

Теперь немного про помощь HR-службе. ИТ — довольно перегретая отрасль, поэтому здесь особенно актуален вопрос удержания специалистов и поддержания их мотивации. Так как свыше четырех тысяч сотрудников IBS трудятся более чем в 190 городах России, нам особенно важно поддерживать в них интерес к работе именно у нас. К тому же в компании есть сотрудники, работающие на территории и в командах заказчика: у них чувство, что они относятся именно к IBS, может быть размыто. Поэтому наша HR-служба тратит много времени и усилий для поддержания интересной околорабочей жизни. Они постоянно организовывают различные мероприятия: концерты, выставки, спортивные соревнования, семейные фестивали, корпоративы, походы в кино, туристические поездки, коллективное написание диктантов, благотворительные акции, конкурсы, в которых можно выиграть мерч, и др.

Существенную долю активностей составляют те, что мы делаем внутри компании, например ежегодный Family Day, стажировки для школьников, Недели здоровья, добра и другие.

Для меня работа на этих мероприятиях строится примерно по такой схеме:

· принимаю запрос от отдела, например, HR-служба планирует мероприятие, которое, скорее всего, будет популярным по посещаемости и интересным для фото- и видеосъемки,

· договариваюсь с фотографом/видеографом (к слову, на детском празднике в Москве у нас работало целых три фотографа),

· запускаю в работу договор и контролирую на всех этапах,

· выясняю детали, которые могут повлиять на работу специалиста,

· помогаю ему всем, чем могу, непосредственно в день мероприятия на площадке.

Если специалист по фото-видео сотрудничает с нами впервые, то сначала пишу развернутое техническое задание, где перечисляю, что мы ожидаем получить по итогу в художественном (какие сюжеты отразить, чего хочется видеть больше, чего меньше, какие приемы допустимы) и техническом плане (размер изображений, цветовая гамма и пр.), рассказываю, где будут использованы материалы, надо ли их приводить к определенному формату и т. д.

Так как компания — большая, команды — распределенные и направлений очень много, количество событий иногда зашкаливает и не все удается запечатлеть… Только за прошлый год HR-служба подготовила 345 мероприятий и активностей. Раньше для соцсетей нам периодически приходилось использовать фотостоки. Затем мы придумали промежуточное решение — фотографировать сотрудников компании, как для фотостоков, самим, чтобы они посидели, поулыбались и тем самым помогли нам рассказать впоследствии о чем-либо, скажем, о важном событии или новости.

Таким образом периодически у меня возникает задача по поиску моделей для подобных съемок. Это драйвит меня особенно, так как отчасти это творческая работа, а отчасти — работа с насмотренностью и интуиция, ведь не все могут лишь по одному портретному фото предположить, что «камера любит человека», а еще он сам будет не против поучаствовать в такой активности, отвлекаясь от работы. Когда фото готовы, я сохраняю их в наш внутренний фотобанк и довожу до сведения коллег, что появился новый материал, который может им пригодиться.

Еще одна большая часть работ креативного продюсера в IBS — дизайн-проекты. Но, честно говоря, самая частая задача дизайн-отдела IBS — все-таки разработка презентаций. Такие задачи стоят перед нами буквально каждый день. Презентации могут быть для внутреннего пользования, например, про наши продукты, иногда нужны презентации для выступлений спикеров, иногда требуются презентации-визитки, чтобы менеджеры по развитию бизнеса могли рассказать о нас новым заказчикам и будущим партнерам. Конечно, больше всего мы все-таки любим презентации в индивидуальном шаблоне, или предназначенные для выступлений. Для них можно визуализировать нечто эффектное, сделать анимацию или добавить красивые иллюстрации.

Зримые помощники, или Взаимодействие с контрагентами

Продюсирование — это в основном работа c подрядчиками. За счет понимания принципов их работы и инструментов я могу переложить язык внутренних заказчиков на язык исполнителя, превратив «сделайте красиво» в складное ТЗ, подобрав уже на старте варианты дальнейших шагов, событий, задействованных ресурсов, наметив «узкие места», из-за которых могут нарушиться сроки, просчитав и нивелировав риски.

У нас есть внутренняя база проверенных подрядчиков и тех, с кем хотели бы или планировали поработать в будущем. Мы стараемся постоянно ее расширять: кто-то попадает туда по прямой рекомендации, кто-то — через контакт с мероприятий, часть заявок мы рассматриваем из писем, отправленных на общий почтовый ящик с сайта.

На мой взгляд, если B2C-компании всегда на слуху и заметны, то в сегменте B2B все немного скромнее и консервативнее. То есть мы гораздо чаще выпускаем экспертные материалы, даем комментарии прессе и выступаем на профессиональных конференциях, а не устраиваем яркие шоу и выдаем бесконечный креатив. Думаю, поэтому медиапроизводство в нашей компании представлено скромно (или, наоборот, нескромно) одной мной, которая располагает сплошь не штатными, а привлекаемыми под проекты специалистами. Для работы с контрагентами нужен определенный сторонний опыт, умение разбираться в договорах, выстраивать эффективные рабочие процессы как с частными лицами (самозанятыми), так и с креативными агентствами, производственными компаниями и пр.

Однако при всем этом огромный процент задач, близкий к 90, закрывается у нас силами штатных сотрудников. Команда сильная, подбирается тщательно, поэтому в целом удается делать очень многое внутри.

И все-таки… зачем ИТ-компании креативный продюсер

Что дают компании видеоролики и фотографии сотрудников? Очевидно, что удачная визуализация повышает виральность контента. Согласно исследованию Statista, в 2023 году люди смотрели в среднем 17 часов онлайн-видео в неделю. Любым компаниям, а в особенности таким сложным, как B2B, у которых гораздо меньше точек контакта с пользователями и меньше шанс на вовлечение в контент, хочется быть более заметными.

Думаю, все понимают, что мы живем в такое время, когда продать товар или услугу без визуального контента почти невозможно. В конце 2023 года Wyzowl — одна из крупнейших видеокомпаний — провела исследование распространенности видеомаркетинга. Согласно ему, в 2023 году 91% компаний использовала видео в качестве маркетингового инструмента. Это рекордно высокий показатель с тех пор, как Wyzowl начала отслеживать эти данные (с 2016 года).

При этом 90% видеомаркетологов сказали, что видео помогло повысить узнаваемость бренда, а 88% — что помогло улучшить понимание пользователями их продукта или услуги. Также согласно опросу, 89% потребителей хотят видеть больше видеороликов от брендов в 2024 году. Когда респондентов спросили, что бы они хотели узнать о продукте или услуге, 44% ответили, что больше всего им хотелось бы посмотреть короткое видео. Это значительно превосходит другие материалы, такие как книги и руководства (16%), инфографика (15%), текстовые статьи (13%), рекламные звонки (6%) или вебинары/презентации/питчи (5%).

Как я уже говорила, между B2B и B2C в плане контента есть большая разница. Говоря маркетинговым языком, в B2B клиенты ищут партнеров для долгосрочного сотрудничества, здесь важен прогрев целевой аудитории и работа с узнаваемостью бренда. Чем доступнее и интереснее контент, чем он виральнее — тем лучше. Чем больше медийных рекламных форматов и каналов задействовано, тем выше шанс повышения узнаваемости бренда и привлечения качественных лидов.

По результатам опроса Wyzowl, среди причин, по которым компании не использовали видеоконтент для продвижения, наиболее часто встречались следующие:

  • 33% — нехватка времени,
  • 20% — высокая стоимость,
  • 15% — непонимание, с чего начать.

Поможет ли с этим штатный креативный продюсер? Полагаю, да.

Возможно, прежде чем брать в штат креативного продюсера, стоит подумать над задачами, которые ему предстоит решать, посмотреть на кадровый состав и просчитать возможную загрузку. Как правило, продюсер подключается к проекту еще на уровне идеи. Он может придумать концепцию, опционально — написать сценарий или его черновик, спланировать основные вехи и помочь с реализацией. Именно он подберет надежных подрядчиков, включая узких специалистов и всех, кто будет необходим для успешного завершения проекта. Скоординирует работу, проконтролирует выполнение, возьмет на себя персональную ответственность за качество, распределение бюджета и сроки.

Чего еще можно ожидать от продюсера

Поскольку в обязанности продюсера входит не только организация, но и посещение мероприятий, активное общение с сотрудниками, в том числе из региональных офисов, работа над массой материалов всех возможных форматов, в какой-то момент я стала аккумулировать информацию отовсюду. Для коллег это очень удобно: если чего-то не знаешь, попробуй спросить Любу. Чем дольше работаешь в компании, тем больше информации через тебя проходит, и, мне кажется, при вдумчивом подходе это позволяет трансформироваться не только тебе и твоему отделу, но и компании в целом.

Взаимодействуя со всеми службами и отделами, погружаясь в процессы и продукты, узнавая коллег с разных сторон, понимая возможности и видя перспективы, можно делать гораздо больше, легче предлагать новое или пробовать решать другим способом. Да и в целом очень полезно быть немного над ситуацией, знать хотя бы поверхностно все и обо всех, как минимум чтобы не делать какие-то медиапродукты дважды.

Одна из ключевых компетенций креативного специалиста — постоянный поиск новых идей, вариантов визуализаций, подходов. Продюсер должен уметь находить и привлекать талантливых специалистов для работы над проектами. Также среди навыков обязательно должен быть тайм-менеджмент, умение внимательно слушать клиента и брать на себя ответственность за результат, навык управления проектами, требовательность к соблюдению сроков и многое другое.

Благодаря тому, что как креативный продюсер я работаю во внутренней коммерческой структуре компании, у нас есть понятные критерии эффективности, четкий план работ и системность в подходах. В итоге уровень SLA по предоставляемым сервисам — 100%. Продюсер может стать связующим звеном между бизнесом, клиентами и подрядчиками. Но самое главное — с хорошим креативным продюсером компания может выйти на совершенно другой уровень.

0
3 комментария
Анатолий Бабкин

Очень классно!
Волшебный мир синема (с) и не только.

Ответить
Развернуть ветку
Даниела Фейгина

Крутая статья!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Молин

Вспомнила свои школьные годы, когда тоже мечтала о видеосъемке

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда