{"id":3891,"title":"\u041c\u044b \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u0443\u0435\u043c 100 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439 \u0432 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0432\u044b \u0441\u043a\u0430\u0436\u0435\u0442\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=3891&url=https:\/\/vc.ru\/special\/invest&hash=f04745aa4d132660bed9e2b800f7a11b186e865b37e0eafded251e584854a386","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Владимир Зинин

Истерики, барбершоп и блокировка счета. Налоговый кейс Мако без хэппи энда

В один прекрасный день в мою компанию МАКО обратилась за бухгалтерским сопровождением бойкая девушка Алена. Энергия клиентки была направлена на открытие такого трендового бизнеса как барбершоп, в Сокольниках. По всей видимости девушка собиралась в рамках своего предприятия заведовать какими угодно, но только не бухгалтерскими вопросами. Так как практически сразу же после знакомства Алена познакомила нас со своим представителем – который и вызвался вести все коммуникации с нами в дальнейшем. Это была ее мама, Татьяна.

Напомню, уважаемым читателям, я — Владимир Зинин, профессиональный финансист с многолетним опытом работы. Являюсь основателем и управляющим партнером бухгалтерской компании МАКО, первого в России «бухгалтерского конвейера».

Обратились к нам не просто так, но для попутного решения важной проблемы – все банки отказывались открывать счет для Алениного ИП. Причины не скрывали – блокировки от налоговой и какие-то неоплаченные долги в большом количестве.

После стандартного первичного анализа Алене был выдан ряд инструкций-рекомендаций по организации работы заведения в максимально выгодной и удобной манере. Краеугольным камнем стало функционирование ИП с применением УСН по ставке 6%. На то было приведено четыре причины.

1. Малое количество ожидаемых накладных расходов.

2. Отсутствие наемных сотрудников. Мастером на все руки собиралась стать именно Алена.

3. Никаких грандиозных работ по ремонту помещения не планировалось – таковое было подобрано уже с отличным оформлением. Да и проделанные операции по интерьеру сопровождались исключительно наличной формой оплаты.

4. Заработанные деньги Алена собиралась выводить себе на банковскую карту. Само собой, за минусом налогов.

Что касается оплаты услуг МАКО – наше сопровождение обходилось в 4 000 рублей в месяц. В эту сумму входило полное обслуживание, включая подключение кассы и эквайринга.

Далее бизнес Алены прошел стандартные этапы по отделам на конвейере МАКО.

  • В кадровом отделе в пару отметок в CRM завели клиента.
  • Отдел расчетно-кассового обслуживания произвел запрос данных для подключения личного кабинета кассы, а параллельно поставил в ожидание запрос выписки по открытию счета.
  • Отдел первичной документации отметил отсутствие этой самой документации от клиента, а потому направил запрос – вдруг найдется что-то, что можно провести.
  • Техотдел в считанные часы организовал электронную подпись и завел учетную базу.
  • Клиентский отдел поздравил Татьяну с началом сотрудничества и очень подробно объяснил, кому/куда звонить в МАКО при необходимости. Заодно были выданы пароли-явки для связи в Viber, Telegram и WhatsApp.

Итого основная масса проблем Алены и ее мамы Татьяны легла на отдел налогового учета, тогда как коллегам оставалось только ждать сигналов к действию.

Татьяна практически сразу же принялась требовать решить вопрос с блокировкой счета. Это нормальное желание. Другое дело – постоянно заявлялось, что мама Алены и сама бы справилась с задачей за пару-тройку дней, только возиться неохота. В ответ клиентский отдел МАКО заверял, что работа идет полным ходом и совсем скоро желанный бизнес откроет свои двери для любителей модных бород и трендовых причесок.

Это действительно было бы так, если бы не стали внезапно всплывать существенно осложняющие дело сюрпризы. Например, при регистрации электронной подписи и создании рабочей базы было установлено, что ИП зарегистрировали в 2015 году в Норильске. И там же и числится по настоящее время. Встал вопрос – в каком режиме налогообложения было зарегистрировано юрлицо? Был совершен звонок Татьяне, который позволил добыть следующую информацию:

  • Татьяна указала, у нее была «упрощенка».
  • Нет, она не помнила, доходы или доходы минус расходы. Сказано же – «упрощенка».
  • Нет, не в курсе, 6% или 15%. Это было давно, ИП открывалось под магазин Татьяны, но занималась этим предприятием не она.

Далее Татьяна в категоричной форме напомнила о том, что ей обещали в самое ближайшее время разблокировать счет. На что получила логичное уточнение – для этого нужно сдать в налоговую отчеты. Для чего в свою очередь необходимо быть в курсе режима налогообложения. В ответ последовали фразы недовольства и на тот момент еще сдержанные оценки профпригодности.

Затем от нас был выслан запрос Норильской ФНС о применении УСН по форме 26.2-7. По регламенту срок ответа составлял до двух недель, что нас конечно же не устраивало, не говоря о Татьяне. Забегая вперед – опасения двухнедельного ожидания не оправдались. Ответ не пришел вообще. Попытки дозвониться до ФНС, что характерно, тоже не дали результата.

Итого не было ясно, какие и за какой период отчеты сдавать. И самое главное – будет ли их достаточно для разблокировки.

С момента подключения клиента прошло уже две недели.

Зато пришла сверка, которая показала долги на сумму под 80 000 рублей. Задолженность образовалась по фиксированным страховым взносам, которые не зависят от режима налогообложения. Это фиаско – потому как не сработал последний шанс быстро выяснить режим налогообложения при помощи долгов или переплат в сверке. Вырисовывалась совсем не радужная картина – вместо новостей о разблокировке мы принесли клиенту весть о немаленьком долге «по нашей инициативе» (уверен, именно так подумала Татьяна).

Было решено действовать наугад. Сдавать все подряд с 2015 года. У нас прошли декларации по УСН «доходы минус расходы», что очень воодушевило! Но радость была недолгой. Спустя четыре дня поступил звонок из Норильска. Наконец мы узнали, что Алена была на общем режиме налогообложения, а ни на какой не «упрощенке».

Чувствуете накал здравого смысла? С одной стороны на том конце провода нам не смогли объяснить, каким же чудом тогда декларации получили статус «сдано». С другой – видимо, магазин был на ЕНВД, а потому на основной режим никто внимания не обращал. У Татьяны же что ЕНВД, что УСН было едино – «упрощенка». Вот так.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) — система налогообложения, вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения, применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определённые виды деятельности (бытовые услуги, ветеринарные услуги, небольшие магазины, автостоянки и т. д., и т. п.). ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов, сокращает и упрощает контакты с фискальными службами, которые наиболее затратны для малого бизнеса.

Дело осложнялось тем, что события разворачивались в 2019 году – а именно тогда ФНС проводила замену по всей стране софта. Поэтому проблемы у налогоплательщиков возникали в самых неожиданных местах. Вплоть до того, что было невозможно получить сверку.

В нашем случае следствием «тюнинга» стали долгие-долгие попытки выяснить, есть ли еще какие-либо требования кроме подачи отчетов. Инспектор безуспешно пытался разобраться в новой программе, а на все вопросы отвечал одновременно «да», «нет», «не знаю» и «скорее всего».

Дабы не ждать с моря погоды, сотрудники МАКО осуществили подачу НДС поквартально с 2015 года, а также отчитались по 3-НФДЛ. Проинформировали клиента и затаили дыхание.

Выдыхать пришлось еще нескоро. Спустя неделю на том конце была полная тишина. Зато на нашем – чудесная симфония истерик Татьяны.

Нам удалось дозвониться до провинциальных фискалов и выяснить, выражаясь литературно, новые грани безумия налоговой системы. Следите за мыслью.

  • Все декларации сданы и погашены, но блокировка расчетного счета все еще не снята. Почему?
  • Потому, что у нас есть какое-то непрочитанное уведомление.
  • Однако наш сотрудник каждый день мониторил ЭДО (электронный документооборот) и решительно возражает против такого заявления.
  • Сотрудник так-то прав, уведомления мы и не можем увидеть, оно слишком старое.
  • И фискалы не могут «достать» содержимое. Только знать сам факт наличия сообщения.

Итогом стало обещание соединить на следующий день с начальником техотдела. Звонок состоялся, но… Ничем не помог. Ответы были те же – никто ничего не знает и помочь не может.

Наверняка вы уже настроились на описание долгих месяцев борьбы, однако не буду вас утомлять. Ровно через 10 дней после звонка блокировки просто снялись. Всё, Happy End. Суммарно на разрешение вопроса ушел один месяц. Бизнес стартовал, заросшие московские граждане получили возможность наводить красоту в салоне Алены.

Новое грозовое облачко прилетело к нам из Норильска. Пришло требование о том, что Алена уже 5 лет не сдает декларации по ЕНВД, хотя продолжает на нем числиться. Был дан недвусмысленный намек на то, что в самом скором времени из-за такого обстоятельства… Состоится блокировка, снова!

Сотрудники вновь проверили составленную коммерческим отделом МАКО анкету клиента, но никаких упоминаний ЕНВД не нашли. Что ж, надо было звонить Татьяне. Делать это отдел налогового учета отказался наотрез. Потому как уже порядком устал от жалоб, угроз и откровенного хамства с примесью совсем не литературного русского языка.

Не беда! Как раз для таких случаев в МАКО есть специально обученные, обладающие железобетонными нервами кризис-менеджеры по работе с клиентами. К их услугам прибегают именно в подобных ситуациях – когда общение доходит до определенной точки кипения и дальнейшее разбазаривание нервных клеток специалистов выходит за рамки разумного.

В информативность звонка никто не верил – Татьяна неоднократно и предельно ясно давала понять, что никаких подробностей о норильском магазине не помнит. Однако в любом случае требовалось известить маму Алены о возникшей проблеме.

Диалог получился примерно следующим:

- Согласно требованию налоговой, с 2015 года вы числитесь на ЕНВД в Норильске. Однако при заключении договора не сообщили нам об этом.

- Я же говорила сто раз, что ничего не знаю и не помню про магазин в Норильске!

- И не помните, подавали ли уведомление о снятии с учета по ЕНВД?

- …

- В таком случаем нам нужен для этого хотя бы адрес магазина.

- …

Чудеса случаются – и мы очень быстро получили желанный адрес. А заодно выяснили, что предприятие приказало долго жить еще в июле 2016 года. Казалось бы, отличное основание чтобы написать заявление на снятие с учета именно с этой даты. Да, с некоторым опозданием, но все же. Ответ ФНС спустя семь дней: ««На основании сведений, представленных в файле, учётные действия не могут быть выполнены (код ошибки 0400100008)».

При личном звонке в налоговую были получены неутешительные новости. Задним числом никто ничего делать не собирается – будьте добры «съезжать» текущей датой. А это автоматически влечет за собой утроенную нагрузку на уши кризис-менеджеров МАКО. Потому что Татьяна получит комбо из штрафов как за несвоевременное снятие с учета, так и запоздалую подачу деклараций. Минимум минус 15 000 рублей.

Мы возразили налоговикам – магазин должен быть снят с учета уже при фактическом прекращении деятельности, а не когда об этом вспоминает юрлицо. С нарушением срока уведомления никто не спорит, но признавать 15 несданных деклараций совсем нелогично. Наше предложение – подача уведомления о закрытии текущим числом, но заявленная в нем дата снятия с учета – тем самым июлем 2016 года. Ответ – нет, нет и еще раз… В итоге уведомление приняли только после угрозы жалобы в вышестоящие инстанции.

А потом снова заблокировали счет.

Как вы понимаете, клиент во всех бедах обвинил нас и мгновенно расторг договор. Пообещав «это так не оставить». Но мы – люди обязательные, а потому все-таки подготовили текст жалобы в Управление ФНС Красноярского края. Алена подписала письмо, которое и было отправлено в Красноярск. Что происходило дальше – неизвестно. Знаю только, что МАКО лишилось 4 000 рублей в месяц, но выиграло многократно в экономии на проблемном клиенте.

Неправильный вывод

У читателя может сложиться неверное впечатление о том, что я жалуюсь на большие трудозатраты при незначительной финансовой компенсации. На деле же это не так – в перспективе такие кейсы окупаются многократно долгосрочным сотрудничеством. Также подобные ситуации, когда требуется подключение лучших из лучших сотрудников – это скорее исключение, 1% всей нашей работы.

Проблема в мировосприятии клиента. Именно в таких исключениях, когда совершенно никакие доводы и разъяснения не помогают. Виноваты все вокруг, кроме клиента, а особенно – МАКО. Потому что звонить в налоговую и материть инспектора на чем свет стоит не получится. А с сотрудниками МАКО общаться в таком ключе – очень даже удобно. При этом мы слишком обязательны и исполнительны, чтобы по своей инициативе взять – да и разорвать договор с клиентом на основании некого дискомфорта в эмоционально-психологической плоскости. Это попросту непрофессионально.

Правильный вывод

Нельзя относиться к бизнесу спустя рукава и «забивать» на его грамотное и своевременное обслуживание в области налогообложения. Иначе это «выстрелит» в самый неожиданный и неподходящий момент, что и произошло у Алены-Татьяны. И еще непонятно чем закончится, каких усилий и денег потребует.

P.S. «У нас с вами был договор. Хотели бы возобновить обслуживание», – написала нам спустя четыре месяца Алена.

{ "author_name": "Владимир Зинин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 35, "likes": 21, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 236852, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 21 Apr 2021 14:07:02 +0300", "is_special": false }
0
35 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Ох уж эти «Алёны-барбершопщицы»…
Мозгов нет, денег нет, есть долги и амбиции. Взрывоопасное сочетание.

Ответить
0

Полностью согласен.

Ответить
2

Отличный рассказ. Мягкий слог, интересный сюжет и правильный вывод (что важно) =)
Благодарствую)

Ответить
0

Спасибо, приятно!

Ответить
1

Не поняла из текста, на кого было открыто ИП, на Алену или на Татьяну? И почему просто нельзя было открыть новое ИП на другого человека, а с этим они сами бы пускай разбирались?

Ответить
1

Уже не в первый раз наблюдаю, как желание покачать права преобладает над мозгами. Спасибо за еще один пример.

Ответить

Тупой чувак

1

Ждём истории Алёны как «в этой стране невозможно работать. Сервис нулевоооой»
Атас, конечно. 

Ответить
1

"в перспективе такие кейсы окупаются многократно долгосрочным сотрудничеством". Каким сотрудничеством? Вы чем? Таких Алён надо сразу в сад посылать за 4000 рублей. Надо было с ней в договоре прописывать все Ваши действия, которые не были изначальным предметом обращения к Вам этой дамы. Впоследствии выставили бы ей счет. Трудозатраты сотрудников компании совсем неоправданны. Таких Алён сейчас, которые хотят халявы пруд пруди. Тем не менее очередной опыт общения с таким контингентом получили.

Ответить
0

Налоговая система как будто специально так устроена, чтобы малый бизнес не мог работать честно и с кем-то договаривался. Или даже скорее "чтобы малый бизнес не мог работать" в принципе.

Ответить
1

Всё так. Причем точно так же устроены налоговые системы в соседних странах. Вот уж, воистину братские народы.

Ответить
1

Малый бизнес опасен при таких системах управления государством - малым бизнесом трудно управлять. 20 человек топ-менеджеров крупнейших монополий можно знать в лицо и держать за яйца. А полтора миллиона ип и мелких предпринимателей сначала найди, потом поймай, потом напугай... их ещё и напугать трудно, потому что среднестатистическому ип и терять нечего, только долги :)

Ответить
0

Барбершоп с одним барбером, да еще и девушкой?))) От затеи веет успехом!)
Наверняка прошла перед этим ультрапрофессиональные полуторамесячные курсы)

Ответить
0

Не уточняли такую информацию :) 

Ответить
0

«только возиться неохота.»
ЧТООООО? А с бизнесом возиться охота? Что у этого человека в голове?

Ответить
0

Обычное дело. "Хочу денег и не хочу напрягаться". 

Ответить
0

Хорошо живётся людям, раз они могут так просто думать)

Ответить
0

Думать и вы так можете:) У нас свободная страна.

Ответить
0

Клиент полностью прав, это вы наворотили ей проблемы потому что не можете отличить ЕНВД от УСН

Надеюсь, это художественный вымысел копирайтера, потому что такой ахинеи бухгалтер не напишет 

Ответить
0

Уважаемый читатель, в статье описана ситуация, где мы разбирались с проблемой 5 летней давности и если вы внимательно читали, то поняли бы, что вопрос не в путанице с отчетами, а в том, что никто вообще ничего не сдавал, а что именно сдавать - пойди пойми... вот и сдавали все подряд, чтоб блок сеять. А у вас какие предложения?

Ответить
0

Алена рядом хоть ?

Ответить
0

Алены бывают разные...
А вот со стороны сервиса достаточно было, вместе с Аленой, зайти в личный кабинет ИП (https://lkip2.nalog.ru), и посмотреть о используемых системах налогообложения. Там же, кстати, замечал ссылку "как меня видит ФНС", где можно посмотреть данные о не сданных отчетах.

Ответить
0

С эцп, которые мы выпускаем сейчас, именно так и делаем: с ними есть возможность, открыть личный кабинет для ип.
Но это ситуация старая. Тогда такой возможности не было, тогда сам ип должен был идти в фнс по месту регистрации и оформлять все эти прелести. Прописана она была в Норильске и ехать туда не хотела.

Ответить
0

Такое чувство, что персонажи сказочные. Потому что в моём понимании бизнеса не бывает такого, не знаю даже как сказать вежливо… Пусть будет раздолбайства.

Ответить
0

К сожалению, мы тут ничего не придумали.

Ответить
0

Сочувствую вам, ребята

Ответить
0

На самом деле нет причин для сочувствия:) Потому что на одного такого клиента приходится 20 адекватных, приятных в общении и знающих, чего они хотят.

Ответить
0

Господи, какой ад. Как в голове этой барышни, так и в фнс. Искренне вам сочувствую...

Ответить
0

Ну, голова нас не касается. А принципы работы налоговой системы, как показала практика, иногда не могут понять даже сами сотрудники.

Ответить
0

«Потому что звонить <…> и материть инспектора на чем свет стоит не получится. А с сотрудниками <…> общаться в таком ключе – очень даже удобно.» - Вместо многоточий можно подставить вообще любые организации и посредников. Особенности менталитета.

Ответить
0

Увы. Но мне кажется, что это нечто большее, чем менталитет.

Ответить

Длинный мангал

0

С днем бухгалтера вас!=)

Ответить
0

И как, возобновили работу с ними? :)) 

Ответить
0

А как вы думаете? :)

Ответить
0

Очень интересно было бы послушать Алёну и её маму. Для полноты картины.

Ответить
Комментарии
null