(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95025600, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95025600, 'hit', window.location.href);

Почему не стоит использовать бренд, который не пройдет регистрацию в Роспатенте

Некоторые предприниматели сознательно используют в бизнесе названия, которые нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака. Как правило, это общеупотребимые слова, описания или ложные характеристики продуктов. Примеры на каждом шагу: “Игрушки”, “Магазин - 24/7”, “Люксовая одежда” и так далее. Такие названия имеют свои плюсы и минусы. Разберемся, кому их все же нельзя использовать и почему.

Капитан Врунгель озадачен названием (иллюстрация С. Феофанова).

Плюсы неохраняемых названий

Есть несколько причин выбрать обозначение, которое не пройдет экспертизы Роспатента.

1. Не нужно тратить время на регистрацию. Название можно сразу взять в использование, напечатать на вывеске, запустить рекламу и вести под ним продажи. Без всякого свидетельства.

2. Это бесплатно. Даже если регистрировать знак самому, минимальные траты на пошлины - 21700 рублей. Если заявитель захочет получить бумажное свидетельство, сверху придется доплатить еще 1400. Итого - 23100 рублей. Регистрация через подрядчика встанет еще дороже, потому что к пошлинам добавятся услуги патентного бюро или поверенного.

3. Не придется переживать, что по заявке придет отказ. Регистрация бренда - долгий процесс. По регламенту Роспатента он может длиться до 18 месяцев, а в среднем занимает 3-6 месяцев. Даже если прогнозы на регистрацию самые благоприятные, после пары месяцев ожидания заявители начинают волноваться, что придет отказ.

4. Такое название не смогут зарегистрировать другие участники рынка. Это значит, что продавец не рискует получить досудебную претензию от правообладателя и попасть под штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Там, где нет нарушения, нет и ответственности за него.

Минусы неохраняемых названий

Тут все зависит от горизонта планирования предпринимателя. Если вы открываете только одну точку, и расти дальше планов нет – нет и никакой опасности. Например, у вас фруктовый ларек с названием “Свежие фрукты”, и вы не хотите сделать из него сеть. В таком случае товарный знак не нужен.

Другое дело, если вы вкладываетесь в репутацию, рекламу и в будущем планируете создать полномасштабную сеть. Тогда незарегистрированное название использовать не стоит. И вот почему:

1. Бизнес не защищен

Есть мнение, что раз товарный знак нельзя зарегистрировать, то и отобрать его никто не сможет. Но на самом деле это значит, что им может пользоваться кто угодно без всяких последствий.

Пример из жизни. Пять лет назад кировский бизнесмен Анатолий Г. запустил производство дистилляторов. Для особенно успешных моделей он выбрал названия “Финляндия” и “Германия”. Зарегистрировать их было нельзя - бренд не должен вводить в заблуждение, а такие названия покупатель мог бы ассоциировать с местом производства.

Продажи стартовали настолько хорошо, что предпринимателю пришлось организовать производство в две смены, но и этого было мало. Спрос превышал предложение.

Примерно через год появились еще две компании, которые производили “Германию” и “Финляндию”. Покупателям было все равно, кто производитель. Они ориентировались на названия.

У Анатолия заметно упали продажи, но он ничего не мог предъявить своим конкурентам - по закону бренды не принадлежали ни ему, ни им. Переименовывать свой продукт и терять узнаваемость предприниматель не захотел.

Сегодня все три производителя продолжают выпускать “Германию” и "Финляндию". Анатолию приходится бороться за внимание аудитории вместо того, чтобы развивать бренды и быть их единственным владельцем.

2. Невозможно развиваться по франшизе или лицензии

Лицензионный договор и договор франчайзинга нужно регистрировать в Роспатенте. Обязательное условие для их регистрации - наличие товарного знака. Без него ведомство не станет рассматривать сделку. Если нет объекта исключительных прав, то продавец не может передать его в пользование покупателю.

Типичная ситуация: через пару лет после старта предприниматель решает, что пора открывать франшизу. Все процессы отлажены, растет спрос на товары и услуги, есть партнеры, которые готовы купить бизнес-модель и работать под брендом. Вот только бренда нет и не было.

В таком случае у владельца бизнеса два выхода. Первый - оставить все, как есть и отказаться от возможности получать дополнительную прибыль. Второй - зарегистрировать бренд, внедрить его и потерять узнаваемость, потому что клиенты привыкли к старому названию.

3. Вы тратите время на развитие чужого бренда

Многие думают, что регистрация товарного знака - это слишком долго и хлопотно: нужно изучать информацию, подавать заявку, дважды оплачивать пошлины, следить за уведомлениями. Уж лучше за это не браться и взять для работы что-то более доступное.

Годами люди развивают свой бизнес, вкладываются в репутацию бренда, который им не принадлежит, и все-таки приходят к идее получить права на товарный знак. Для правообладателей это все тот же бизнес под новым названием, а для покупателей - нечто непроверенное. Предпринимателю приходится второй раз проходить путь продвижения - тратить деньги на рекламу, зарабатывать доверие аудитории, бороться за свое место среди конкурентов.

Хотя можно было зарегистрировать бренд в начале и вкладывать время и средства в него.

Анна Шулакова тоже развивает свой бизнес в Кирове. Она открыла ателье под непроходным названием и много лет занималась индивидуальным пошивом одежды.

В 2022 году Анна решила открыть сеть бутиков и зарегистрировала для них бренд Atremare.

Ателье было уже хорошо известно в городе, а вот магазинам пришлось побороться за покупателей. О том, что оба бизнеса принадлежат Анне, знали ее постоянные клиенты и подписчики в соцсетях. Остальная аудитория не ассоциировала индивидуальный пошив одежды с магазином. Предпринимательнице пришлось повторить путь, который она уже прошла несколько лет назад, когда открывала ателье - заказывать рекламу, нарабатывать репутацию и доказывать, что новый бренд достоин внимания.

“Я зарегистрировал товарный знак, а бизнес не пошел”

Это вполне реальная ситуация и еще одна причина, по которой предприниматели не занимаются оформлением брендов сразу.

Товарный знак регистрируется для определенных видов деятельности и товаров. Он может не подойти для другого направления, если выбор ниши себя не оправдает. Например, если предприниматель печет торты под брендом “Белореченка”, то открыть под этим же брендом ветклинику уже не получится - нужно будет заново проходить регистрацию в другом перечне услуг.

Но есть небольшой лайфхак, который поможет законно протестировать нишу и не нарушить при этом чужие права на товарный знак.

Алгоритм такой:

  • Выбираете название, которое вам нравится;
  • Подбираете для него классы МКТУ. Желательно, как можно подробнее, чтобы не упустить интересные вам товары;
  • Проверяете название на возможность регистрации;
  • Подаете заявку на регистрацию знака.

Вы получите от Роспатента форму 940. Она означает, что знак за вами зарезервирован. Если кто-то подаст такой же или схожий бренд, то получит отказ. С этого момента можно начать тестировать направление.

Роспатент дает два месяца на оплату государственных пошлин. Если за два месяца тестирование не дало нужных результатов, можно его продлить еще на полгода - это время Роспатент дает на оплату пошлины с надбавкой 50%. Если дело пойдет - вы оплатите пошлины и продолжите регистрацию. Если нет - через 6 месяцев заявка аннулируется, а вы ничего никому не будете должны.

Бизнес - это всегда работа в долгую. Его перспективы во многом зависят от того, какими инструментами себя обеспечит предприниматель.

Товарный знак - это и развитие, и узнаваемость, и защита бизнеса на годы вперед. Не стоит пренебрегать им на старте, если вы планируете развивать свое дело и прочно закрепиться в выбранной нише.

Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Эдуард Самойлов

почему все так сложно

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лучинина
Автор

Такова интеллектуальная собственность, увы.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Если я зарегистрирую товарный знак, я могу заставить закрытья магазин с таким же названием на другом конце страны?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лучинина
Автор

Именно закрыться не заставите, но перестать пользоваться вашим брендом - да. Также можно взыскать с нарушителя компенсацию по претензии или в судебном порядке.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Ясно спасибо.
А если я запатентую бренд в РФ, но также хочу за границей, к примеру на Кипре, есть экспертиза?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лучинина
Автор

Пожалуйста! Да, это можно сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Открыл я как-то ИП в Кирове.

А потом закрыл. А мог бы, теоретически, попасть в эту статью! Не железно, но мог!

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Воронцова

А еще патентные тролли не смогут зарегистрировать товарный знак. Одни плюсы)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда