{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как понять, что ваше дизайн-решение хорошее, и как его реализовать?

На первый взгляд вопрос кажется философским, не имеющим однозначного ответа. Но в этой статье я все же попробую приблизиться к истине и разобраться, что определяет хороший дизайн и как его создать, а также поделюсь основными принципами, которые мы используем в дизайн-команде KasperskyOS при создании дизайн-решения.

Под дизайном в этой статье я понимаю результат работы дизайнера интерфейсов, а именно макеты digital-продуктов, страницы сайтов, экраны приложений, конкретные пользовательские сценарии и все, что связано с дизайном интерфейсов (UI) и пользовательским опытом (UX). Но так как методологии создания дизайна в онлайне и офлайне схожи, принципы, о которых буду говорить, применимы для любого формата.

Хороший дизайн у каждого свой

Для начала обратимся к классикам дизайна и посмотрим, что они под ним понимают. Например, Дитер Рамс, легендарный дизайнер Braun, в начале 80-х сформулировал 10 принципов хорошего дизайна, которые сейчас превратились в заповеди. Согласно его концепции, хороший дизайн соответствует следующим характеристикам:

1. Инновационный

2. Полезный

3. Эстетичный

4. Понятный

5. Ненавязчивый

6. Долговечный

7. Продуманный до мелочей

8. Экологичный

9. Минималистичный

10. Честный

По мнению Дональда Нормана, соучредителя и консультанта Nielsen Norman Group, автора книг The Design of Everyday Things, хороший дизайн должен отвечать нуждам пользователей, решать их проблему и при этом быть невидимым, не привлекать к себе внимания.

Хорошее дизайнерское решение, в сущности, значительно сложнее заметить, чем плохое, потому что хорошие решения настолько отвечают нашим нуждам, что становятся невидимыми, служат нам, не привлекая к себе внимания. Между тем плохие дизайнерские решения кричат о своей несостоятельности, и их бывает очень просто заметить.

Дональд Норман

Я решил обратиться с этим «простым» вопросом к нашему дизайн-сообществу и сделал опросник в одном из Telegram-каналов с дизайнерами. Что интересно, тут тоже нет однозначного ответа, мнения разделились:

Результаты опроса

Одни подразумевают под хорошим дизайном, в первую очередь, — простоту и удобство, другая часть людей думает, что все-таки хороший дизайн должен быть эффективным и полезным.

Мой вопрос вызвал интерес и волну обсуждений, кто-то сравнивал его с опросом «А еда по вкусу какая? — Вкусная, соленая, влажная))».

В общем, нет однозначного ответа на вопрос, что такое хороший/эффективный дизайн. У каждого он свой и зависит от задачи, контекста, проблемы, целевой аудитории и других факторов. Дизайн должен решать проблему пользователя, бизнеса, сообщества или самого дизайнера. А проблема может быть как раз в неудобстве, недостаточной эффективности, плохой эстетике или сложности дизайн-решения.

Маркетологи хотят обратить внимание большого количества людей на свою рекламную кампанию. Они ставят задачу сделать максимально кричащий и навязчивый, иногда при этом не самый красивый и эстетичный дизайн баннера. Для них дизайн можно считать хорошим, потому что он решил проблему и привлек аудиторию.

Владельцы интернет-магазинов хотят сократить пользовательский сценарий от входа до момента заказа, чтобы пользователя ничего не отвлекало от покупки и он не ушел на другой ресурс. Поэтому дизайнеру ставят задачу упростить интерфейс и сделать его удобным. В этом случае хорошим решением будет дизайн, который повысит метрики внутри продукта, а в дальнейшем увеличит и прибыль бизнеса.

У производителей молока есть проблема незаметной упаковки, которая не выделяется на полке в магазине среди конкурентных брендов. Они формулируют задачу для дизайнера, исходя из своей проблемы. Красивый, заметный дизайн будет для них идеальным. Конечно, пакет молока должен быть эргономичным и удобным, но в этот момент бизнес решает другую проблему.

При разработке дизайн-решения всегда погружайтесь в проблематику задачи и задавайте себе вопрос: дизайн-макет, который у меня получился, решает проблему? Если ответ положительный, то вы на правильном пути.

Как сделать хороший дизайн?

Как реализовать дизайн-решение, которое будет одновременно удобным, простым, красивым и при этом решать проблемы бизнеса и пользователей? В этой части статьи расскажу о процессе создания дизайна в KasperskyOS. Мы придерживаемся принципа «трех компетенций», который помогает идентифицировать дизайн-решение и понять, что дизайн действительно хороший.

Принцип трех компетенций

В процессе создания дизайн-макета продукта, начиная с идеи и заканчивая релизом, дизайн-решение сталкивается с тремя компетенциями: компетенция дизайнера, компетенция команды, компетенция пользователей. И на каждом этапе дизайн усиливается и обретает все больше преимуществ. В разных командах и компаниях набор компетенций может быть другой. Есть еще компетенция аналитики, где с помощью метрик и конкретных показателей вы можете понять эффективность вашего дизайна. Есть компетенции конкурентов, где вы анализируете конкурентные дизайн-решения, и на их основе улучшаете свой продукт. Вы можете сами выбрать для себя формулу, которая будет для вас принципиальным ориентиром хорошего дизайна.

1. Компетенция дизайнера

Когда дизайнер проектирует новый макет или делает аудит существующего, он привносит в него собственную экспертизу на основе своего опыта. Специалист понимает, как сделать красивый и при этом удобный дизайн. Ведь он не раз уже разрабатывал сценарии и знает, с какими проблемами пользователи сталкиваются в том или ином месте.

Например, проектируя сценарий регистрации, дизайнер понимает, что лучше делать подсказки под неочевидными полями, потому что пользователь может растеряться и уйти. При этом поля формы нужно разбивать на отдельные смысловые экраны или упрощать их, чтобы регистрация не выглядела слишком громоздкой и запутанной. Дизайнер знает, как правильно адаптировать макет под все платформы, чтобы и на телефоне, и на десктопе продукт выглядел одинаково хорошо. Также он обычно использует гармоничную цветовую палитру, типографику и элементы интерфейса, которые не раздражают пользователя и не ставят его в тупик.

2. Компетенция команды

Одной головы и двух рук дизайнера недостаточно, чтобы считать дизайн хорошим. После того, как он самостоятельно проработал решение, нужно подключить экспертизу команды и на основе их компетентного анализа «усилить» макет. Под командой я понимаю группу людей: менеджер продукта, аналитик, представители бизнеса, разработчики, копирайтеры и даже другие дизайнеры. Каждый из них привнесет в макет больше ясности и добавит новые улучшения.

Аналитик поможет с метриками, на основе которых дизайнер может принять правильное решение. Менеджер продукта ближе к бизнесу, он сформулирует потребность конкретного функционала и погрузит дизайнера в проблематику. Разработчики расскажут про технические ограничения и как функционал работает «под капотом»: это позволит правильно спроектировать сценарий и ничего не упустить. Другие дизайнеры, возможно, уже сталкивались с подобным решением и смогут посоветовать рабочее.

Дизайнер не должен как по чек-листу утверждать макет с каждым членом команды. Это займет много времени и дискредитирует его работу. Здесь скорее подойдет свободное обсуждение или брейншторм: можно подготовить список релевантных вопросов и в формате консультации обсудить задачу.

Мы в KasperskyOS проводим общие встречи со всей командой, где дизайнер после первичной работы с макетом презентует концепцию и аргументирует, почему он сделал именно так. Все накидывают идеи и предложения, делятся экспертизой. Важно воспринимать эту встречу не как критику, а как развитие идеи. Всю команду объединяет общая цель — сделать максимально эффективный и рабочий продукт. При этом задачи должны быть четко зафиксированы.

3. Компетенция пользователя

Важно держать в голове простую мысль: дизайн разрабатывается для пользователей. С его помощью они будут решать свою задачу. Поэтому после того, как дизайн-решение прошло через эксперименты дизайнера и испытания командой, его стоит показать настоящим пользователям и протестировать в реальных условиях.

Можно привести пример из Stand Up: когда комики пишут шутки, они проверяют их на открытых микрофонах, где получают обратную связь от аудитории и на ее основе корректируют свой итоговый материал. С дизайном аналогичная ситуация. Только тут будет совсем не до смеха, если пользователь на тестах вашего интерфейса не сможет пройти ни один сценарий.

Ни одна экспертиза внутри компании не сможет дать вам ценные комментарии, какие дают реальные люди, использующие ваш продукт. Речь о комментариях на практическом и бытовом уровнях, о них вы, скорее всего, даже могли не догадываться.

Однажды мы проводили юзабилити-тесты нашего интерфейса и получили ценный инсайт. Компании используют наш продукт, например в производственных цехах для мониторинга оборудования. Монитор устанавливают в специальные отсеки и накрывают стеклом — для защиты. Во время работы это стекло покрывается пылью, а оператор должен постоянно контролировать показатели на экране. Если интерфейс будет недостаточно контрастным и его элементы, например шрифты, будут мелкими, то это затруднит взаимодействие. Это важно предусмотреть и адаптировать интерфейс под разные среды и ситуации.

Для проверки интерфейса не обязательно проводить сложные глубинные интервью. Если в компании нет UX-исследователей, вы можете проверить решение с помощью «коридорных тестов»: покажите интерфейс бухгалтеру или своим друзьям. На определенном этапе этого может быть достаточно для внешнего фидбека.

Заключение

Эти компетенции — неотъемлемая часть разработки дизайна. Если следовать им, то у вас будет достаточно аргументов, чтобы считать дизайн хорошим, решающим проблему. Однако стоит учитывать, что это — лишь обязательный минимум.

Формула эффективного дизайна:

Компетенция дизайнера + Компетенция команды + Компетенция пользователей = Хороший дизайн, который решает проблему

Эта формула классно работает для нашей команды. Но так как вопрос неоднозначный и, конечно, дискуссионный, нам было интересно обратиться к специалистам из разных сфер и компаний и узнать альтернативные определения хорошего дизайна.

0
1 комментарий
Даниил Владимирович

Отличная статья

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда