Топ-14 недопустимых условий договора с потребителем
Всем привет. Это Василий Черепанов. У нас здесь изменения в закон «О защите прав потребителей» подъехали — давайте их разберем. Будет полезно как потребителям, так и предпринимателям.
В чем суть изменений
Законодателем был установлен перечень условий договора, за которые Предпринимателя могут привлечь к административной ответственности, а Потребитель, увидев их в договоре, может с радостью воскликнуть: «Нет, Родной, это незаконно!»
Зачем это надо
Сама суть Закона о защите прав потребителей заключается в том, что он закрепляет минимальный набор прав и обязанностей (в основном прав Потребителей и обязанностей Предпринимателей).
Очевидно, что некоторые Предприниматели хотят этот набор изменить в свою сторону. Предприниматель вспоминает, что он сильная сторона в договоре и делает это, включая в договор выгодные только Предпринимателю условия, а потом тыкает потребителя в этот договор со словами "ну ты же подписал".
Потребитель конечно подписал. Мало кто вообще читает договор перед подписанием, а если и читают, то не всё понимают и соглашаются на самые невыгодные для себя условия. И в принципе это нормально, договор по большому счету нужен только если что-то пойдет не так, если одна из сторон нарушит свои обещания.
А вот когда что-то идет не так, можно открыть договор, внимательно его прочитать и посмотреть, какие условия будут применяться, а какие нет. Ведь все недопустимые условия теперь являются ничтожными. Это значит, что они не должны применяться сторонами и не будут учитываться судом при разрешении дела.
Что такое недопустимые условия, ущемляющие права потребителей
До 1 сентября 2022 года п.1 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" выглядел следующим образом:
Теперь выглядит так:
Вообще само определение, на мой взгляд, особо не поменялось, суть осталась прежней, но вот указание на то, что такие условия являются ничтожными, это очень позитивный шаг вперед. Раньше в ст. 16 было указано, что такие условия являются недействительными, что вносило некую неопределенность, поскольку у нас существуют два вида недействительности: ничтожность и оспоримость.
Если кратко, разница между ними заключается в том, что для того чтобы не применять оспоримое условие нужно было заявлять отдельное исковое требование о признании условия недействительным, а при ничтожности этого не требуется, ничтожное условие недействительно вне зависимости от того, признано оно судом недействительным или нет.
В принципе указание на ничтожность уже очень сильно облегчило бы жизнь, но законодатель пошел дальше и ввел п.2 ст. 16 Закона, в котором установил примерный перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя.
Остановимся на каждом из них, чтобы точно понимать что можно, а что нельзя включать в договор с потребителем.
- Условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;
Законодатель не даром поставил это условие на первое место. Право на односторонний отказ или изменение условий договора можно найти в Пользовательском соглашении (общих условиях) любого Банка или крупной торговой сети.
Например:
Или:
Альфа-банку предоставлено право изменять условия договора с потребителем только в сторону улучшения положения заемщика, а АО "МВМ" может отменить заказ только в том случае, если докажет, что необходимое количество товаров нельзя приобрести у другого продавца (фактическое отсутствие на рынке), следовательно, и Альфа-банк и МВМ включили в свои договоры недопустимые условия.
2. Условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;
Как известно, потребитель может судиться по своему месту жительства. Это одно из ключевых прав. Страна у нас большая и ездить судиться по месту нахождения Ответчика в Москву, когда ты живешь в Хабаровске, мягко скажем, неудобно. Понятно, что Предпринимателям тоже неудобно и они в договоре могут прописать, что все споры будут рассматриваться в конкретном суде по их месту нахождения (договорная подсудность).
7 лет назад такое условие встречалось повсеместно. У Альфа-банка, помню, такое условие точно было в общих условиях. Сейчас крупняки себе такого не позволяют, но вот кто помельче могут включить такое условие себе в договор.
При чем до 1.09.22 это условие признавалось судами оспоримым, то есть, если в исковом заявлении отдельно не было заявлено требование о признании такого условия недействительным, то дело легко могло улететь в Москву или куда еще хуже.
Сейчас же этот вопрос будет решен. Ни один образованный судья такое условие применять больше не должен.
3. Условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;
32 статья Закона О ЗПП предусматривает право потребителя отказаться от договора на выполнение работ (оказания услуг) в любое время до момента полного исполнения. Единственное последствие для потребителя в случае такого отказа - это обязанность потребителя компенсировать исполнителю фактически понесенные им расходы (которых может и не быть у Исполнителя).
Я и сам оказываю юридические услуги и понимаю, насколько это неприятно, когда ты уже наполовину составил какой-нибудь документ, перед этим изучив большой объем информации предоставленной клиентом, а тебе звонят и отказываются от твоих услуг. Фактических расходов соответственно никаких нет, предоплату нужно вернуть.
Понятно что это не всех устраивает, и некоторые исполнители прописывают, что в случае отказа от договора нужно выплатить штраф, либо предоплата не возвращается.
Фитнес-центры любят прописывать, что первый месяц занятий в центре составляет 50% от оплаты годового абонемента . Это тоже все сюда. Так делать нельзя.
4) Условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
Ответственность предусмотренная Законом О ЗПП следующая: Убытки, моральный вред, неустойка и штраф. Все это может по договору быть как исключено,, например указано, что продавец не уплачивает неустойку, так и поставлен какой-нибудь предел, например, продавец возмещает убытки, но не больше стоимости товара.
Так делать нельзя.
5) Условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;
В свое время тоже было очень популярное условие, некоторые банки прописывали в своих кредитных договорах, например, чтобы получить кредит нужно обязательно застраховаться или подключить какой-нибудь пакет услуг, но пара сотен исков быстро научила их это обходить
Сейчас на словах вам скажут что доп услуги, доп оборудование это обязательно, а в договоре пропишут, что необязательно, только по вашему желанию. И еще пропишут, что если возьмете доп услуги, то вам скидку дадут на машинку, а если откажитесь, то скидку отменят.
Вывод: ненужные доп. услуги навязывают, надо придумывать другой механизм защиты потребителя
6) Условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
Здесь все понятно и без комментариев.
7) Условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
Карта или наличные. Выбор за потребителем, а не за продавцом.
8) Условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
Чем п.8 (расторжение договора) отличается от п.1 (отказ от договора). Отказаться от договора можно без суда, просто уведомив другую сторону, расторгнуть договор можно только по решению суда. На мой взгляд, можно было бы и объединить эти два пункта. Суть у них одинаковая. Такие условия недопустимы
9) Условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
Такими условиями любят баловаться мелкие Предприниматели. Вместо неустойки 1 % в день пропишут 1% в месяц и т.д. Смысла в таком изменении конечно нет, потому что в суде это никогда не прокатывало и до 1.09.22, а теперь и подавно.
10) Условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;
В случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель может предъявить различные требования — начиная с устранения недостатков, заканчивая возвратом денежных средств.
Некоторые предприниматели считают, что возвращать деньги за некачественный товар это уже слишком хорошо для потребителя и прописывают в договоре только право на устранение недостатков, что по мнению законодателя также недопустимо.
11) Условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
Законом предусмотрено большое количество ситуаций, когда перед обращение в суд нужно написать претензию, или, например, обратиться к финансовому уполномоченному. Снижаем нагрузку на судебную систему как можем.
Но по общему правилу, этого не требуется, но некоторые Предприниматели все равно прописывают, что перед обращением в суд нужно обязательно обратиться с претензией. Смысла в таком пункте нет, а к административной ответственности привлечь могут
12) Условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
Здесь скорее всего речь идет о том, что в период гарантийного срока доказывать тот факт, что недостаток возник из-за нарушения потребителем правил использования товара должен Продавец (п.6 ст. 18 Закона О ЗПП).
Честно я ни разу не встречал случая, чтобы в договоре это правило меняли, но все может быть.
13) Условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса РФ, нельзя прописывать в договоре, что каким-либо из этих способов потребитель не может восспользоваться.
Средства - это обращение в суд, обращение в гос. органы или общественные организации.
14) Условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
Вот этот пункт поставил меня в тупик. Прямо загадка какая-то, что это за условия такие. Возможно кто-то сможет подсказать в комментариях. Лично я с таким не встречался. Возможно законодатель немного суеверный.
Кроме того, 15 пунктом законодатель указал, что возможны и иные недопустимые условия договора. Они будут появляться это я знаю точно. Порой со мной консультируются Предприниматели, чтобы обсудить на соответствие закону их новые уловки. Иногда у них очень хорошо получается. Очень интересную схему с параллельным импортом автомобилей придумали, чтобы вывести такие автомобили из-под действия закона О ЗПП. Если реализуют будет грустно.
Что делать потребителю если он нашел недопустимые условия в своем договоре
Да в принципе ничего не делать. Пока все хорошо и продавец исполняет свои обязательства надлежащим образом, вас это волновать не должно.
Если вдруг что-то пойдет не так и вам надо будет обращаться за защитой, особо тоже не волноваться, все эти условия являются ничтожными и не будут применяться и учитываться судом при вынесении решения.
Стоит ли предпринимателю включать в договоры с потребителями недопустимые условия
Конечно нет. Они вас никак не защищают, а только дают ложную уверенность в том, что если что-то пойдет не так вы защищены договором. Ничем вы не защищены. Будет действовать Закон, а не ваш договор.
Кроме того, п.2 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
Ответственность следующая: административный штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Получать по десятке штрафа за каждый свой договор это я считаю серьезный аргумент. Потребитель в суд может не пойти, а вот накатать жалобу в Роспотребнадзор не вставая со стула может легко.
Так что проверяйте свои договора, исключайте недопустимые условия и спите спокойно, при том, что есть много куда более рабочих способов как строить свои отношения с потребителем в рамках правого поля.
Надеюсь, статья была вам полезна. Не забываем подписываться на мой канал в Telegram. Там много интересных мелочей по защите прав потребителей, которые я не публикую на vc.ru.
Сейчас где-то напряглись юристы Яндекс.Маркета, СММ, Мвидео, Озон, Островка.
Не напряглись. Это формальная имплементация в закон, все это и так уже было и применялось в практике.
Самое спорное условие тут - про изменение договора. Это все хорошо, пока вы не оказываетесь по другую сторону. Гораздо логичнее было бы указать границы и запретить менять договор, если изменения выходят за них.
Ну и указание на ничтожность в теории хорошо. Но на практике мало что меняет.
Вот кстати, насчет маркетплейсов.
А они вообще несут хоть какую-то ответственность?
Просто пример по восьмому пункту.
Маркетплейс не смог доставить товар в указанный срок и отменил заказ, вернув деньги. У меня послетали кэшбэки и промокоды, перезаказать повторно с теми же условиями не могу.
По закону договор заключался с продавцом, а не с агрегатором, ведь в чеке есть ИНН поставщика.
И судиться приходится с продавцом, который какой-нибудь ИП или левый магазин, который не имеет отношения к отмене заказа и к соглашению с пользователем Яндекс маркета.
Роспотребнадзор говорит, что к маркетплейсу вопросов нет, ведь они агрегатор просто.
Так и как тут быть? Их к ответственности не привлечь, получается, потому что товар то покупается у продавца, соответственно и договор с продавцом.
Поддерживаю, такая же ситуация. Но у меня чек от Я.Маркета и указаны их данные в качестве продавца.
Вернули деньги, вместо товара и сказали, что тех.ошибка. перепокупайте заново с большей ценой, соответственно.
Если появится информация, буду признателен.
Вы видимо плохо читали статью и пункты закона:
Условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора)Агрегаторы давно включили в список ответственных.
Вот-вот. Продавец сдал товар вовремя и все ок. Маркетплейс накосячил, а виноват продавец. Который как говорится не сном не духом
А разве раньше нельзя было в порядке регрессии взыскать с маркетплейса убытки, которые продавец понёс после иска покупателя?
Я изготавливаю мебель на заказ. Предположим, я заключил договор на изготовление кухни, взял аванс у заказчика. А завтра доллар улетел на 120, поставщики материалов и фурнитуры подняли ценник в два раза (прецедент от 24 февраля). А закупиться я не успел. Как мне подстраховаться от такой ситуации?
А если бы курс упал и ваша маржа выросла? Снизили бы цену по уже заключённому договору?
На мой взгляд никак, это ваш предпринимательский риск, вариант только договариваться с потребителем
Опционами на курс доллара. На бирже.
Комментарий недоступен
Вопрос в тему. А если некая фирма по изготовлению мебели берет аванс, в размере 70%, и далее просто морозится и не отправляет заказ( находятся в другом городе)
Имеет ли смысл идти в мусарню с их фейк договором который они без печати мне скинули, или не трепать себе нервы?
ну значит вам просто не повезло, возможно только договорится с заказчиком о новой цене или же отменить данный заказ.
Попытаться изменить договор в суде.
А в целом пожелать добра и счастья чуваку на букву П.
Вы ведете предпринимательскую деятельность, это ваши риски и проблемы. Купите заранее фурнитуру, или договоритесь с поставщиком, имейте запас, вариантов много.
А как быть допустим тем кто обязан собрать уникальный станок за 1-5 лет? Закладывают в цену риски, на предоплату берут самые рискованные детали. Условно — "из 10 заказов, 1 пролетел, но наценка такая что фирма все равно в плюсе".
Иметь запас кэша.
Надо отметить, что все это пока не касается покупателей квартир в новостроек.
Минстрой вывел покупателей квартир в новостройках из-под защиты ЗОПП до конца 2022 года.
Но что-то подсказывает что продлят это дело 2023 года.
вот хитрожопые
Интересно, что изменения в этот закон подаются как забота о потребителе в тяжёлый период от недобросовестных субъектов экономической деятельности. Но это какой-то замкнутый круг: предпринимателям завинчивают гайки, они в свою очередь начинают обходить закон путем всяких подставных юр лиц исполнителей, попутно закладывая возросшие издержки в цену товара. Как результат по отчетам о результативности закона на бумаге все гладко и штрафы в бюджет поступают рекой, но формируются эти штрафы из денег добытых от потребителей оштрафованных предпринимателей. Получается на каждый такой чих законодателя бизнес отвечает повышением расценок на товары/услуги, тк штрафы госорганов давно уже закладываются в бизнес модели как статьи бюджетов на косвенные расходы. Так что не уверен, что реальный потребитель выиграл от этого закона.
Комментарий недоступен
полезная статья, было интересно читать
спасибо!)
Василий, Вы молодец! Делаете хорошее дело, заставляя всех работать честно.
Имеет ли право частная мед.клиника отдельно прописывать платные консультацию терапевта, введение препарата, если я хочу сделать формально бесплатную прививку от гриппа, ковида, но нужного мне лекарства нет в наличии по ОМС? К сожалению, в платных клиниках по назначению от участкового врача ничего не делают, навязывают доп. осмотр.
Вот сволочи. А еще если принести им ампулу с но-шпой, чтобы сделали укол, тоже бесплатно отказываются колоть.
Хотелось-бы видеть в начале статьи краткую и простую интерпретацию условий. Положил в закладки.
на мой взгляд, нет
только угроза штрафов помогает крупному бизнесу понять маленьких клиентов
При здоровой конкуренции любой бизнес сам захочет понять своего клиента
14. условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
Наверно это про всякие котлы и прочую технику, которую вроде как должен подключать специалист, а не сам потребитель.
как вариант)
Только если «подключение специалистом» признают недостатком. Или нет?
Думаю 14 пункт про историю, когда предприниматель говорит, что обратиться по недостатку товара или услуги можно только до истечения какого-то короткого времени. Типа возможность реализовать право ставится в зависимость от времени обнаружения недостатка.
Комментарий недоступен
Сразу видна забота авторов закона о предпринимателях. Семимильными шагами поддерживаем малый бизнес. Столько поддержки в ЗоЗПП, что аж спину гнет.
Смешно, что по факту запретили отказ от договора. Рынок - это не зарплату на работе получать. Рынок - это меняющаяся штука. А по этим изменениям ЗоЗПП - теперь нормально даже возврат средств нельзя сделать клиенту.
Комменты автора убойные "предприниматель должен доказать что не мог перекупить товар нигде в другом месте". А с какого перепугу он должен это делать? Или предпринимателю кто-то дотации дал, за счет которых он в минус себе будет клиента обслуживать?
Вредители какие-то эти правки внесли, откровенно говоря.
Не с перепугу, а по закону, и если нужно будет обслуживать в минус. Советую ознакомиться с понятием "предпринимательские риски".
а зачем вы соглашаетесь на невыгодные вам условия? вам не нравится что ситуация изменилась и хочется кинуть клиента вернув деньги? Хмм.
Может с вами тоже так делать? допустим собираете кухни, договорились о фасаде, раскройке, фурнитуре итп. Оплатили, материал едет. Цены взлетают, поставщик говорит — слушай, дорогой, цена не вариант, все так подорожал, ты либо доплачивай либо я отменяю заказ, и выставлю его снова на продажу как мне удобно.
Василий, поясните, пожалуйста по:
7) Условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
Карта или наличные. Выбор за потребителем, а не за продавцом.
Как это будет работать для интернет-магазинов при продаже в другие города, с доставкой через ТК. Здесь, по понятным причинам, возможна только оплата картой, выбора наличных быть не может. Это будет трактоваться как нарушение закона?
У Озона, к примеру, вообще нет оплаты за наличные. Это теперь нарушение?
Ну Озон вполне может открыть одну кассу в Петропавловске на Камчатке по приёму наличных платежей и вы сможете в любое время приехать туда и оплатить заказ.
В суде постоянно прокатывает просьба снизить неустойку по ст. 333 ГК РФ. И потому абсолютно все равно, что прописано в договоре и законе (Законе!). Никаких 1%/3% вы не получите. 0,01% - может быть. Вообще не понимаю смысл указания неустойки в закон ОЗПП - она не применяется в реальности.
Она прекрасно применяется и до 0,01 не снижают. Примеров где не режут, а даже если режут то адекватно полно. Тем более при желании можно обжаловать применение 333 потому что сослаться мало, надо обосновать несоразмерность, конечно суды это редко делают, но если идти до Верховного то лучше будет. Да и без Верховного даже если и режут то адекватно а не с 100000 до 1 рубля)) любой практикующий юрист вам это скажет (и да, я тоже таковым являюсь), что в реальности применяется и ещё как. Даже далеко идти не надо, автор уверен поддержит меня в этом вопросе, тем более он специализируется исключительно на потребительских спорах и подобных примеров гораздо больше.
А что насчет случаев когда при продаже авто добавляют допы - карты помощи на дорогах через опционные договора или договора поручительства, и типа ЗОПП на такие договора не распространяется?
Вангую, что ничего не изменится. Скажем у банков и опсосов 110% есть статья в каком-то другом законе, разрешающая одностороннее изменение договора. Всё это максимум коснется мелких предпринимателей.
Странно, что тут ничего нет про условие договора, когда при покупке курса, например, пишут, что если вы прошли первые три занятия ( из курса, которой длится месяца 3), то деньги вам за него уже не вернут. Почему такое пишут в договорах, если это незаконно. И вот есть два вопроса.
1. Этот закон будет применяться только к новым договорам заключённых после какой-то даты или ко всем?
2. Есть ли какой-то срок давности, сколько времени есть у потребителя, чтобы подать в суд по поводу возврата денег (если отказываются) или некачественно оказанных услуг? На примере условного курса. Купила я его положим завтра, через пару занятий поняла что не моё, или заболела не смогла пройти. Сколько есть времени чтобы подать в суд? Месяц, пол года, три года, пять лет...? Буду благодарна, если ответите на какие-то из вопросов. Ну и за статью спасибо. Интересно, поонятно
Крайне сильно напряглись 😅
Интересная статья
Интересная статья, спасибо
Отличная статья, прямиком в закладки , на экстренный случай )
Комментарий недоступен
Пункт 14 на нормальном языке -запрещено отказывать в возврате/обмене/устранении недостатков товара условиями,не связанными с самим товаром.Например, холодильник можно вернуть только при курсе доллара выше 65 рублей/в летнее время года/итд
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Хорошая статья Василий! Может подскажете насчет п.2- теперь продавец может прописывать в договоре место судебного разбирательства? До этого всегда было по месту жительства истца, вернее по его желанию, что тоже самое, а теперь по месту прописанному в договоре?
Наоборот, теперь если продавец пропишет какую либо догорную продавец этот условие не будет иметь Юрид силы
Большое спасибо за статью! Очень полезная информация.
Схоронил на будущее!
Да хорошая статья. Василий, при покупке авто у оф. автодилера в кредит, он подсовывает договор, что кредит я могу погасить полностью только на 62-ой день, что, как я понимаю противоречит закону. Этот договор/условия также считаются ничтожными?
Может ли наличие каких-либо незаконных пунктов (условий) договора повлечь к признанию недействительным всего договора? А после исполнений договора и его оплаты это возмоно?
А вот по поводу 6-го пункта, по которому "всё понятно"
6) Условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
Дело в том, что компании могут прописать "согласие клиента" на предоставление дополнительных услуг и участие в акциях, а также на продление услуг.
Потом ссылаться на ГК РФ 158.3 и вуаля - подключаем бесплатную услугу на месяц, а далее платно. Обычно узнаёшь о подключённой услуге по списанию средств, а не выражая явное согласие.
Комментарий недоступен