{"id":7683,"title":"\u041a\u0430\u043a \u043d\u0430\u0439\u0442\u0438 \u0441\u043b\u0430\u0431\u044b\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430 \u0432 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0435\u0433\u0438\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=7683&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/303922-korotko-servis-dlya-analiza-investicionnogo-portfelya&placeBit=1&hash=9949277ba20bce980299ffc9707868bf0a4e8244a0a0603096cd0d81905cdd42","isPaidAndBannersEnabled":false}

Нужна ли лицензия онлайн-курсам

Итак, вы решили кого-то чему-то учить и организовали онлайн-курсы.

Вопрос, который часть обсуждается: нужно ли иметь образовательную лицензию для такой деятельности? Долгое время считалось, что если диплом государственного образца вы не выдаете, то и лицензия не нужна. Но вот стали появляться и другие мнения и, что самое неприятное, судебная практика.

Все ли так однозначно в судебной практике – попробуем разобраться. Для ответа нужно проанализировать судебные решения и используемые аргументы за и против.

Курсы иностранного языка

Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Лингвистическая школа № 1» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (за работу без лицензии).

Суд принял сторону прокуратуры и указал:

- с лицами, получающими указанные образовательные услуги, заключаются гражданско-правовые договоры на оказание консультационных услуг. В договорах указано, что центр организует цикл консультаций по иностранному языку.

- Согласно штатному расписанию центра в штате имеется два преподавателя. Для реализации циклов консультаций по иностранному языку центр привлекает преподавателей на основании трудовых договоров. В должностные обязанности преподавателей входит, в том числе, консультирование клиентов (слушателей, обучающихся), проведение консультаций в группах или индивидуально.

- По окончании курса консультаций центр осуществляет внутренний контроль качества полученных слушателями знаний. Так, согласно сведениям из журнала внутреннего контроля качества у слушателей курса AWA2 проставлены баллы по разделам reading (чтение), writing (письмо), listening (прослушивание, аудирование). У слушателей курса FP1 указаны результаты тестов по соответствующим разделам изучаемого курса.

Согласно выводам суда в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной программой является комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Таким образом, реализуемый центром цикл консультаций по иностранному языку фактически является образовательной деятельностью (АС Тюменской области Решение от 20.11.2017 (ссылка: https://caselook.ru/#/search/530193/documents/view?document_id=100261556).

Теперь посмотрим решения, в которых подобная деятельность образовательной не признается.

Школа детского развития и снова курсы иностранных языков

Центр детского развития «Монтессорики» (АС Орловской области Решение от 15.03.2017 Ссылка: https://caselook.ru/#/search/530201/documents/view?document_id=92790282), в рамках которого функционирует студия детского танца «МХ», студия рисования Arte, студии «Детский фитнес», «Подготовка к школе», «Шахматы», театральная студия MASKA. Суд, не признав это образовательной деятельностью, привел следующие аргументы:

– У предпринимателя работают: исполнительный директор, заместитель директора по работе с клиентами, администратор, менеджер по работе с клиентами, младший воспитатель (3 человека). В ходе судебного разбирательства ИП Животова М. В. пояснила суду, что данные работники не ведут работу с детьми по специальным образовательным программам или др. Педагогов в штате нет.

– Из объяснений ИП Животовой М. В следует, что центр детского развития «Монтессорики» осуществляет деятельность по присмотру и уходу за детьми без использования образовательных программ, которая не носит целенаправленный характер, не выдаются документы о прохождении курса, в штате детского центра нет педагогического персонала.

– Заключая договор с ИП Животовой М. В., клиенты получают услуги, связанные с организацией досуга, обеспечения временного нахождения родителей и их детей в специально подготовленном и отведенном для этого помещении.

Для чистоты эксперимента рассмотрим еще одно дело (АС Орловской области Решение от 28.02.2017 Ссылка: https://caselook.ru/#/search/530193/documents/view?document_id=92314749).

Деятельность по программам изучения английского языка для разных возрастов. На рекламных стендах есть термины «обучающиеся», «педагоги», «группа кратковременного пребывания», «мини-садик», которые используются законодательством об образовании, что усугубляет положение.

Но суд тоже встает на сторону предпринимателя, и вот почему:

– в ОКВЭД нет образовательной деятельности;

– в штате нет педагогов, только два администратора и один руководитель студии;

– ни в должностных инструкциях, ни в трудовых договорах с работниками нет указания на ведение работы по специальным образовательным программам;

– аттестация по итогам обучения не проводится, документы об образовании не выдаются.

Выводов из всего этого несколько:

Вывод № 1 (печальный). Если вы ведете деятельность по обучению, есть риск, что образовательную лицензию потребуют. Чем больше вы стараетесь походить на «настоящее» образование, тем этот риск выше.

Вывод № 2 (обнадеживающий). Если на вас подали в суд, не факт, что вы проиграете. Единообразной практики нет и решения есть как положительные, так и отрицательные.

Вывод № 3 (собирательный). В пользу организации в случае спора будут говорить следующие факторы:

– в штате организации нет педагогов;

– в трудовых договорах сотрудников не указано, что в их должностные обязанности входит проведение обучения по специально утвержденным программам;

– в ОКВЭД не указаны виды деятельности, связанные с образованием;

– в договорах с клиентами нет указания на проведение обучения и (или) на специально утвержденные программы.

Вывод № 4 (неутешительный). Безусловно, если вести речь про минимизацию рисков и масштабную деятельность, лицензия будет нужна – ведь при таком подходе наверняка в штате будут педагоги, образовательные программы и прочий набор.

{ "author_name": "ООО "ЮК "Зарцын и партнеры"", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 9, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 40518, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Jun 2018 13:17:50 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку

Законодательство отстаёт — у нас до сих пор на образовательную лицензию сертифицируют помещения, а не людей.

На какое помещение оформлять лицензию, если ты сегодня проводишь онлайн-урок из дома, а завтра — из домика в деревне? Не говоря уже о том, что ни одно из этих помещений не удовлетворяет требованиям лицензии.

Проблема не только в онлайн. Я обучаю очно в трёх-четырёх постоянных местах и, наверное, ещё в десятке случайных мест в разных концах города. Иногда это коворкинг или даже магазин (многие сейчас завлекают образовательными семинарами).

Те, у кого есть лицензия — школы и колледжи — заключают с тобой обычный договор, оформляют преподавателем по совместительству, и платят сверху ещё ~50% или сколько там надо на все налоги.

Те, у кого лицензии нет, заключают договора с ИП. Если тренеров несколько — заключают договор с каждым отдельно. Тут без вариантов, потому что коворкингу или торговому центру лицензию дать не могут.

1

Комментарий удален

Да сейчас открывают онлайн-школы все, кому не лень, много дилетантов и мошенников!!!

0
Читать все 2 комментария
Купил квартиру под офис компании

Меня зовут Евгений, сейчас моя компания занимается разработкой экологического стартапа и разработкой проектной документации по экологии с 2012 года. Тогда мне было 23 года, все это время мы платили за аренду и были привязаны к условиям и ограничениям. В 2021 году мы с женой купили квартиру площадью 70 м2 на первом этаже жилого дома и разместили…

Власти Москвы потребовали от винных магазинов закрыться на время локдауна — в ответ бизнес предложил торговать крупой Статьи редакции

Под ограничения могут попасть 200 магазинов, но не крупные сети алкомаркетов.

Как имиджевый проект о безопасном вождении привлёк лиды и расширил маркетинговую воронку страховой компании

А игра с виртуальной фарфоровой статуэткой помогла 6,5 тысячам водителей не превышать скорость.

Как превратить звонки в продажи?

В прошлой статье мы разбирали проблему отсутствия интернет-продаж с технической точки зрения - из-за некорректного тестирования и настройки рекламных кампаний. Сегодня мы поговорим о человеческом факторе, и почему у вас не покупают клиенты.

Не созваниваюсь! Записываю видео-разбор дизайна с 90% конверсией
Первый в России ПИФ на блокчейн
«Мы же не можем круглыми сутками размышлять о мире во всём мире​»: как рок-звезда Боно из U2 стал венчурным инвестором Статьи редакции

Музыкант пока что не накопил миллиард, как полагали многие издания, но стремится к этому. С 1990-х он инвестирует в коммерческую недвижимость, производство одежды, техкомпании вроде Facebook и Dropbox, проекты для помощи африканским странам и сотрудничает с Apple, Amazon и Nike.

Пол «Боно» Хьюсон Vatican News
МТТ обеспечит бизнес бесплатными минутами

Провайдер интеллектуальных решений для бизнеса АО «МТТ» объявляет о специальных условиях для бизнеса в период ограничений, связанных с ростом заболеваемости COVID-19, и предлагает новым абонентам тысячи бесплатных минут.

Как QIWI наладила прозрачный коннект бизнеса с самозанятыми

Рассказываем про нашу работу с одним из самых интересных развивающихся рынков — самозанятыми.

Онлайн-кинотеатр IVI объявил дату премьеры сериала «Везёт» с Евгением Цыгановым​
Три года в Долине строил мессенджер и закрыл его: что сделал не так Юрий Лифшиц и какие уроки вынес из провала Статьи редакции

Теперь он работает над проектом для DAO и уже привлёк $1 млн на свою идею.

null