{"id":14281,"url":"\/distributions\/14281\/click?bit=1&hash=ab757d18c623a4013353d71493ed166f5261785dc223f01a84b7b3412c030874","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0435\u043c\u043f\u044b \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438? ","buttonText":"","imageUuid":""}

Топ-14 недопустимых условий договора с потребителем

Всем привет. Это Василий Черепанов. У нас здесь изменения в закон «О защите прав потребителей» подъехали — давайте их разберем. Будет полезно как потребителям, так и предпринимателям.

В чем суть изменений

Законодателем был установлен перечень условий договора, за которые Предпринимателя могут привлечь к административной ответственности, а Потребитель, увидев их в договоре, может с радостью воскликнуть: «Нет, Родной, это незаконно!»

Зачем это надо

Сама суть Закона о защите прав потребителей заключается в том, что он закрепляет минимальный набор прав и обязанностей (в основном прав Потребителей и обязанностей Предпринимателей).

Очевидно, что некоторые Предприниматели хотят этот набор изменить в свою сторону. Предприниматель вспоминает, что он сильная сторона в договоре и делает это, включая в договор выгодные только Предпринимателю условия, а потом тыкает потребителя в этот договор со словами "ну ты же подписал".

Потребитель конечно подписал. Мало кто вообще читает договор перед подписанием, а если и читают, то не всё понимают и соглашаются на самые невыгодные для себя условия. И в принципе это нормально, договор по большому счету нужен только если что-то пойдет не так, если одна из сторон нарушит свои обещания.

А вот когда что-то идет не так, можно открыть договор, внимательно его прочитать и посмотреть, какие условия будут применяться, а какие нет. Ведь все недопустимые условия теперь являются ничтожными. Это значит, что они не должны применяться сторонами и не будут учитываться судом при разрешении дела.

Что такое недопустимые условия, ущемляющие права потребителей

До 1 сентября 2022 года п.1 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" выглядел следующим образом:

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Теперь выглядит так:

Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Вообще само определение, на мой взгляд, особо не поменялось, суть осталась прежней, но вот указание на то, что такие условия являются ничтожными, это очень позитивный шаг вперед. Раньше в ст. 16 было указано, что такие условия являются недействительными, что вносило некую неопределенность, поскольку у нас существуют два вида недействительности: ничтожность и оспоримость.

Если кратко, разница между ними заключается в том, что для того чтобы не применять оспоримое условие нужно было заявлять отдельное исковое требование о признании условия недействительным, а при ничтожности этого не требуется, ничтожное условие недействительно вне зависимости от того, признано оно судом недействительным или нет.

В принципе указание на ничтожность уже очень сильно облегчило бы жизнь, но законодатель пошел дальше и ввел п.2 ст. 16 Закона, в котором установил примерный перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя.

Важно понимать, что этот перечень появился не сам собой. Он годами формировался судебной практикой. А это значит, что все эти условия время от времени используются Предпринимателями.

Остановимся на каждом из них, чтобы точно понимать что можно, а что нельзя включать в договор с потребителем.

  1. Условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;

Законодатель не даром поставил это условие на первое место. Право на односторонний отказ или изменение условий договора можно найти в Пользовательском соглашении (общих условиях) любого Банка или крупной торговой сети.

Например:

В соответствии с ч.1 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации Стороны договорились, что Банк имеет право вносить изменения и (или) дополнения в условия Договора и (или) в Тарифы

Или:

Если после получения Заказа Продавцом обнаруживается, что в наличии отсутствует необходимое количество заказанного Товара, Продавец информирует об этом Покупателя по телефону и/или электронным письмом. В этом случае Продавец вправе отменить заказ, если он не был оплачен Потребителем. В случае, если заказ был предварительно оплачен Потребителем, Продавец осуществляет возврат уплаченных Потребителем за товар денежных средств.

П. 3.6 Публичной оферты М-Видео

Альфа-банку предоставлено право изменять условия договора с потребителем только в сторону улучшения положения заемщика, а АО "МВМ" может отменить заказ только в том случае, если докажет, что необходимое количество товаров нельзя приобрести у другого продавца (фактическое отсутствие на рынке), следовательно, и Альфа-банк и МВМ включили в свои договоры недопустимые условия.

2. Условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;

Как известно, потребитель может судиться по своему месту жительства. Это одно из ключевых прав. Страна у нас большая и ездить судиться по месту нахождения Ответчика в Москву, когда ты живешь в Хабаровске, мягко скажем, неудобно. Понятно, что Предпринимателям тоже неудобно и они в договоре могут прописать, что все споры будут рассматриваться в конкретном суде по их месту нахождения (договорная подсудность).

7 лет назад такое условие встречалось повсеместно. У Альфа-банка, помню, такое условие точно было в общих условиях. Сейчас крупняки себе такого не позволяют, но вот кто помельче могут включить такое условие себе в договор.

При чем до 1.09.22 это условие признавалось судами оспоримым, то есть, если в исковом заявлении отдельно не было заявлено требование о признании такого условия недействительным, то дело легко могло улететь в Москву или куда еще хуже.

Сейчас же этот вопрос будет решен. Ни один образованный судья такое условие применять больше не должен.

3. Условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;

32 статья Закона О ЗПП предусматривает право потребителя отказаться от договора на выполнение работ (оказания услуг) в любое время до момента полного исполнения. Единственное последствие для потребителя в случае такого отказа - это обязанность потребителя компенсировать исполнителю фактически понесенные им расходы (которых может и не быть у Исполнителя).

Я и сам оказываю юридические услуги и понимаю, насколько это неприятно, когда ты уже наполовину составил какой-нибудь документ, перед этим изучив большой объем информации предоставленной клиентом, а тебе звонят и отказываются от твоих услуг. Фактических расходов соответственно никаких нет, предоплату нужно вернуть.

Понятно что это не всех устраивает, и некоторые исполнители прописывают, что в случае отказа от договора нужно выплатить штраф, либо предоплата не возвращается.

Фитнес-центры любят прописывать, что первый месяц занятий в центре составляет 50% от оплаты годового абонемента . Это тоже все сюда. Так делать нельзя.

4) Условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

Ответственность предусмотренная Законом О ЗПП следующая: Убытки, моральный вред, неустойка и штраф. Все это может по договору быть как исключено,, например указано, что продавец не уплачивает неустойку, так и поставлен какой-нибудь предел, например, продавец возмещает убытки, но не больше стоимости товара.

Так делать нельзя.

5) Условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;

В свое время тоже было очень популярное условие, некоторые банки прописывали в своих кредитных договорах, например, чтобы получить кредит нужно обязательно застраховаться или подключить какой-нибудь пакет услуг, но пара сотен исков быстро научила их это обходить

Сейчас на словах вам скажут что доп услуги, доп оборудование это обязательно, а в договоре пропишут, что необязательно, только по вашему желанию. И еще пропишут, что если возьмете доп услуги, то вам скидку дадут на машинку, а если откажитесь, то скидку отменят.

Вывод: ненужные доп. услуги навязывают, надо придумывать другой механизм защиты потребителя

6) Условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;

Здесь все понятно и без комментариев.

7) Условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);

Карта или наличные. Выбор за потребителем, а не за продавцом.

8) Условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;

Чем п.8 (расторжение договора) отличается от п.1 (отказ от договора). Отказаться от договора можно без суда, просто уведомив другую сторону, расторгнуть договор можно только по решению суда. На мой взгляд, можно было бы и объединить эти два пункта. Суть у них одинаковая. Такие условия недопустимы

9) Условия, которые уменьшают размер законной неустойки;

Такими условиями любят баловаться мелкие Предприниматели. Вместо неустойки 1 % в день пропишут 1% в месяц и т.д. Смысла в таком изменении конечно нет, потому что в суде это никогда не прокатывало и до 1.09.22, а теперь и подавно.

10) Условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;

В случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель может предъявить различные требования — начиная с устранения недостатков, заканчивая возвратом денежных средств.

Некоторые предприниматели считают, что возвращать деньги за некачественный товар это уже слишком хорошо для потребителя и прописывают в договоре только право на устранение недостатков, что по мнению законодателя также недопустимо.

11) Условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;

Законом предусмотрено большое количество ситуаций, когда перед обращение в суд нужно написать претензию, или, например, обратиться к финансовому уполномоченному. Снижаем нагрузку на судебную систему как можем.

Но по общему правилу, этого не требуется, но некоторые Предприниматели все равно прописывают, что перед обращением в суд нужно обязательно обратиться с претензией. Смысла в таком пункте нет, а к административной ответственности привлечь могут

12) Условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;

Здесь скорее всего речь идет о том, что в период гарантийного срока доказывать тот факт, что недостаток возник из-за нарушения потребителем правил использования товара должен Продавец (п.6 ст. 18 Закона О ЗПП).

Честно я ни разу не встречал случая, чтобы в договоре это правило меняли, но все может быть.

13) Условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса РФ, нельзя прописывать в договоре, что каким-либо из этих способов потребитель не может восспользоваться.

Средства - это обращение в суд, обращение в гос. органы или общественные организации.

14) Условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);

Вот этот пункт поставил меня в тупик. Прямо загадка какая-то, что это за условия такие. Возможно кто-то сможет подсказать в комментариях. Лично я с таким не встречался. Возможно законодатель немного суеверный.

Кроме того, 15 пунктом законодатель указал, что возможны и иные недопустимые условия договора. Они будут появляться это я знаю точно. Порой со мной консультируются Предприниматели, чтобы обсудить на соответствие закону их новые уловки. Иногда у них очень хорошо получается. Очень интересную схему с параллельным импортом автомобилей придумали, чтобы вывести такие автомобили из-под действия закона О ЗПП. Если реализуют будет грустно.

Что делать потребителю если он нашел недопустимые условия в своем договоре

Да в принципе ничего не делать. Пока все хорошо и продавец исполняет свои обязательства надлежащим образом, вас это волновать не должно.

Если вдруг что-то пойдет не так и вам надо будет обращаться за защитой, особо тоже не волноваться, все эти условия являются ничтожными и не будут применяться и учитываться судом при вынесении решения.

Стоит ли предпринимателю включать в договоры с потребителями недопустимые условия

Конечно нет. Они вас никак не защищают, а только дают ложную уверенность в том, что если что-то пойдет не так вы защищены договором. Ничем вы не защищены. Будет действовать Закон, а не ваш договор.

Кроме того, п.2 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Ответственность следующая: административный штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Получать по десятке штрафа за каждый свой договор это я считаю серьезный аргумент. Потребитель в суд может не пойти, а вот накатать жалобу в Роспотребнадзор не вставая со стула может легко.

Так что проверяйте свои договора, исключайте недопустимые условия и спите спокойно, при том, что есть много куда более рабочих способов как строить свои отношения с потребителем в рамках правого поля.

Надеюсь, статья была вам полезна. Не забываем подписываться на мой канал в Telegram. Там много интересных мелочей по защите прав потребителей, которые я не публикую на vc.ru.

0
118 комментариев
Написать комментарий...
Darya Hihihaha

Сейчас где-то напряглись юристы Яндекс.Маркета, СММ, Мвидео, Озон, Островка.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Не напряглись. Это формальная имплементация в закон, все это и так уже было и применялось в практике.

Самое спорное условие тут - про изменение договора. Это все хорошо, пока вы не оказываетесь по другую сторону. Гораздо логичнее было бы указать границы и запретить менять договор, если изменения выходят за них.

Ну и указание на ничтожность в теории хорошо. Но на практике мало что меняет.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Артем Плаксин

Вот кстати, насчет маркетплейсов.

А они вообще несут хоть какую-то ответственность?

Просто пример по восьмому пункту.

Маркетплейс не смог доставить товар в указанный срок и отменил заказ, вернув деньги. У меня послетали кэшбэки и промокоды, перезаказать повторно с теми же условиями не могу.

По закону договор заключался с продавцом, а не с агрегатором, ведь в чеке есть ИНН поставщика.

И судиться приходится с продавцом, который какой-нибудь ИП или левый магазин, который не имеет отношения к отмене заказа и к соглашению с пользователем Яндекс маркета.

Роспотребнадзор говорит, что к маркетплейсу вопросов нет, ведь они агрегатор просто.

Так и как тут быть? Их к ответственности не привлечь, получается, потому что товар то покупается у продавца, соответственно и договор с продавцом.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Поддерживаю, такая же ситуация. Но у меня чек от Я.Маркета и указаны их данные в качестве продавца.
Вернули деньги, вместо товара и сказали, что тех.ошибка. перепокупайте заново с большей ценой, соответственно.
Если появится информация, буду признателен.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Алекс Д.

Вы видимо плохо читали статью и пункты закона:

Условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора)

Агрегаторы давно включили в список ответственных.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Виктор Д.

Вот-вот. Продавец сдал товар вовремя и все ок. Маркетплейс накосячил, а виноват продавец. Который как говорится не сном не духом

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Круглов

А разве раньше нельзя было в порядке регрессии взыскать с маркетплейса убытки, которые продавец понёс после иска покупателя?

Ответить
Развернуть ветку
Εгор Κонстантинов

Я изготавливаю мебель на заказ. Предположим, я заключил договор на изготовление кухни, взял аванс у заказчика. А завтра доллар улетел на 120, поставщики материалов и фурнитуры подняли ценник в два раза (прецедент от 24 февраля). А закупиться я не успел. Как мне подстраховаться от такой ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
Артур

А если бы курс упал и ваша маржа выросла? Снизили бы цену по уже заключённому договору?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Василий Черепанов
Автор

На мой взгляд никак, это ваш предпринимательский риск, вариант только договариваться с потребителем

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Как мне подстраховаться от такой ситуации?

Опционами на курс доллара. На бирже.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bro.777

Вопрос в тему. А если некая фирма по изготовлению мебели берет аванс, в размере 70%, и далее просто морозится и не отправляет заказ( находятся в другом городе)
Имеет ли смысл идти в мусарню с их фейк договором который они без печати мне скинули, или не трепать себе нервы?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Rokia Acirbal

ну значит вам просто не повезло, возможно только договорится с заказчиком о новой цене или же отменить данный заказ.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Попытаться изменить договор в суде.
А в целом пожелать добра и счастья чуваку на букву П.

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

Вы ведете предпринимательскую деятельность, это ваши риски и проблемы. Купите заранее фурнитуру, или договоритесь с поставщиком, имейте запас, вариантов много.
А как быть допустим тем кто обязан собрать уникальный станок за 1-5 лет? Закладывают в цену риски, на предоплату берут самые рискованные детали. Условно — "из 10 заказов, 1 пролетел, но наценка такая что фирма все равно в плюсе".

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir G.

Иметь запас кэша.

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Надо отметить, что все это пока не касается покупателей квартир в новостроек.
Минстрой вывел покупателей квартир в новостройках из-под защиты ЗОПП до конца 2022 года.
Но что-то подсказывает что продлят это дело 2023 года.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Levi

вот хитрожопые

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Mayorov Sergey

Интересно, что изменения в этот закон подаются как забота о потребителе в тяжёлый период от недобросовестных субъектов экономической деятельности. Но это какой-то замкнутый круг: предпринимателям завинчивают гайки, они в свою очередь начинают обходить закон путем всяких подставных юр лиц исполнителей, попутно закладывая возросшие издержки в цену товара. Как результат по отчетам о результативности закона на бумаге все гладко и штрафы в бюджет поступают рекой, но формируются эти штрафы из денег добытых от потребителей оштрафованных предпринимателей. Получается на каждый такой чих законодателя бизнес отвечает повышением расценок на товары/услуги, тк штрафы госорганов давно уже закладываются в бизнес модели как статьи бюджетов на косвенные расходы. Так что не уверен, что реальный потребитель выиграл от этого закона.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Ефремов

полезная статья, было интересно читать

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Sendero

Василий, Вы молодец! Делаете хорошее дело, заставляя всех работать честно.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Имеет ли право частная мед.клиника отдельно прописывать платные консультацию терапевта, введение препарата, если я хочу сделать формально бесплатную прививку от гриппа, ковида, но нужного мне лекарства нет в наличии по ОМС? К сожалению, в платных клиниках по назначению от участкового врача ничего не делают, навязывают доп. осмотр.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Ефимов

Вот сволочи. А еще если принести им ампулу с но-шпой, чтобы сделали укол, тоже бесплатно отказываются колоть.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Коновалов

Хотелось-бы видеть в начале статьи краткую и простую интерпретацию условий. Положил в закладки.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

на мой взгляд, нет

Ответить
Развернуть ветку
Sokol

только угроза штрафов помогает крупному бизнесу понять маленьких клиентов

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

При здоровой конкуренции любой бизнес сам захочет понять своего клиента

Ответить
Развернуть ветку
BoS

14. условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
Наверно это про всякие котлы и прочую технику, которую вроде как должен подключать специалист, а не сам потребитель.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

как вариант)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Toxic Person

Только если «подключение специалистом» признают недостатком. Или нет?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mayorov Sergey

Думаю 14 пункт про историю, когда предприниматель говорит, что обратиться по недостатку товара или услуги можно только до истечения какого-то короткого времени. Типа возможность реализовать право ставится в зависимость от времени обнаружения недостатка.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бучаков

Сразу видна забота авторов закона о предпринимателях. Семимильными шагами поддерживаем малый бизнес. Столько поддержки в ЗоЗПП, что аж спину гнет.

Смешно, что по факту запретили отказ от договора. Рынок - это не зарплату на работе получать. Рынок - это меняющаяся штука. А по этим изменениям ЗоЗПП - теперь нормально даже возврат средств нельзя сделать клиенту.

Комменты автора убойные "предприниматель должен доказать что не мог перекупить товар нигде в другом месте". А с какого перепугу он должен это делать? Или предпринимателю кто-то дотации дал, за счет которых он в минус себе будет клиента обслуживать?

Вредители какие-то эти правки внесли, откровенно говоря.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov
А с какого перепугу он должен это делать? Или предпринимателю кто-то дотации дал, за счет которых он в минус себе будет клиента обслуживать?

Не с перепугу, а по закону, и если нужно будет обслуживать в минус. Советую ознакомиться с понятием "предпринимательские риски".

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
badResistor

а зачем вы соглашаетесь на невыгодные вам условия? вам не нравится что ситуация изменилась и хочется кинуть клиента вернув деньги? Хмм.

Может с вами тоже так делать? допустим собираете кухни, договорились о фасаде, раскройке, фурнитуре итп. Оплатили, материал едет. Цены взлетают, поставщик говорит — слушай, дорогой, цена не вариант, все так подорожал, ты либо доплачивай либо я отменяю заказ, и выставлю его снова на продажу как мне удобно.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Pobeda

Василий, поясните, пожалуйста по:

7) Условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
Карта или наличные. Выбор за потребителем, а не за продавцом.

Как это будет работать для интернет-магазинов при продаже в другие города, с доставкой через ТК. Здесь, по понятным причинам, возможна только оплата картой, выбора наличных быть не может. Это будет трактоваться как нарушение закона?
У Озона, к примеру, вообще нет оплаты за наличные. Это теперь нарушение?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений О.

Ну Озон вполне может открыть одну кассу в Петропавловске на Камчатке по приёму наличных платежей и вы сможете в любое время приехать туда и оплатить заказ.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Lukyanov
> Вместо неустойки 1 % в день пропишут 1% в месяц и т.д. Смысла в таком изменении конечно нет, потому что в суде это никогда не прокатывало и до 1.09.22, а теперь и подавно.

В суде постоянно прокатывает просьба снизить неустойку по ст. 333 ГК РФ. И потому абсолютно все равно, что прописано в договоре и законе (Законе!). Никаких 1%/3% вы не получите. 0,01% - может быть. Вообще не понимаю смысл указания неустойки в закон ОЗПП - она не применяется в реальности.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
>> В суде постоянно прокатывает просьба снизить неустойку по ст. 333 ГК РФ. И потому абсолютно все равно, что прописано в договоре и законе (Законе!). Никаких 1%/3% вы не получите. 0,01% - может быть. Вообще не понимаю смысл указания неустойки в закон ОЗПП - она не применяется в реальности.

Она прекрасно применяется и до 0,01 не снижают. Примеров где не режут, а даже если режут то адекватно полно. Тем более при желании можно обжаловать применение 333 потому что сослаться мало, надо обосновать несоразмерность, конечно суды это редко делают, но если идти до Верховного то лучше будет. Да и без Верховного даже если и режут то адекватно а не с 100000 до 1 рубля)) любой практикующий юрист вам это скажет (и да, я тоже таковым являюсь), что в реальности применяется и ещё как. Даже далеко идти не надо, автор уверен поддержит меня в этом вопросе, тем более он специализируется исключительно на потребительских спорах и подобных примеров гораздо больше.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Xiaomi Mi

А что насчет случаев когда при продаже авто добавляют допы - карты помощи на дорогах через опционные договора или договора поручительства, и типа ЗОПП на такие договора не распространяется?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений О.

Вангую, что ничего не изменится. Скажем у банков и опсосов 110% есть статья в каком-то другом законе, разрешающая одностороннее изменение договора. Всё это максимум коснется мелких предпринимателей.

Ответить
Развернуть ветку
Нина Курбатова

Странно, что тут ничего нет про условие договора, когда при покупке курса, например, пишут, что если вы прошли первые три занятия ( из курса, которой длится месяца 3), то деньги вам за него уже не вернут. Почему такое пишут в договорах, если это незаконно. И вот есть два вопроса.
1. Этот закон будет применяться только к новым договорам заключённых после какой-то даты или ко всем?
2. Есть ли какой-то срок давности, сколько времени есть у потребителя, чтобы подать в суд по поводу возврата денег (если отказываются) или некачественно оказанных услуг? На примере условного курса. Купила я его положим завтра, через пару занятий поняла что не моё, или заболела не смогла пройти. Сколько есть времени чтобы подать в суд? Месяц, пол года, три года, пять лет...? Буду благодарна, если ответите на какие-то из вопросов. Ну и за статью спасибо. Интересно, поонятно

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Крайне сильно напряглись 😅

Ответить
Развернуть ветку
Katy Shmit

Интересная статья

Ответить
Развернуть ветку
Katy Shmit

Интересная статья, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Toxic Person

Отличная статья, прямиком в закладки , на экстренный случай )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Алексеев

Пункт 14 на нормальном языке -запрещено отказывать в возврате/обмене/устранении недостатков товара условиями,не связанными с самим товаром.Например, холодильник можно вернуть только при курсе доллара выше 65 рублей/в летнее время года/итд

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр

Хорошая статья Василий! Может подскажете насчет п.2- теперь продавец может прописывать в договоре место судебного разбирательства? До этого всегда было по месту жительства истца, вернее по его желанию, что тоже самое, а теперь по месту прописанному в договоре?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

Наоборот, теперь если продавец пропишет какую либо догорную продавец этот условие не будет иметь Юрид силы

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Nefyodov

Большое спасибо за статью! Очень полезная информация.
Схоронил на будущее!

Ответить
Развернуть ветку
zemen

Да хорошая статья. Василий, при покупке авто у оф. автодилера в кредит, он подсовывает договор, что кредит я могу погасить полностью только на 62-ой день, что, как я понимаю противоречит закону. Этот договор/условия также считаются ничтожными?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Варёнов

Может ли наличие каких-либо незаконных пунктов (условий) договора повлечь к признанию недействительным всего договора? А после исполнений договора и его оплаты это возмоно?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлович

А вот по поводу 6-го пункта, по которому "всё понятно"
6) Условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;

Дело в том, что компании могут прописать "согласие клиента" на предоставление дополнительных услуг и участие в акциях, а также на продление услуг.
Потом ссылаться на ГК РФ 158.3 и вуаля - подключаем бесплатную услугу на месяц, а далее платно. Обычно узнаёшь о подключённой услуге по списанию средств, а не выражая явное согласие.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда