{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Путевка в будущее: как туроператоры манипулируют ковидной отсрочкой по возврату туров

Туристы в 2020-2021 году Defender Law & Communication agency

И снова мы. С очередной наболевшей юридической темой и очаровательной историей, которая коснулась многих туристов, планирующих провести незабываемый отдых в 2020 году. Авиасообщение прекратилось, туры сгорели, все это мы уже не раз слышали. Но что же наши прекрасные отечественные туроператоры, получившие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2020 г. № 1073 законную возможность отсрочить возврат денежных сумм туристам до 31 декабря 2021 года? Недавно мы успешно завершили свой спор, и вот что мы увидели.

Что планировалось?

Принимая настоящее постановление, государство планировало на государственном уровне оказать поддержку пострадавшим отраслям, установив правила исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно на 2020 и 2021 годы.

Всем туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего и выездного туризма, а также турагентам, реализующим туристский продукт, предлагалось предоставлять туристам равнозначные туристские продукты. Установили в указанном документе и правила предоставления аналогичного тура: в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу постановления путем направления туристу уведомления. Принятое постановление казалось всем логичным и необходимым, а на самом деле повлекло за собой огромное количество проблем как у туроператоров, так и самих потребителей (туристов).

Как получилось на деле?

Принятых мер для того, чтобы не устраивать неразбериху, оказалось недостаточно. Ни Постановление № 1073, ни даже Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 461 , в соответствии с которым, туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, предоставлена возможность использовать накопленные средства фонда персональной ответственности туроператора, не смогли вывести туроператоров из состояния глубокой комы, в которую пришлось погрузиться в 2020 году.

Туроператоры уклонялись от ответственности всеми возможными способами: убирали телефоны горячих линий с сайтов, оставляли без ответов тысячи гневных сообщений туристов в социальных сетях, своевременно не информировали потребителей обо всех изменениях и последующих действиях. Совершенно очевидно: потребители расстроились и разозлились, оставшись без отдыха, возврата денег за путевки и конкретного понимания, как обменять тур на будущее.

До встречи в суде

Еще до принятия указанных мер поддержки со стороны государства, многие туристы поняли: единственная возможность получить деньги назад — идти в суд и добиваться правды на судебных подмостках. Аналогичной позиции придерживался и Роспотребнадзор, направляя в ответ нашему доверителю бесконечные заключения и справки с четкой позицией — туроператор обязан своевременно реагировать на желание туриста расторгнуть договор с туроператором в случае, если тот не предложил рассмотреть аналогичный туристский продукт.

На момент подачи нашего искового заявления, указанные меры не применялись к нашим правоотношениям, да и вообще еще даже не были изобретены государством. Резонно, что у районного суда г. Москвы даже не возникло вопросов о принятии и рассмотрении наших требований. Туроператор тоже реагировал лояльно: получал все повестки и претензии, однако не обеспечивал никаких возражений и явки в суд. Ситуация с судами и недовольными потребителями первое время вообще проходила мимо поля зрения юридических департаментов туроператоров. Опомнился туроператор лишь в день вынесения мотивированного решения, но суд был склонен встать на сторону потребителя. Вопреки всем прогнозам юристов, которые вовсю трубили о вышедшем Постановлении № 1073, суд удовлетворил исковые требования. Потребители ликовали — районные суды вершат настоящее правосудие, туристы под защитой и при деньгах. Количество выигранных судебных дел росло в геометрической прогрессии.

Потребитель будет наказан

Тут в игру вступают туроператоры, оспаривая каждое решение районного и городского суда. И что же мы видим сплошь и рядом? Что суды апелляционной инстанции стали выносить огромное количество отмен.

Почему, спросите вы? Или: "Еще бы, ведь решения по большей части незаконны"? Проблем в этой истории масса, и мы позволим себе их структурировать, поскольку количество проанализированных нами дел позволяет нам это сделать.

1. Судебные ошибки суда первой инстанции. Столкнувшись с той ситуацией, когда государство предоставляет туроператорам меры поддержки, суды постарались выходить из ситуаций максимально лояльно, несмотря на халатное отношение многих туроператоров к положениям закона. Удовлетворяя требования потребителей, в своих судебных решениях суды старались максимально отходить от самостоятельного судейского усмотрения и трактовки норм и положений, тем самым оставляя для туроператоров возможность ссылаться на процессуальные и материальные неточности решений.

2. Злоупотребления туроператоров Постановлением № 1073. В эту категорию проблем попало и наше дело. С целью формального соблюдения порядка уведомления туриста о предоставлении равнозначного туристского продукта, туроператор приложил к своим возражениям уведомление в подтверждение соблюдения положений закона. Почтовые квитанции об отправке, либо направления уведомления турагенту для доведения до сведений туриста не предъявлялись, тем самым, фактически не соблюдался порядок отправки сообщения потребителю. Может ли туроператор в таком случае получить возможность отсрочить возврат денежных средств до 31 декабря 2021 года? Суды пока окончательно так и не разобрались.

3. Наслоение спорной ситуации на государственные меры поддержки. В тот момент, когда туристы писали претензии, направляли иски в суды, государство думало, как помочь отрасли, забывая про своих граждан, которые заплатили немалые деньги и остались с носом. С одной стороны, судам хочется защитить потребителей, ведь Закон "О защите прав потребителей" пока никто не отменял. С другой стороны, куда деваться от правил, подлежащих применению в отношении туроператоров?

Ситуация максимально грустная и несправедливая. Хочется спросить, а где же то самое Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 461 , где фонды персональной ответственности, где деньги туристов, в конце концов? Почему граждане должны входить в положение пострадавшей отрасли, а в положение граждан не должен входить никто?

0
2 комментария
Игорь

Кроме апелляции ещё есть кассация и Верховный Суд, который тщательнее нижестоящих инстанций рассматривает вопросы. Апелляция ещё ничего не значит пока, надо дальше идти. 

Ответить
Развернуть ветку
Defender Law & Communication agency
Автор

Конечно, тоже думаем, что вся эта ситуация не заглохнет на стадии апелляции! Стоит только по одному делу получить четкую позицию Верховного Суда, и все более менее должно встать на свои места.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда