Ответственность оператора связи за убытки клиента
«Я полетел в командировку. Когда самолет приземлился, я включил телефон, но связь отсутствовала. Бывает, подумал я. Ну есть второй номер – без связи не останусь. Дело было к ночи. Добрался до гостиницы и лег спать. На утро телефон не ожил. Я обратился в местное отделение сотового оператора и попросил разобраться в чем дело. Выяснилось, что мне SIM карта моя не активна по причине замены. Я, конечно, удивился и подал заявление на восстановление номера. А в тот же вечер, когда решил снять наличных в банкомате, обнаружил что со счета исчезло 700 тысяч рублей. Когда я вернулся в Москву, то подал претензию в банк и оператору связи. Банк сказал, что они не при делах, оператор – что симкарта заменена на основании доверенности. Еще я обратился с заявлением в полицию, но результата никакого нет. Помогите!»
Ситуация была интересной. С одной стороны, налицо мошеннические действия, с другой – на уголовном деле далеко не уедешь. Добиваться возбуждения дела и последующий гражданский иск в уголовном процессе с перспективой исполнения… . Было ясно, что двигаться стоит в ином направлении.
Перспектив получения обратно денег клиента в этой ситуации были две: банк и оператор.
Тему следовало изучить внимательно. Я взял паузу, предложив клиенту подъехать через пару дней.
Судебная практика по взысканию денег с банка была печальна. Сплошные отказы. Суд приходил к выводу, что нет вины кредитной организации в том, что кто-то вводит одноразовые пароли и переводит деньги на счета третьих лиц. Вполне логично.
Уголовное преследование тоже не сулило перспектив. Расследование и судебный процесс длились годами.
Оставался оператор связи. Но практики на тот момент по данной категории дел найти не удавалось. Болталось лишь какое-то одинокое дело на сайте Мосгорсуда, но отказное. Почитав определение (отрицательный опыт – тоже опыт), я внутренне не согласился с позицией Мосгорсуда и поставил дело на отслеживание. Была вероятность, что истец пойдет обжаловать в Верховный Суд. Я бы уж точно пошел — основания были.
На повторной встрече с клиентом, я описал картину мира и перспективы. К тому моменту, кстати, пришел ответ из полиции: «Для проверки фактов дело передано из Пресненского отдела в Бутовский…»
- Есть один весьма интересный вариант – пойти по закону «О Связи» — начал я. – Существуют правила оказания услуг связи, там есть весьма интересный пунк… .
Позиция была выстроена на некачественно оказанной услуге. Оператор связи – лицо, обладающее лицензией. Для получения лицензии надо соблюдать лицензионные требования. В том числе обеспечить абоненту оказание услуг в соответствии с ФЗ «О связи», Законом о защите прав потребителей и Правилами оказания услуг связи. Оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи, чего сделано не было. По недосмотру сотрудников или по прямому умыслу, данные клиента и его номер перешли в распоряжение злоумышленников. Тем самым Истцу были причинены убытки.
Оператор связи в суде пытался доказывать, что сотрудники действовали добросовестно, а доверенность проверять на подлинность они не должны. Но саму доверенность (копию) в суд так и не представил… Однако принес определение Мосгорсуда, того самого, что я нашел при подготовке к процессу. Но к великой радости нас и грусти оператора, к тому моменту указанное дело было истребовано Верховным Судом и у меня затеплилась надежда.
В свою очередь судья, которая рассматривала спор, всячески оттягивала вынесение решения, ожидая, что же скажет Верховный Суд. Спустя пару месяцев чудо произошло. Определение Мосгорсуда было отменено и дело было направлено на новое рассмотрение. Обоснование совпадало с разработанной мною позицией по нашему делу.
Итогом рассмотрения спора было взыскание с оператора:
— убытков в размере 700 к;
- неустойки 100 к;
- штрафа 400 к;
- судебных расходов в размере 70 к;
- морального вреда в размере 10 к.
Вот это поворот! Теперь мошенники начнут по новой схему, с подставными своими лицами обращаться в суд! Интересно, регрессный иск сотруднику сотового оператора будет?
По идеи, оператор связи стал потерпевшим и мог начать движуху с возбуждением уголовного дела. Клиент был бы свидетелем. Но насколько я понимаю, подобного не произошло. Дело давнее, ещё 2016 года... хотя может до сих пор следствие идёт. ..
Несколько лет назад читал похожий кейс: злоумышленники по поддельной доверенности перевыпустили сим-карту, заказали в одном известном банке закрытые вклада и вывод средств, получили их лично в отделении по поддельному паспорту.
Суд шел пару лет. Потеряли по ходу дела видео-запись с отделения банка и многое другое, но в конце концов выиграли дело и банк вернул средства + расходы на дело.
p.s. с тех пор всем рекомендую писать заявление на запрет перевыпуска сим-карты по доверенности (есть там форма такая), но это не исключает возможность перевыпуска по левому паспорту.
Да я после этого дела так и сделал ;)
Вот всегда надо так защищать права в судах, а не ныть "я потерял ххх миллионов думаю писать ли досудебную претензию, а в суд бессмысленно идти".
Прежде всего чужие ;)
Что за банк? Банки давно блокируют операции если была замена сим карты.
Такая дыра в безопасности. Уже сколько лет. Всем пофиг.
Дело 2016 года. Написал же в заголовке...
А как банк узнает о замене SIM-карты?
У симки тоже есть какой то номер или типа того, но за предоставления данных, операторы хотели от банков денег. Видимо договорились как то или судебная практика заставила делиться этим бесплатно
Это IMSI и ICCID.
Комментарий недоступен
Там же по доверенности.
Заявление, подпись в заявлении и скан паспорта
Комментарий недоступен
Ну заявление то пишите сами. Не весь текст, но все же что то там надо написать типа фио. Потом экспертиза почерка. Ну и камеры в офисе никто не отменял. Вообще это головная боль оператора. Пусть их юротдел и служба безопасности думают