{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как говорить с детьми о деньгах: неудобные вопросы ребенка

В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают задавать неудобные вопросы, в том числе и о деньгах. Возможно, ваш ребенок уже просил вас купить ему весь магазин или светофор и грузовик вместе с рабочими.

Но бывают и более неудобные ситуации: например, когда оказывается, что ваш ребенок не отличает чужое от своего. Или расстраивается, что до сих пор не зарабатывает. Или пугается, когда ему рассказывают о голоде и нищих. Как рассказать ребенку, что такое деньги, сколько их нужно, как научить правильно ими распоряжаться? Психологи единодушны в том, что вопрос денег – один из тех, которые формируют у ребенка чувство благополучия и безопасности. Именно поэтому говорить о них нужно правильно и вовремя. Скорее всего, будет сложно. Но мы попробуем помочь. Вот вам подборка из самых неудобных вопросов, которые может задать вам ребенок о финансах.

Мам, а почему говорят “бешеные” деньги, и “страшные суммы”. Деньги – это страшно?

Исследование польских психологов во главе с профессором Томашем Залескевичем (Tomasz Zaleskiewicz) показало, что пяти-восьмилетние дети воспринимают деньги очень эмоционально, почти как сказочную силу или магию. Но только если не говорить о деньгах предметно, просто и рационально. Залескевич советует, постарайтесь успокоить ребенка, который слишком испуган или расстроен вопросами денег. И главное, самим взрослым рассуждать о них как о чем-то совершенно нормальном и простом, о чем-то, чем можно управлять. Чем в более рациональном ключе вы будете отвечать на вопросы о деньгах, тем проще и ответственнее будет относится к ним ребенок по жизни. Негативные разговоры о деньгах и определения денег, эмоциональные обсуждения проблем с деньгами могут навредить отношениям вашего ребенка и денег.

Мам, а когда у меня будут карманные деньги?

С шести-семи лет у ребенка должны быть карманные деньги.

Получать он их должен регулярно и безусловно. В планирование и расходы ребенка лучше не вмешиваться и дать ему возможность самому определить для себя их ценность и ту легкость, с которой нужно с ними расставаться. Пусть на все карманные деньги он отведет друзей за мороженым или в игровые автоматы. Допустим там он потратит все и не сможет потом купить себе больше ничего. Зато это научит его планировать и экономить.

Психолог Людмила Петрановская предостерегает родителей,- Не нужно пользоваться деньгами, чтобы показать власть над ребенком. Так делают те родители, которые платят за оценки или наказывают деньгами. Это формирует у ребенка неверное отношение к ресурсам семьи.

Деньги в семье - это всегда эквивалент власти. Тот, кто зарабатывает деньги, принимает важные решения. Куда поехать в отпуск? Когда сделать ремонт? Для ребенка это события и решения из мира взрослых, но по мере взросления он тоже хочет их принимать. Важно объяснить ребенку, а дальше уже договориться с подростком, что деньги это не только власть и решения, но и ответственность за последствия.

Еще важный момент. “Я тебя содержу, значит ты будешь делать, как я сказал” - это формула финансового насилия. Ребенок должен чувствовать заботу и опору, а деньги должны ассоциироваться с ответственностью, а не с насилием.

Важно освободить ребенка от необходимости быть хорошим за деньги. Мы отдаем ему деньги не потому, что он хороший, а потому, что сами решили о нем заботиться.

Мам, а что такое деньги?

Если вы хотите, чтобы у ребенка сформировалось здоровое отношение к деньгам, правильный ответ на этот вопрос (не дословно, конечно) может быть только один: деньги – это ресурс, и в семье им делятся безусловно. Привести пример того, что такое ресурс несложно – все видели воду в кране или чувствовали тепло от батареи. Это важные ресурсы, которые помогают нам жить безопасно и счастливо. Их может быть много, может быть - мало, может не быть совсем. Но главное, чтобы ребенок понимал – в его семье всем всего достаточно. И хватит на всех.

Такие игры, как «Монополия» и «Денежный поток» полезно устраивать, чтобы показать, что деньги можно тратить и зарабатывать, договариваться о них. Так, не покидая игрового пространства, ребенок учится понимать, что деньги могут превращаться в города и фабрики, а еще - в другие деньги.

Мам, как мне заработать?

Дети начинают играть в магазин еще в дошкольном возрасте. Потребность примерить на себя роль продавца и роль покупателя вполне естественна, так же, как и роль работника. Чтобы понимать ценность денег и научиться продавать свое время, многие дети отправляются на первые подработки. Это здорово, если и ваш ребенок хочет работать и зарабатывать. Это, конечно, не значит, что это нужно делать вместо более важных детских дел, игр и учебы. Но в 10-12 лет у ребенка вполне может появиться первая подработка.

За символические деньги ребенок может погулять с соседской собакой, почистить снег с машины или набрать текст на компьютере для пожилой соседки. Главное – чтобы работать не приходилось за безусловные детские потребности: комфорт, ваше внимание и безопасность.

Мам, как накопить на ноутбук?

С 8-10 лет ребенку можно рассказать об основах планирования. Он будет рад узнать, что может сам накопить на свои мечты именно столько, сколько нужно, даже если сейчас сумма кажется космической. Авторы книги о детской финансовой грамотности: “Пес по имени Мани” советуют учить детей делать сбережения и распоряжаться ими по такой схеме.

  • Выписываем 10 самых заветных желаний, на которые нужны деньги. Путешествие вокруг света вряд ли получится, но вполне можно загадать велосипед, ноутбук и еще много всего.
  • Выбираем три.
  • Теперь делаем альбом желаний и копилку для каждого желания. В альбоме можно рисовать то, что хочется купить, собирать фотки и вырезки из журналов. Такой альбом может быть бумажным или электронным. Главное — каждый день видеть красивые картинки ноутбука, который хочется. И, наконец, копилка. В нее складываем свои “вложения” в мечту. Даже самые небольшие.

Так, шаг за шагом ребенок научится не тратить все и освоит самые простые принципы планирования. Если мечта сбудется и ноутбук или велосипед окажутся в его руках, он получит важнейший опыт успеха.

Остается самый ответственный шаг - учиться инвестировать. Это навык, работать над которым можно всю оставшуюся жизнь.

С самыми простыми “инвестициями” на уровне “положи половину карманных денег в копилку” ребенок может познакомиться уже в 10. А дальше наверняка обратится к вам с вопросом, куда и как инвестируют взрослые. Расскажите ребенку про свою пластиковую карточку, про то, что она может быть дебетовой и кредитной.

Этих знаний вполне достаточно в младшем школьном возрасте. Дальше, по мере взросления, ребенок будет открывать мир денег. Благодаря вашей заботе, финансовый мир не будет пугающим и злым, а станет щедрым и увлекательным.

О том, как научить подростка основам финансовой грамотности мы еще поговорим.

По материалам сайта iticapital.ru

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Max Polovtsev

Кроме монополии, есть ещё неплохая настолка "мармеладный босс", Мосигра издавала. Там фокус как раз на мечте для старших дошкольников 5-6 лет.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dazd Nakot

всегда расценивал деньги как эквивалент какой-то свободы, собственно поэтому наверно и занялся работой на бирже с ITI Capital. Ребенку в целом учу тому же. Свобода - это прекрасно, но в рамках определенной ответственности, где твоя свобода не нарушает свободу какого-то другого человека

Ответить
Развернуть ветку
Анна Лучикова

не знаю. У меня ни со старшим, ни с младшим не было проблем с восприятием денег. Возможно потому что я сама довольно правильно отношусь к деньгам, как к инструменту, которым нужно умело владеть, в том числе кстати брокеру ITI Capital. Детей учу тому же

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Акимов

знаете очень правильная статья ITI Capital. Отец меня учил как экономить деньги и рационально их тратить, а я все рвался накупить жвачек и конфет. Тут на самом деле я и понял, что экономия не выход, нужно масштабировать свой доход как с работой на бирже

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Ермолаева

Ну, мои дети пока не разговаривают, рановато, но статья полезная, спасибо авторам ITI Capital. Думаю, все ответы сами найдутся со временем, главное правильно все преподнести детям так, чтобы было понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Даронина

Отличная статья, как раз недавно дочка стала интересоваться вопросами денег, потому есть время применить материал на практике. ITI Capital – спасибо за интересную статью, да и за площадку рабочую большое спасибо. Познакомилась с вашим ресурсом не так давно, но безумно рада этому.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Маслова

Детям надо прививать финансовую грамотно еще в дестве, уже в юности они будут мало мальски подкованы в этом аспекте, а это очень важно. Глядишь, вырастет новый успешный инвестор или брокер, работающий на ITI Capital. Отличная статья, авторам искреннее спасибо. Осталось еще все это практически применить.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда