{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как защитить авторское право на хореографическое произведение? Примеры плагиата

Любое ли движение, танцевальную комбинацию и сценические образы можно защитить авторским правом?

Вопрос достаточно сложный, ибо как доказать, что воспроизводимые движения точь-в-точь скопированы из другого произведения? Как зафиксировать момент плагиата?

Исследуя данный данную тему по авторскому праву, я поняла, что для того, чтобы разобраться в данном аспекте, мне необходимо для начала понять: а что собственно такое "хореографическое произведение" и любое ли такое произведение охраняется авторским правом?

Досадно, что в Гражданском кодексе РФ из содержания ст.1259 ГК РФ законодатель не дает определения понятию «хореографическое произведение», упоминается лишь, что оно охраняется авторским правом.
Поэтому, если посмотреть на фото (ниже), трудно однозначно сказать, что из них можно назвать хореографическим произведением и на какое из данных произведений можно оформить авторские права.

Фрагмент №1. Движение с прыжком в длину с дальнейшим приземлением на одну ногу.

Владелец фото: Сайт Профессионального Образовательного Автономного Учреждения «Вятский колледж культуры». Раздел "Народное художественное творчество. Вид: Хореографическое творчество".

Фрагмент №2. Движение с прыжком в высоту с дальнейшим приземлением на одну ногу

Владелец фото: Сайт Fishki.net. Раздел "Дикие танцы".

Действительно, выглядит не однозначно. Так что же кроется под понятием хореографическое произведение?

Хореографическое произведение

Хореографическое произведение — это далеко не любой танцевальный номер.

Если вы просто ставите новогодний танцевальный номер, чтобы удивить своих коллег на корпоративе, то вряд ли перед его обнародованием вы побежите депонировать на него права. Увидев, как ваш танец исполняют в соседнем офисе, вы тоже не пойдете требовать возмещение авторских прав. Все потому, что ваш придуманный танец для корпоратива для вас же самих никакой ценности не предоставляет.

Вот, если вы хореограф и речь идет о вашем танцевальном номере для массовых мероприятий, танцевальных конкурсов, представлений, эфиров и авторских постановок - то это уже другой вопрос.

Если копать глубже, то ключевым словом здесь будет являться слово "произведение".

Произведение имеет свой сюжет. Сюжет состоит из связанный танцевальных партий. Каждая партия — это мини история, высказанная на языке танца.

Поэтому, чтобы ваш танец действительно считался произведением, он должен содержать цельную совокупность танцевальных движений, которые создают единую продуманную композицию, с выраженной идеей, образами, героями, стилем и посылом.

Основная цель (согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ) — в процессе вашего творческого труда создать уникальный хореографический образ, показать его развитие в самом произведении.

Как защитить авторское право на свой танец?

Как только ваше произведение готово к обнародованию, обязательно постарайтесь подготовить все материалы, чтобы выразить ваше творчество в объективной форме (желательно во всех ниже представленных).

К объективной форме будет относиться:

1. Выражение материала в письменной форме. Да, хореографию тоже можно описать. Хореографы знают, что у каждого движения, есть свое наименование. Поэтому, каждый эпизод хореографического произведения может быть законспектирован.

Другими словами, нужен детальный сценарий танцевальной постановки.

Для примера, ниже представлен фрагмент конспекта хореографического произведения "Танок с поясами" Центрально-Черноземного района России.

Автор фрагмента: преподаватель хореографического отделения МБОУ ДО «Детская школа искусств №6» г. Курска - Мицкая Кристина Александровна

2. Выражение материала в визуальной форме. Для подготовки хореографического произведения нужно выполнять зарисовки танцевальных сцен, эскизы костюмов, фото постановок, фото рабочего процесса, видео с репитиций, видео с полной генеральной репетиции.

Пример: Фото с репетиции ансамбля государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Владелец фото: Сайт "Балет Игоря Моиссеева". Раздел "Ансамбль на репетиции".

3. Выражение материала в устной форме. Для обнародования произведения, часто прибегают к устному анонсированию материала через радио, телевидение, социальные сети. Это может быть рекламная компания, анонс мероприятия на котором запланировано первичное обнародование произведения и т.д.

ВАЖНО: На всех материалах в обязательном порядке всегда должны быть проставлены дата и время.

Если это фото с репитиции, то позаботьтесь выставить в параметрах фотоаппарата фиксацию даты и времени съемки, чтобы они отображались на самом фото (тоже самое касается и видеозаписей).

Текстовые документы рекомендуется создавать в тех текстовых редакторах, которые позволяют вести версионность и хронологию дат создания и последующих изменений.

Что с этим всем делать дальше?

Как только все артефакты будут собраны, можно обращаться в Российское общество по управлению авторскими правами, которое формирует официальный Реестр, содержащий сведения о правообладателях и объектах авторских прав.

Одним из таких обществ является РАО КОПИРУС (по ссылке статья на Тарифы и инструкцию, как оформить заявку на регистрацию авторских прав)

Да, процесс затяжной, но если игра стоит свечь, то заморочиться стоит. Во всяком случае, лучше сделать все заранее и в случае плагиата, не тратить уйму времени и нерв на то, чтобы доказать, кто истинный правообладатель.

Нюанс: Одним из шагов в оформлении авторства будет Международная регистрация имени и/или псевдонима автора и наименования организации с присвоением международного идентификатора ISNI.

Чтобы получить авторские права на произведение, вам самим нужно получить права на свое имя или псевдоним.

Вроде все логично. Автор создает произведение, а потом подтверждает на него свои права.

Что если у произведения несколько авторов?

Как быть, если у вас ансамбль и вы ставите большую хореографическую постановку (к примеру спектакль), номера в которой вместе с вами ставят сразу несколько хореографов?

Согласно п.1. ст.1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта (фильмы, мюзиклы, спектакли), включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров.

Это значит, что в таких случаях вам, как к заказчику, необходимо будет составить соответствующий договор с каждым из хореографов. Если хореограф соглашается на договор об отчуждении исключительного права, то имущественное право на его постановки танца переходят в полном объеме к приобретателю, т.е. к вам как к заказчику.

Если же хореограф заключает с вами лицензионный договор, то он предоставляет лишь право использования своего хореографического произведения на тот срок и условия, которые будут определены в договоре.

При этом часто возникает вопрос: что будет, если постановщик создал танец для спектакля, а потом вдруг передумал и запрещает его использовать.

Такое тоже имеет место быть.

Специально для таких случаев существует п.2. ст.1269 ГК РФ, где по общему правилу, автор, решивший обнародовать свое произведение, вправе отказаться от обнародования при условии возмещения убытков тому, кому передано исключительное право или право использования произведения. Это называется право на отзыв.

Примеры хореографических произведений

1. Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Содержит свои уникальные авторские хореографические постановки, все права на которые принадлежат его законному правобладателю.

Фрагмент постановки балета "Евгений Онегин". Автор Борис Эйфман.

Владелец фото: Сайт театра балета Бориса Эйфмана.

2. Шоу-балет Аллы Духовой "Тодес" имеет свои авторские уникальные хореографические постановки, а также специально под них написанное музыкальное сопровождение.

Фрагмент постановки спектакля "И приснится же такое…".

Владелец фото: Информационный сайт ВНовгороде.ру.

3. Лебединое озеро — балет Петра Ильича Чайковского в четырёх актах.

Является исключением из правил. Так например, согласно статье 1259 части 4-ой Гражданского кодекса Российской Федерации № 230-ФЗ от 18 декабря 2006 года Балет «Лебединое Озеро» не охраняется авторским правом, так как он считается произведением народного творчества (фольклор), не имеющим конкретных авторов.

Фрагмент постановки танца маленьких лебедей.

Свободно распространяемый фрагмент. Автор и владелец фото не известны.

Примеры копирования хореографических произведений

Вот парочку спорных моментов, когда переиспользование образов, стиля и хореографии привлекло интерес аудитории к исполнителям.

1. The Ed Sullivan Show “Mexican Breakfast" и Beyonce "Single Ladies".

Автор tareva1

2. Beyonce "Countdown" и Anne Teresa De Keersmaeker

3. Alina Zagitova и Американский хореограф Jojo Gomez

Ссылка на видео с YouTube канала.
Ссылка на видео с YouTube канала.

Итог:

Если вы простой любите танцевать в стиле Бейонсе и выкладывать свои попытки в сеть с указанием автора, то к вам вряд ли будут претензии. Если только вы не наберете больше просмотров, чем сама Бейонсе)) и не переманите ее рекламодателей и аудиторию) думаю, тогда на вас обратят внимание).

А вот если вы решили полностью скопировать чей-нибудь авторский труд и обнародовать его от своего имени — то есть риск налететь на большие штрафы. Поэтому, прежде чем заимствовать хореографию, уточните у ее создателя, есть ли на это весомые ограничения. Лишним не будет.

А лучше просто танцуйте лебединое озеро и будьте счастливы)) Его, как оказывается, копировать можно сколько угодно.

0
4 комментария
Andrey Kim

"Танцор, одетый в черные штаны с белыми лампасами, белую футболку с V-вырезом, черную кофту с люрексом и имеющий на руке белую перчатку со стразами, двигается спиной вперед, скользя подошвами по абсолютно нескользскому полу."(С) Moon Walk by Michael Jackson.

Ответить
Развернуть ветку
Тина Краснова
Автор

Андрей, спасибо за отличный пример!

Да, лунная походка - знаменитая танцевальная техника и коронная фишка Майкла Джексона. Не смотря на то, что он тоже далеко не первый, кто ее использовал в своей хореографии (до него, похожие элементы уже использовались аж с 1932 года), именно его подача, в сочетании со стилем и музыкальным оформлением, на века врезалась в сознание и всегда ассоциировалась только с ним.

Сколько бы не копировали его образ и данный танцевальный прием, резонанс вызван не будет, т.к. танцевальные элементы копирать не запрещено, а скопированный образ и стиль Майкла не обеспечит новому исполнителю никакой симпании зрителя, так как короля поп-музыки переплюнуть будет сложно.

Вдохновиться пожалуйста) так, если посмотреть на ранние работы Джастина Тимберлейка, Ашера, Бруно Марса - можно будет заметить закомый стиль.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Protasov

Окей, описали мы это все, снесли в "копирус" или другим "формально не жуликам", выдающим "свидетельство" о том, что лох-то-есть-клиент является автором написанного им текста... И тут перед нами встает п. 3 ст. 1270 ГК:

"3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи."

Охраняться авторским правом будет написанный нами текст. Запретить выполнять описанные в тексте движения при помощи авторского права невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Тина Краснова
Автор

Павел, добрый день!
Да, сами по себе движения, скопированные из хореографической постановки, вы не защитите. Ибо, как доказать, что ваш тройной прыжок принадлежит, к примеру, Цискаридзе из партии к Щелкунчику?

Но, вот если вы возьмете и публично обнародуете целое хореографическое произведение под своим именем, которое по сюжету, партиям, героям и хореографии будет один в один схоже с авторской постановкой Начо Дуато "Дуэнде" (для примера), да еще и будете получать за него деньги, продавая билеты - то вот тут к вам точно будут вопросы.

Так, например, произошло с фигуристкой Алиной Загитовой, чей постановщик танца поставил ей номер для коммерческого шоу, взятый без разрешения с видео американского хореографа. Изначально, он не спросил разрешения на право использовать ее идею и не сослался на ее авторские права при обнародовании произведения. Они как-то договорились потом между собой.
Поэтому, если что-то используете в медиа не свое, не важно хореография, пантомима, фото, видео, музыка, статья - указывайте источник и его автора. У нас в РФ хоть и не так строго с отношением к интеллектуальной собственности, но все же.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда