(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95025600, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95025600, 'hit', window.location.href);

Пусто не бывает: почему не стоит пытаться зарегистрировать на себя известный товарный знак

В 2022 году бренды, известные на весь мир, заявили, что не будут продолжать свой бизнес в России. Не будем касаться политики — поговорим о ситуации, которая сложилась на российском рынке после этого заявления.

С одной стороны — раскрученные марки покидают рынок. Как будто бы — рынок пустеет, и можно заявить о себе малоизвестным коммерсантам. С другой стороны — пока они остаются малоизвестными, о большой прибыли можно только мечтать. А что, если воспользоваться ситуацией и “примерить” раскрученное имя?

Расскажем о том, как российский бизнес воспользовался уходом мировых брендов.

Как все начиналось

После ухода мировых брендов, несколько месяцев двери бутиков в торговых центрах были закрыты, а покупатели запасались впрок — той же “Кока-колой”. Но вскоре на полках появились новые товары, а в торговых центрах вывески в ряде магазинов сменились на нечто иное: иногда смутно знакомое, иногда — нет.

Сейчас можно сказать, что после ухода брендов с российского рынка предприниматели пошли по одному из двух путей:

  • мимикрия под известные бренды,
  • импортозамещение “по договоренностям”.

Мимикрия

Мимикрия под известные бренды с точки зрения интеллектуальной собственности — вещь креативная, но не слишком результативная.

Зарубежные товарные знаки зарегистрированы в России уже не по одному десятку лет и продолжают действовать. Так что зарегистрировать на себя “Найк”, “Левайс” и “Икею” не получится.

Хотя попытки это сделать — были и есть.

Зарегистрировать знак, напоминающий знак всемирно известного ресторана быстрого питания, например, с 2022 года в России захотели несколько предпринимателей. Они заявили не только “Макдональдс”, но и “Макдональс” и даже “Мосдональдс”, а также “Макдак”. Роспатент пока не зарегистрировал ни один из поданных знаков.

“Адидас” в 90-е годы был безумно популярной маркой одежды и обуви, и успехом пользовались даже явные копии — с логотипом Abibas. В 2022 году компания приостановила работу в России и закрыла розничные магазины. В 2023 году в Роспатент подали заявку на регистрацию знака Abibas — с изображением трех семечек.Товарный знак также пока не зарегистрирован.

Без тяжелого люкса в России жить нельзя — так, по-видимому, решили несколько предпринимателей и подали заявки на регистрацию известных в мире моды знаков. “Диор” и “Шанель” оказались среди них — правда, в неожиданных категориях МКТУ: там, где мебель, дизайн и маркетинг. Но и тут Роспатент пока что не зарегистрировал знаки.

Но больше всего претендентов, пожалуй, появилось на “Баленсиагу”: после 2022 года возникли новые желающие зарегистрировать знак — таким не могут похвастаться иные люксовые бренды. За исключением “Гуччи”: среди новых обращений находятся и заявки на такое же или созвучное наименование, а также “Круче Гуччи”. Надо сказать, практика по регистрации подобных названий однозначна: шансов мало.

Шведский магазин мебели “Икеа” ушел из России в 2022 году. И судя по количеству мемов – это был действительно сильный удар по покупателям.

Правда, поклонники быстро сориентировались, где можно купить товары как в “Икее”, благо что многие производились на фабриках в России. А вот для всего прочего на регистрацию отправился знак “Идея” в таком же оформлении, как и шведский.

Стремление зарегистрировать знак, а не работать "втемную" — это похвально. Простая мимикрия под известные бренды чревата наказанием. Да и присваивать чужую интеллектуальную собственность — просто некрасиво.

Импортозамещение

Если мимикрия под известный знак обычно не приносит желаемых результатов, то импортозамещение — вариант более удачный. Посмотрим, что принесло решение выкупить готовый бизнес у иностранных владельцев и развивать его дальше, но под совсем другим названием.

Начнем с кофе. Американская компания Starbucks покинула Россию в 2022 году. Однако уже в августе того же года несколько российских предпринимателей выкупили российский бизнес и открыли на его базе новую сеть кофеен — Stars Coffee. Для логотипа провели конкурс — и в итоге победило изображение русской красавицы со звездой на кокошнике, навевающее воспоминания о русалке, которая украшала вывески Starbucks. “Bucks уехал, звезды остались”, — скромно резюмирует изменения страница предприятия в соцсети.

Интересно, что логотип, украшающий вывески, не попал в итоговый и зарегистрированный вариант. Почему? Шансов на регистрацию было мало: слишком велико было бы сходство. Так что зарегистрировано только название.

Сеть ресторанов быстрого питания “Макдоналдс” также прекратила работу в России, и любители общепита в марте 2022 года ностальгически посетили обитель “БигМаков” в последний раз — чтобы уже летом того же года вернуться в те же интерьеры: во многих все осталось таким же, как прежде, и сменилась только вывеска — на “Вкусно и точка”.

Интересно, что вариант “с точкой” в соцсетях восприняли сперва скептично, но потом — свыклись. А “И точка” стала своеобразным модным атрибутом знака: "Химчистка и точка", "Морепродукты и точка". Мы в свое время проверили не менее 15 вариаций с окончанием “и точка” на возможность регистрации. И одно даже зарегистрировали.

Что общего у “Кока-колы” и “Пепси-колы”? С точки зрения патентного права — второе слово, которое и означает газированный безалкогольный напиток. Как только стало известно о том, что российский рынок останется без американской колы, российские предприниматели ринулись заявлять: “Патри-кола», “Ш-кола» и “Школа» и иже с ними. Такими темпами без газировки не останемся.

Многие бренды формально ушли из России, однако в российских торговых центрах до сих пор можно купить одежду и обувь — только под другими названиями. Zara стала MAAG, Bershka — Ecru, Stradivarius — Vilet, Pull&Bear — DUB. Магазины польского ритейлера LPP открылись на тех же местах, сменив вывески. Магазины Reserved сменили название на Re, Sinsay — “Син”, Cropp — CR, House — ХС, Mohito — М. Интересно, что зарегистрировать в качестве словесного товарного знака аббревиатуру из нескольких согласных проблематично, поэтому компании заявили новые обозначения как комбинированные или изобразительные знаки.

Как договорились с владельцами оригинальных брендов? Как видим, передача прошла мирно, магазины работают, о громких скандалах не слышно. Только вот после этих событий новые бренды успеха не снискали: по словам эксперта, новые бренды неизвестны потребителю, а цены остались на прежнем уровне, если не стали выше. При этом качество товаров в том же MAAG заметно ниже, чем было в ZARA.

Мораль

Хоть государство и заявляло про параллельный импорт, а кое-кто заикался про пиратство, наивно было бы думать, что можно безнаказанно воспользоваться чужим знаком и наработанной годами репутацией. Пользоваться интеллектуальной собственностью других компаний, даже покинувших Россию, не получится. Действие товарных знаков на территории страны не прекращалось и не прекратится как минимум до момента истечения прав.

Роспатент не регистрирует схожие знаки, однако, как видим, компании стараются всеми силами сохранить максимальные ассоциации с известными брендами. По заведомо схожим знакам, на мой взгляд, 100% будут приходить отказы в регистрации.

На момент публикации складывается ощущение, что часть брендов “импортозаместилась”: где-то с потерей качества, а где-то — даже без нее.

А вы считаете, успешно ли прошло замещение зарубежных компаний?

Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

0
2 комментария
Klim Kin

Нужно понимать, какие риски связаны с подобными попытками

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лучинина
Автор

Часто на первый план выходит прибыль, а не последствия. А кто-то таким образом зарабатывает себе узнаваемость)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда