{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Чем рискует компания, если с сотрудником что-то случится за рулем?

Тема сотрудников на служебных автомобилях всегда была в топ-3 самых проблемных для работодателей. Пандемия убрала ее на второй план, но проблема никуда не делась.

В условиях удаленки сотрудники стали чаще использовать корпоративные автомобили для выполнения служебных обязанностей.

Мы имеем ввиду не работников на должности «водитель», а тех, кому машина дается как бенефит и поощрение – для разъездной работы, встреч с клиентами. Причем его обязанности не связаны с управлением транспортным средством. Но в этом и основная угроза: проверка ГИТ может признать такого сотрудника водителем. Тогда придется проводить различные медосмотры, устанавливать особый график, отдых, надбавки и т.д. Если этого не делать, компанию ждут большие штрафы.

А вот другой аспект управления автомобилем остается «в тени». Какие риски есть у компании, если с сотрудником что-то случится за рулем (ДТП) или он причинит вред другим людям? На этот вопрос многие HR затрудняются ответить. Выделим три ключевых фактора.

Возмещение вреда третьим лицам

При попадании работника в ДТП компании, возможно, придется возмещать ущерб потерпевшим / третьим лицам. Такая обязанность возлагается на владельца средства повышенной опасности, коим является автомобиль. В нашем случае собственник служебного авто – как раз юрлицо. И компания также должна возместить вред, который причинил ее работник при исполнении своих трудовых обязанностей.

Причем Пленум Верховного суда РФ отметил, что сотрудник, управляющий служебным автомобилем в силу исполнения трудовых обязанностей, не признается владельцем источника повышенной опасности. Ответственность за это, и за причинение вреда он может понести, только если вы докажете, что человек завладел автомобилем противоправно.

Поэтому, выдавая корпоративное авто работнику, именно компания несет риск ответственности перед третьими лицами за причиненный им вред. И не имеет значения, каким образом вы оформили передачу автомобиля. Однако после возмещения имеет право предъявить требование в порядке регресса к своему сотруднику – виновнику происшествия. Но только если в ДТП виновен именно работник. Но ответственность он несет только в пределах своего месячного заработка. Вернуть полную сумму ущерба можно, если есть основания для привлечения к полной материальной ответственности, в соответствии со ст. 243 ТК РФ. Например, если в отношении работника вынесли постановление об административном наказании или, наоборот, о прекращении производства.

Ущерб автомобилю, которым управлял сотрудник, также можно взыскать, если он был виновником ДТП. Делается это по той же схеме, как сказано выше. Если машина в лизинге, то ущерб придется компенсировать в соответствии с договором лизинга.

Возмещение вреда работнику

Отдельная ситуация, если в результате ДТП пострадал сам работник, временно или постоянно утратил трудоспособность, или его пришлось перевести на другую должность. В этом случае прежде всего нужно расследовать несчастный случай. По его итогам составляет акт о происшествии на производстве.

При повреждении здоровья или в случае смерти работнику или семье возмещается его утраченный заработок в виде больничного, единовременных и ежемесячных страховых выплат, а также дополнительные расходы на медицинскую, социальную реабилитацию либо расходы в связи со смертью. Все выплаты производит ФСС РФ. Причем пособия не платят, если правоохранительные органы установят, что несчастный случай на производстве произошел из-за умысла пострадавшего работника.

Привлечение к ответственности работодателя

Инспектор ГИБДД, скорее всего, передаст данные в ГИТ для проверки того, как компания выполняет обязанности в области охраны труда. При происшествии инспектор имеет право провести внеплановую проверку, так как получил информацию о возможных нарушениях, из-за которых и могло произойти ЧП.

Инспектор ГИТ проверит, соблюдает ли компания требования по охране труда, проводится ли обучение и проверка знаний, инструктажи, психосвидетельствования и медосмотры для сотрудников. Если ничего из этого не проводится, компания может получить штраф – до 130 тыс. рублей. Причем – на каждого сотрудника, в отношении которого работодатель допустил нарушение. Скажем, для 8 сотрудников штраф уже превысит один миллион рублей.

Если правила охраны труда не соблюдаются, а происшествие привело к тяжелым увечьям или гибели работника, наказание будет куда строже. Сотрудника компании, который отвечает за охрану труда, могут привлечь к уголовной ответственности. Он получит штраф до 400 тыс. рублей, исправительные работы до 2 лет или даже лишение свободы до 1 года.

У работодателя есть по сути один вариант. Можно оформить документы, которые укажут, что сотруднику дали автомобиль в качестве бенефита, и он использует его для удобства при выполнении трудовой функции. А значит, ему не надо проходить предсменный медосмотр. Соответственно, компания не закроет, но заметно снизит свои риски.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда