{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Товарный знак: нужен или нет? Лабарум — отзывы клиентов и внутренняя статистика

Меня зовут Максим Анатольевич Глушков, руководитель фирмы Лабарум. Отзывы клиентов о том, пригодился ли им знак (а также цифры и статистика) - тема сегодняшней статьи. Регистрация товарного знака - процесс, требующий времени и средств, поэтому некоторые предприниматели пытаются его избежать. На данный момент нет нормативно-правового акта, обязывающего каждого предпринимателя зарегистрировать собственный бренд, однако запатентованный товарный знак даёт ряд преимуществ своему владельцу.

Согласно опросу и отзывам патентного бюро Лабарум, за последние 3 года самыми популярными причинами для регистрации товарного знака были:

  • Выход на маркетплейсы (49%);
  • Защита бренда от третьих лиц (39%);
  • Использование наружной рекламы (7,5%);
  • Выход на международный рынок (3%);
  • Создание франшизы (1,5%).

Выход на маркетплейсы: зачем нужен товарный знак?

Хотя на многих российских маркетплейсах не требуется запатентованный ТЗ, процент незарегистрированных брендов с каждым годом постепенно уменьшается. Они допускают на платформу таких предпринимателей, но с существенными ограничениями. Резко увеличивающееся количество продавцов повышает шанс на конфликты, связанные с претензиями на чужой товарный знак.

В недавней беседе с основателем сервиса аналитики WBSELL Никитой Палеховым была приведена следующая статистика:

Без товарного знака на маркетплейсы заходят около 15% процентов продавцов. Неосознанное нарушение чужих прав - частая практика, ведь можно ущемить чьи-то права на товарный знак даже не осознавая этого. Может показаться, что такая ситуация - редкость, но статистика говорит об обратном

  • В течение первых семи дней 10% продавцов без товарного знака покидает маркетплейс. Это происходит из-за претензии со стороны правообладателя товарного знака;
  • Шанс получить претензию в течение первого месяца с момента выхода на торговую площадку составляет 27%;
  • 52% таких продавцов получают претензию в течение первых 3 месяцев;
  • 9 из 10 продавцов получают бан в течение полугода;

Кейс клиента: предпринимательница из Екатеринбурга шила “шоперы” для своих друзей. Затем производство постепенно расширялось и в конечном итоге она начала продавать товар в интернете. Девушка ещё с детства имела псевдоним “Клевер”, поэтому брендировала свою продукцию изображением четырёхлистника. После 1.5 месяца работы девушка неприятным образом узнала, что есть бренд одежды, который имеет зарегистрированный логотип клевера. Предпринимательница получила претензию от правообладателя, но, к счастью, всё обошлось без судебных разбирательств: девушка убрала свой товар с торговой площадки и обратилась к нам за помощью в регистрации товарного знака. Так как её старый логотип мы зарегистрировать не могли (слишком был похож на уже зарегистрированный ТЗ другой компании), она придумала другой.

Так что, многие продавцы патентуют товарный знак не только для полной регистрации своего бренда, но и во избежании неприятных ситуаций с получением исков, судебными разбирательствами и т.д. Чаще всего люди даже не подозревают, что они нарушают закон, используя чужой знак. Именно поэтому подавляющее большинство бизнесменов стараются обезопасить себя и обращаются в патентные бюро.

Защита бренда - как работает?

Помимо посягательства на чужой ТЗ, зарегистрированный бренд защищён законодательством от неправомерного использования третьими лицами.

Представим ситуацию, что вы продаёте мебель под названием “Kinship”, имеете уникальный бренд, который зарегистрирован в Роспатенте. У вас большая клиентская база и ваша мебель пользуется спросом в вашем городе. Однажды вы натыкаетесь на мебель бренда “Киншип” и понимаете, что это попытка скопировать ваш бренд, написав название кириллицей. В этом случае вы можете предъявить претензию производителю этой мебели - и 100% выиграете дело, так как у вас зарегистрированный товарный знак. В ином случае ваш бренд не был бы защищён и право использовать такое название было бы у любого желающего.

Среди наших клиентов даже были ситуации, когда они занимались предпринимательской деятельностью без запатентованного товарного знака несколько лет, заработали имя в нише, а их конкурент скопировал название и решил зарегистрировать их товарный знак. В некоторых ситуациях ответчику удаётся доказать свою правоту и бизнес удаётся сохранить, но бывали случаи закрытия бизнеса.

Также есть мошенники, которые регистрируют бренд с примитивным названием (например, парикмахерская “Наташа”), потом ищут организации с таким названием и предъявляет им претензию. Таких людей мы называем “троллями”. Основная проблема в том, что они в 60% случаев выигрывают судебные разбирательства. Сумма компенсации в среднем составляет 200-300 тысяч рублей, и оружия против таких “троллей” пока что нет ни в одной стране мира.

Все эти сложности не актуальны для компаний с зарегистрированным брендом. Единственной остаётся проблема копирования, которая решается только путём мониторинга рынка. Этим можно заниматься самостоятельно, однако для профессиональной проверки можно обратиться в юридическую компанию. Подробнее расскажу об этом чуть ниже.

На момент написания статьи (23 сентября 2021 года) 26% клиентов, которые зарегистрировали знак в компании Лабарум, обращаются к нам для проведения мониторинга. Для сравнения, в начале 2019 года доля клиентов, для которых мы проводили проверку рынка на предмет использования их ТЗ, составлял 5.9%. Услуга может проводиться раз в 3, 6, 9 или 12 месяцев. Исходя из опыта, чаще 3 месяцев проводить мониторинг нет смысла. Наиболее часто используемые нашими клиентами варианты - раз в 6 и 9 месяцев. Из-за возможности проведения всей процедуры онлайн (от процесса оплаты до документооборота) к нам обращаются не только люди, которые регистрировали у нас ТЗ. Однако в вышеприведенную статистику мы их не учитывали.

Цели крупных игроков

Некоторые клиенты хотят выйти на международный рынок, но при этом не имеют запатентованного товарного знака. Для того, чтобы бренд был под охраной в других странах, существует Мадридская система международной регистрации знаков. Для того, чтобы подать международную заявку, изначально необходимо быть зарегистрированным в России. Только после внесения вашего знака в международный реестр ваш знак будет охраняться в других странах.

Для создания франшизы и использования наружной рекламы также необходимо иметь запатентованный товарный знак.

Всё о процессе регистрации знака

После того, как вы прочитали про преимущества зарегистрированного бренда, стоит поговорить о том, почему некоторые люди не хотят регистрировать знак.

Первое, что останавливает людей - цена. Если исключить мошенников, которых в нашей сфере немало, цена регистрации товарного знака варьируется в диапазоне от 20 до 70 тысяч рублей. У мошенников данная услуга стоит около 5-10 тысяч рублей, на что ведутся покупатели, однако вместо зарегистрированного знака они получают зря потраченное время и деньги, ведь эти “специалисты” пропадают. Стоимость зависит от множества факторов: проведение патентного поиска, вид знака, консультации, сопровождение и т.д. Лабарум работает с представителями малого и среднего бизнеса, средняя цена наших услуг составляет 26-30 тысяч рублей. Эта сумма включает в себя услуги: патентный поиск, консультации, подача заявки в Роспатент, защита ваших прав в случае сложностей с Роспатентом.

Самый важный момент, от которого зависят все дальнейшие действия - патентный поиск. Во время патентного поиска знак проверяется не только на соответствие законодательству, но и определяется сходство с другими знаками, причём как с уже запатентованными, так и поданными на регистрацию. Даже если кто-то вчера подал заявку в Роспатент, она будет отображаться в базе специалиста.

Полтора года назад к нам обратился мужчина, который продавал мебель под брендом, названным в честь его дочери. Как оказалось позже, в России уже 4 года существует компания с таким же названием, причём производит она тоже мебель. Мужчина изначально получил претензию, затем иск. Сумма компенсации и издержек на судебные разбирательства составила более 200 тысяч рублей. После этого случая мы зарегистрировали ему новый бренд и сейчас он имеет несколько магазинов в Пермском крае. Но на тот момент неосведомлённость практически стоила ему бизнеса.

Второй фактор, который останавливает людей от регистрации - время. Весь процесс регистрации занимает от 4 до 6 месяцев, в зависимости от скорости обработки заявки Роспатента. Но есть один очень важный момент: на следующий день заявитель на руки получает приоритетную справку, которая даёт право на использование товарного знака практически без каких-либо ограничений.

Год назад в Лабарум обратилась компания по производству лекарств. Дело в том, что их сайт полностью скопировали, а его название отличалось всего лишь на одну букву. Просьбы удалить сайт были проигнорированы, поэтому наши будущие клиенты начали искать патентное бюро. Так как у них не было зарегистрированного знака, они в быстром темпе подготовили документы, мы провели проверку и подали заявку на регистрацию в Роспатент. На следующий день нам выдали приоритетную справку, и мы направили запрос с претензией в доменную и хостинговую компанию. Через сутки сайт недобросовестного конкурента был заблокирован.

Возврат к истокам: регистрировать или нет

Если делать вывод, то все “стоп-сигналы” на сегодняшний день с головой нивелируются преимуществами от регистрации ТЗ. Фактор денег: 30 тысяч действительно сперва кажется солидной суммой, но на судебные разбирательства, ребрендинг или компенсации люди теряют в десятки раз больше. Фактор времени уже давно не актуален, ведь спустя один день после подачи заявки у вас есть приоритетное право на ваш бренд (справка Роспатента).

К тому же вы защищаете свой бренд от злоумышленников, получаете исключительное право владельца на ваш знак и можете практически без ограничений использовать обозначение в любых законных целях. Все иные лица из числа пользователей знака исключаются.

Хорошего дня и удачных проектов!

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Николай Лискин

Про парикмахерскую "Наташа" - Ваши мокрые фантазии, если она начала работать раньше чем зарегистрировали товарный знак, никаких компенсаций не будет.
Автор мудила, все истории вымысел, с такими ребятами связываться желания нет, вообще не разбираются в вопросе

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Дятел! Ты сейчас обосрался! Учить других будешь когда начнёшь отличать "авторское право" от "товарного знака". Ещё на какие-то вымышленные законы ссылается

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Клоун! Читай тут к примеру https://secrets.tinkoff.ru/bezopasnost-biznesa/pretenziya-tovarnyj-znak/ хотя ты не будешь, я поцетирую:

Выяснит, почему компания, которая получила претензию, вообще решила использовать это название. Может оказаться, что обозначения — это зарегистрированное фирменное наименование юрлица в ЕГРЮЛ: вдруг «нарушитель» зарегистрировал название раньше, чем предъявитель претензии — товарный знак.

Тогда можно пойти в Палату по патентным спорам Роспатента с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку. Если доводы подтвердятся, Палата прекратит действие товарного знака в отношении определенных товаров и услуг, и защищать будет нечего.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Ещё раз перечитай мое сообщение клоун! Я сказал что компенсации не будет. У тебя вместо мозга тротуарная плитка, ты не читаешь, лишь бы вякнуть, только это получается высером. В ссылке с консультанта можешь найти много дел где патентным троллям дали на клык вместо желаемой ими компенсации, но так как у тебя мозга нет ты реальную судебную практику не считаешь за реальность, у тебя она своя

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Читай ещё
http://www.consultant.ru/law/podborki/pretenziya_o_narushenii_isklyuchitelnyh_prav/

Регистрация же товарного знака без цели его использования для индивидуализации производимых товаров влечет за собой невозможность судебной защиты права на такой товарный знак . Более того, обращение за защитой исключительного права на товарный знак в случае неиспользования его правообладателем расценивается как злоупотребление правом. Так, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 25 марта 2016 г. по делу N А06-6056/2015 пришел к выводу о наличии злоупотребления правом в действиях истца и об отказе в удовлетворении иска, исходя из того, что правообладатель не использует товарный знак для индивидуализации товаров. Судом отмечено, что правообладатель осуществил регистрацию товарного знака в целях подавления экономической самостоятельности иных участников гражданского оборота, а также в целях получения доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Судом также принято во внимание, что правообладатель не является конкурентом ответчика и производителем каких-либо товаров, а также то, что правообладатель не предъявлял ответчику претензии о прекращении нарушений исключительного права истца на товарный зна

http://www.consultant.ru/law/podborki/pretenziya_o_narushenii_isklyuchitelnyh_prav/
© КонсультантПлюс, 1992-2021

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

У нас налажен электронный документооборот с Роспатентом - поэтому на оплату пошлин действует скидка 30%
Ух ты! И долго налаживали?))
Только совсем непутевые конторки преподносят обыденное, как собственный бонус или заслугу.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Смолякова

Знаю ребят которые товарный знак зарегистрируют за один месяц) Это раньше долго было, сейчас очень быстро все.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда