{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Офис, чтобы можно было следить за деньгами: зачем от Google, Apple, Telegram и других требуют «приземлиться» в России Статьи редакции

Властям будет проще давить на компании с российским офисом, а отказ грозит им наказанием вплоть до блокировки.

22 ноября Роскомнадзор опубликовал список международных ИТ-компаний, которые обязаны открыть представительства в России по закону о «приземлении». В нём 13 участников, в том числе Google, Apple, Meta*, Telegram и Twitter.

Кроме открытия представительства компании должны:

  • Разместить форму обратной связи с российскими пользователями.
  • Зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора.
  • Установить на сайте счётчик посещаемости.
  • Удалять информацию, нарушающую российское законодательство.

Сами компании публично почти не комментировали включение в список Роскомнадзора.

Чего добиваются власти

Созданные в России структуры должны рассматривать обращения россиян и российских организаций, исполнять решения судов и госорганов и удалять запрещённый контент, говорится в законе.

У некоторых компаний, например Google и Apple, уже есть российские юрлица. Но ООО «Гугл» и ООО «Эппл рус» официально свои материнские компании не представляют, заявлял один из авторов законопроекта Антон Горелкин: «Сейчас нет реальной картины структуры бизнеса иностранных ИТ-компаний в России, их денежные потоки непрозрачны».

О том, что «приземление» в том числе свидетельствует о планах государства следить за денежными потоками компаний, говорит и Ксения Болецкая, директор по взаимодействию с индустрией медиасервисов «Яндекса». ФНС добивается, чтобы весь бысторастущий интернет-бизнес платил налоги с доходов, полученных на местных пользователях.

Открытые сейчас юрлица иностранных компаний занимаются отдельными направлениями, говорит глава «Роскомсвободы» Артём Козлюк. Например, «Гугл» — исключительно продажей рекламы. Офисы, которые занимаются модерацией, чаще находятся в Европе, но российские власти хотят более оперативной работы с ними.

Кроме того, будет проще «давить» на международные ИТ-корпорации. Принуждать компании исполнять требования судов, платить штрафы и удалять материалы именно в российской юрисдикции, а не судиться, например, в Европе или США.

Смогут ли компании открыть филиалы в России в срок

По закону иностранные компании обязаны иметь представительство, филиал или российское юрлицо с 1 января 2022 года.

Исполнить закон в нынешнем виде просто невозможно, отметил в разговоре с «Коммерсантом» гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.

Не ясно, какая юридическая форма должна быть у представительства компании, нужно ли иметь штат, может ли возглавлять представительство иностранный гражданин. Как на практике нужно исполнять закон, бизнесу должен разъяснить Роскомнадзор в ближайшие месяцы, считает он.

Корпорации могут создать ООО как свои «дочки», но вопрос скорее в степени ответственности этих юрлиц за действия головных компаний, заявил глава Ассоциации участников рынка данных и АНО «Инфокультура» Иван Бегтин. И самое критичное — это оценка рисков для таких «дочек».

Формально регистрация юрлица, филиала или представительства, а также наделение их функциями, которые требуют власти, — это недолгая и вполне реальная процедура, соглашается управляющий партнёр адвокатского бюро «Гребельский и Партнёры» Александр Гребельский. Однако компании могут отказаться.

Почему компании могут отказаться открывать представительства

Потому что это приведёт к дополнительным рискам, указывает Иван Бегтин. В частности, рискам уголовного преследования для руководства этих компаний, если им предъявят неисполнение решений Роскомнадзора.

Кроме того, открытие офиса де-факто станет признанием готовности локализовать обработку данных в России, продолжает он.

Apple, Google, Facebook* и другие могли бы открыть представительства и развиваться в стране, но непредсказуемость российского законодательства в сфере информационных технологий их отпугивает, считает Артём Козлюк. В законах много абсурдного: например, закон о «приземлении» требует маркировки о неисполнении законодательства.

Это показывает, что законы не проработаны, поэтому западные компании не рискуют инвестировать в развитие.

Что будет, если компании не выполнят требования

Если компании не выполнят требования, им грозит исключение из поисковой выдачи, запрет на рекламу, приём платежей, сбор и передачу личных данных. Кроме того, их могут частично или полностью заблокировать.

Наиболее эффективной из мер может стать запрет на приём платежей от российских физических и юрлиц и блокировка, полагает Александр Гребельский.

Поводов для блокировок любого сервиса или соцсети — уже множество, законы в сфере ИТ позволяют это делать, отмечает Артём Козлюк. Он считает, что решения о блокировке будет приниматься не в Роскомнадзоре, регулятор лишь вынужден исполнять политическую волю.

Возможно, некоторые из компаний решат уйти с рынка, как это сделала LinkedIn. В 2016 году её заблокировал Роскомнадзор: компания решила, ну заблокировали и заблокировали, кто захочет из России зайти, тот знает, как это сделать.

Поэтому советы директоров будут решать: готовы ли они уходить из страны, отправлять какого-то представителя, открывать юрлицо, сопротивляться регулятору. Всё это мы увидим чуть позже. Но, конечно, это будет тяжёлое решение, и никто не станет целоваться с Роскомнадзором.

Артём Козлюк, глава «Роскомсвободы»

*Facebook принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещённой организацией.

0
76 комментариев
Написать комментарий...
Murat Oshroev

Гиганты, конечно же, пойдут на сделку. Бизнес и ничего личного. Их можно понять, тк не их задача отстаивать права местных. Но вот в долгую, это всё похоже на игру с нулевой суммой

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Ой не факт. Т.к. пойти на сделку, значит получить претензии со стороны западного рынка и регуляторов. А западный рынок гораздо приоритетнее чем рынок РФ. Да и собственно, если бы западные компании хоть немного имели желании пойти на встречу, они бы не получали штрафы.

Скорей всего все разом будут игнорировать. А если всех массово начнут блокировать, можно ожидать запрет на доступ российских сервисов с любой долей госучастия на международный рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev

Время покажет в программе «Время» ))

Ответить
Развернуть ветку
Себастиан Перейра

назовите хоть один российский сервис с госучастием, который востребован вне скрепостана

касперский что-ле?

Ответить
Развернуть ветку
73 комментария
Раскрывать всегда