{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как защищать дизайн без патента в суде

Если нет патента — промышленный дизайн защитить невозможно. Это заблуждение встречается очень часто. Закрыли интернет пиратам и показали, как защищать дизайн в суде и без суда без патента.

ООО «Ставрос» 20 лет создает резные дизайнерские изделия из дерева для домашнего декора. Компания стала лидером рынка, но до 2021 года не защищала интеллектуальную собственность. Результат ожидаемый — пираты копировали дизайн изделий подчистую и выдавали за свой.

Компания пыталась обращаться в суды, но решения не всегда были в их пользу. Доказательств мало. В 2021 году «Ставрос» обратился в IREG IREG за помощью. Они задепонировали свои дизайны и начали блокировать пиратов в интернете без суда.

Депонирование — это добровольная фиксация объекта авторского права. Свидетельство о депонировании подтверждает, что правообладатель закрепил права на произведение.

Свидетельства о депонировании отправляют пиратам и в администрацию ресурсов, где размещен контент. Соцсети, маркетплейсы, хостинги смотрят, кому принадлежит произведение, и удаляют контрафакт.

Свидетельство о депонировании удобно отправлять онлайн для подтверждения прав на объект.

Так устранили 132 нарушения, об этом я рассказывала ранее.

На 2022 год осталось 12 объектов дизайна, нарушения прав на которые без суда блокировать не получилось. Конкуренты внесли изменения в дизайн и утверждали, что это не копирование. Объекты просто похожи. Оставался один выход — добиваться блокировки в суде.

«Ставрос» обратились к Павлу Бересневу, патентному поверенному и партнеру IREG. С ним компания подала иск в суд и выиграла дело. О том, как прошел процесс, и что помогло клиентам выстроить убедительную линию защиты — в нашем интервью с Павлом.

— Давайте сразу расставим все точки над ё. Авторское право защищает форму. Значит ли это, что если депонируется фотография, то и права возникают на фотографию, а не на то, что на ней?

— Это было одной из линий защиты ответчика, но так не работает. В данном случае депонировались именно трехмерные объекты резного декора. Не сами фотографии.

Чтобы задепонировать дизайн, его нужно как-то показать и представить зарегистрированный объект суду. Очевидно, принести электронному сервису для депонирования сами объекты невозможно. Поэтому в IREG представили их изображения.

Это могли быть не фотографии. Изобразить изделия можно было карандашом, ручкой, чертежом, как угодно. Суть та же — мы показали, какие именно изделия хотим зарегистрировать. Защиту получили трехмерные объекты, изображенные на снимках.

И суд это подтвердил.

— Тогда давайте начнем с начала. Расскажите, с чего началась подготовка к судебному процессу?

— В первую очередь мы привели в порядок всю внутреннюю документацию об интеллектуальных правах.

Объекты дизайна уже были задепонированы. Для суда мы разработали и заключили с сотрудниками, которые создавали дизайн, договоры и дополнительные соглашения. Прописали порядок передачи исключительных прав на объекты от авторов-работников к «Ставрос». Собрали платежные поручения в подтверждение оплаты авторам.

— Чтобы было полностью понятно, объясните, почему так важно оформлять платежные поручения?

— Гражданский кодекс утверждает, что компания может стать правообладателем работ сотрудников только после того, как выплатит им вознаграждение. У суда не должно быть сомнений в том, что сотрудникам заплатили. И заплатили именно за эти объекты дизайна.

Главный камень преткновения в суде — попытка ответчика доказать, что это он владелец объектов. Этот вопрос мы закрыли заранее. А дальше — собрали документы и подали исковое заявление.

Подделка очень похожа на оригинальный дизайн «Ставроса», но копирует его не полностью.

— Что было в суде?

— Ответчики несколько раз меняли линию защиты.

Сначала заявили, что трехмерные изображения резного декора нельзя защищать авторским правом. Компании нужно регистрировать промобразцы. Только при наличии патента эти изделия брать и изменять нельзя.

Это заявление не выдерживает критики. Авторское право защищает дизайн наравне с патентом на промышленный образец. И если автор передал исключительные права другому лицу, то и основания защищать их юридически перешли к правообладателю. Этим правом мы и воспользовались.

Авторское право защищает дизайн наравне с патентом на промышленный образец

Вторая линия защиты как раз заключалась в том, что защищались сами изображения, а не объекты на них. Будто у «Ставрос» были права только на фотографии. И можно было взять тот же дизайн, сделать похожие изделия, сфотографировать по-другому и пускать в продажу.

Но у правообладателя есть право на реализацию. Это значит, что никто не может создавать реальные объекты по чертежам и снимкам без разрешения. Плюс, у нас на руках были сертификаты о депонировании, договоры с сотрудниками, дополнительные соглашения, акты приемки-передачи. Было ясно, что депонировали и защищали не фотографии, а трехмерные объекты резного декора.

Разрешения на использование этих объектов «Ставрос» конкурентам не давал. Ответчики незаконно использовали работы, изображенные на фото.

И две автороведческие и искусствоведческие экспертизы это подтвердили.

Третья позиция заключалась в том, что конкуренты не воровали дизайн работ «Ставрос», а просто создали похожие изделия. На деле они использовали именно дизайн «Ставроса», но с небольшими переработками.

Речь в исковом заявлении не шла об идентичных объектах. Ответчики взяли чужой дизайн и без разрешения внесли в него свои правки. Это недобросовестная переработка. Более того, изменения были настолько минимальными, что говорить о параллельном творчестве другого человека было просто невозможно.

Изделия ответчиков были не похожими работами, а поддельными объектами.

Кроме того, незначительные изменения внесли одновременно в 12 дизайнов «Ставрос». Ни о каком личном творческом труде конкурентов речи быть не могло. И автороведческие экспертизы это тоже подтвердили.

— Ну, решение суда известно — он удовлетворил ваш иск полностью.

— Да.

По ГК РФ дизайн трехмерных изделий относится к объектам авторского права. Отсутствие новизны и оригинальности, которые необходимы для патентования промобразца, не исключает главного критерия авторского права — творческой работы.

Отсутствие новизны и оригинальности, которые необходимы для патентования промобразца, не исключает главного критерия авторского права — творческой работы.

Суд определил, что именно «Ставрос» является правообладателями всех 12-ти объектов. Это подтверждали договоры, акты приема-передачи и сертификаты о депонировании. Правообладатель может запретить кому угодно использовать его объекты. А отсутствие запрета еще не означает согласие.

Если кто-то использует чужой дизайн без разрешения — он нарушает закон. Факт нарушения был установлен, ответчик не смог доказать обратное. Факт заимствования и переработки подтвердили экспертизы. Мы убедили суд во всех ключевых аспектах: интеллектуальные права на работы принадлежат «Ставрос». Ответчики использовали и перерабатывали именно эти объекты без разрешения правообладателя.

Суд полностью удовлетворил наш иск, запретил ответчикам выдавать работы «Ставроса» за свои и продавать их.

Что делать, если воруют ваш дизайн

1. Подписать договоры о передаче исключительных прав на произведения с авторами. Обязательно подтвердить факт оплаты.

2. Депонировать объекты, которые авторы передают вам по договору, в IREG. Так у вас будут все подтверждения, что именно эти объекты вам передали авторы. Свидетельства можно использовать для блокировок без суда.

3. Отправить претензии нарушителям и в администрации ресурсов, где размещен пиратский контент. Объяснить, что ваши права нарушены и чего вы требуете. Приложить свидетельство о депонировании как документ, подтверждающий ваши права на объекты.

4. Обращаться в суд, если ваш дизайн не удалили. Вы можете требовать выплатить за каждое нарушение от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽, или просто устранить нарушения.

IREG — платформа для автоматической регистрации, подтверждения и защиты прав на интеллектуальную собственность. Позволяет получать права на свой продукт за 1 минуту и защитить их на 70 лет сразу в 181 стране без патентных поверенных, нотариусов и других специалистов.

Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях!

0
45 комментариев
Написать комментарий...
Наталья Калинина

Так, депонирование не распространяется на способ (изобретение)?

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Способ можно защитить только патентом на изобретение.

Но вам нужно получать права у авторов на все чертежи, код и другие объекты, которые для вас делали. Для этого нужно показать объекты с помощью депонирования и заключить с авторами договоры о передаче исключительных прав на эти объекты.

Потом патентовать.

Иначе авторы смогут продолжать ими пользоваться - продавать или даже аннулировать патент.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Калинина

А какая взаимосвязь между чертежами, сделанными по твоей идее и за твои деньги, и авторскими правами исполнителя? Чертёж — это не форма изобразительного искусства. Тем более исполнитель не просвещен в суть, ему и дела нет. В чём логика

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Чертежи — это продукт творческого труда, а значит, объект авторского права. А права на такие объекты остаются у авторов, если они их не передали по договору. Есть много случаев, когда из-за неполученных прав патенты аннулируют. Лучше сразу застраховать свое изобретение и получить права на всё, что в нем.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Калинина

Чертежи — голый костяк визуализации данных, творчество тут ни при чём. Вы (либо те, кто фантазирует на тему законов, придумывает их, надумывает) явно не понимаете, что такое чертёж. Творчество — это то, что сопровождается выдумыванием, вмешательством в массив данных с целью дополнить его личным мнением, взглядами. Это не имеет ничего общего с чертежами, где всё доносится так, как есть. Все факты, которые просто есть и без этого работника. Он ничего не создаёт. Он только визуализирует. И средства визуализации ему не принадлежат. Черты, цифры, прочее. Они никому не принадлежат. Это то, что используют все.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Почитайте определение термина "чертеж".
Фактически это "документ". Как и любой документ он выполнется по фиксированным правилам и определенными инструментами. А в текущих реалиях и вообще в автоматическом режиме. Например, traceroute для pcb (разведение печатных плат). И это не творчество, так как не задействованы когнитивные свойства и не создается ничего "принципиально нового"
"Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата."
Никакой уникальности в продуктах истца нет. Это компиляция имеющихся архитектурных и дизайнерских решений.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Лаврентьева

Вопрос в том, что авторское право не запрещает создавать новые объекты. Запрещается копировать чужие. Вы можете сколько угодно создавать собственные произведения, но брать без разрешения то, что уже создал кто-то до вас - нарушение.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

как то вы быстро меняете линию аргументации. то вы приводите одни странные доводы, когда вам задают вопрос, то вместо ответа вы уходите в полемику, фокусируясь вне контекста.
будьте любезны дать опоеделение "нового объекта" которое можно взять за основу рассмотрения товаров истца. ведь термин "объект" обладает всей полнотой охвата как объективной реальности, так и субъективных ощущений. и опрелеление "копирования". четкое, однозначное. без оговорок с сносок.
я полагаю, что любое подобное определение поставит под сомнение уникальность и "новость" защишаемого вами "объекта".
иначе все бесполезно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Депонирование нужно, чтобы зафиксировать объект. В данном случае чтобы у сторон не возникало споров, что именно было предметом договора. Да, действительно, к договору можно и фотографию приложить, и с такими «доказательствами» как раз суды и проигрывали)) Плюс, у бизнеса есть его бизнес-задачи. Свидетельство в случае «Ставроса» помогло заблокировать почти всех пиратов без суда. В 132 случаях в суд за блокировками идти не пришлось. Простое отправление фотографии не дало бы такой результат.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Депонирование в IREG соответствует требованиям Бернской конвенции, т.к. фиксирует время с помощью КриптоПро и сам файл с помощью ЭЦП. Таким способом мы добиваемся, чтобы свидетельство было документом, который подтверждает факт того, что человек или компания владели объектом.

Когда автор депонирует объекты до публикации в сети — у него появляется неоспоримое доказательство, что он владел этими файлами раньше всех. Никто не сможет оспорить, что у него объекты были раньше.

Когда объекты передают компании по договору — с помощью свидетельства автор и правообладатель показывают, права на какой именно объект передают по договору.

Каждый раз очень странно видеть ваши комментарии, которые настолько расходятся с реальностью. Вы пишете их к каждой моей статье. Не смотря на то, что каждая статья с кейсами и пруфами, вы пытаетесь доказать, что вам хочется, чтобы это не работало.

Но защита, которую мы обеспечиваем своим клиентам, работает. В суде и без суда. Даже если вы против:)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Не стоит сваливать в одну кучу все жизненные ситуации. По-порядку.

Автор создал произведение и хочет передать права на него. Покупатель спрашивает про правоустанавливающий документ для договора купли-продажи. Автор дает свидетельство о депонировании, в котором прописана хэш сумма и сигнатура (электронная подпись) — это отвечает на вопрос, когда выполнен файл и насколько он соответствует исходнику. С этим бухгалтерия может работать.

Если Автор нашел нарушение и пошел блокировать, то площадка смотрит подтверждающие документы. Ей слов «я автор» и исходника вообще недостаточно, потому что площадка — не суд. Площадка не будет разбираться в сути спора. Ей нужно, чтобы доверенная организация установила факт, на который она может опереться. Поэтому ни договоры, ни исходники площадка смотреть не будет.

Ну и теперь — суд. Суду нужно время создания файла. Если вы считаете, что по исходникам в электронном виде можно его установить, то значит вы никогда не участвовали в экспертизе серверов. А если считаете, что экспертиза бумажных файлов определит срок создания файла, сделанного год назад, то суд очень порадуется такой возможности. Поэтому что это считается невыполнимым.

Собственно для этого депонирование и существует. Установить дату создания произведения и его объективную форму независимым и доверенным источником, который может ответить на запрос суда и подтвердить этот факт.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Удачи вам, Артем, в вашей деятельности! До встречи в комментариях под следующими моими статьями, в которых я расскажу про новые истории успеха:)

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Базалеев

Да, причём я не понял, почему суд верит свидетельству о признании авторского права за кем-то от сторонней организации.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Потому что депонирование в IREG осуществляется по запатентованной технологии, которая соответствует требованиям Бернской конвенции и ЮНСИТРАЛ. Наши свидетельства принимают суды не только в РФ, а в 181 стране-участнице Бернской конвенции.

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Базалеев

Хм, интересный ответ. Спасибо. Возьму на заметку.

Ответить
Развернуть ветку
Ashley Green

всегда нужно сохранять исходники

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Да, но не всегда суд их примет как доказательство. К сожалению, мало просто сказать «я автор», чтобы этому поверили. Доказательства нужно оформлять так, чтобы это приняли.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

В статье описано, какие документы помимо депонирования были подготовлены и зачем. Никто не говорит, что одного депонирования достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Ниже дала развернутый ответ по этому поводу.

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Котишкина

Получается, патент получать не нужно?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Белкин

в любом случае зарегистрировать или патент или авторское право стоит, чтоб не было потом долгих разбирательств

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Да! Вы абсолютно правы! Только защита авторским правом дешевле в несколько раз, получать ее быстрее и действует она от 70 лет. Патент в среднем 10-20 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Авторское право обладает такой же защитой, как патент. Если мы говорим про чертежи, дизайн — патент действительно может быть излишним. АП защищает на 181 страну и всю жизнь автора + 50-70 лет, а патент только 10-20 лет и на те страны, где его регистрировали.

Если правильно оформить права на произведение, им и без патента никто не сможет пользоваться без согласия правообладателя. Его не смогут реализовывать, перерабатывать, продавать, показывать. Но авторское право не защищает способы, так что в этой части без изменений. Но исключительные права у авторов патентообладателю все равно нужно получать, даже если получаете патент на изобретение.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Если бы у бабушки был мотоцикл — она была бы байкером:)

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Калинина

А если так. Сделать чертёж способа (изобретение) подробнее, чем для патента, в максимальной проекции, то это косвенно защитит идею способа или все равно «только патент, только хардкор»?
Мороки с этими патентами
Заморочишься, всё сделаешь лучше не бывает - и все равно нет гарантий, что примут
Так всегда.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

"Отсутствие новизны и оригинальности, которые необходимы для патентования промобразца"
в чем новизна и оригинальность? функциональность? колонны известны и широко применялись в декоре тысячелетия назад.
орнаментные решения? вы хотите сказать, что дизайнер сам придумал не опираясь на рефренсы? он не мог этого делать по причине того, что элкмент должен встраиваться в архитектурный ансамбль и находиться в гармонии с ним, а следовательно включать элементы дизайна, соответсивующие общей картине. без заимствований тут не обойтись, иначе это будет отдельный элемент сам в себе. это как в музыке.
в какой нибудь деревушке сохранившейся с античных времен (просто смотрим архитектуру древней греции и видим явственные мотивы) найдутся элементы декора изготовленные веками ранее ваших товаров народного потребления.
так в чем новизна то? что именно написали эксперты комиссии?
очень интересно....

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

В том, что эксперт установил, что копирование происходило не с орнамента которому 1000 лет, а с 3д модели и фотографии истца. Ничего не мешало ответчику сделать свое объёмное изображение самостоятельно вместо того, чтобы копировать произведение истца. Авторское право не запрещает создавать объекты, оно запрещает копировать и заимствовать

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

я про истца спрашивал. в чем новизна модели истца. почему истец считает, компиляцию заимствованных элементов орнамента "своим дизайном"?
на основании каких критериев?

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Тут как раз часто возникает путаница в доказываании авторского права и новизны промышленного образца. Действительно, не всё, что человек сам нарисовал, дадут запатентовать по критерию новизны. Но от этого произведение не перестает быть авторским.

Суть в том, что и ответчик мог бы создать свой орнамент. Скорее всего, с новизной тоже были бы проблемы, но это была бы другая авторская работа. Да, подобных есть уже много, но точно таких — нет. И это было бы ок.

Но здесь же ответчик взял дизайн «Ставроса», грубо говоря «навешал бантиков» и выдавал за свой. Вот такое копирование и запрещено. А свой дизайн создать — в чем проблема?)) В том, что это супер дорого. Дешевле взять готовое.

на основании каких критериев? — на основании того, что это была копия.

На простом примере. Возьмем картину любого художника, скопируем, но перекрасим в ней один небольшой элемент. Вы же поймете, что это копия? Вот и тут так же)

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

вы же должны понимать, что ваши аргументы звучат как "потому что"...
мне действительно интересно, как можно доказать, что чья то работа является копией моей при том, что я сам скопировал ее из других источников

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Ваш вопрос звучит очень интересно. А вы можете рассказать про свою ситуацию подробнее? И я подготовлю развернутый ответ в посте в канале https://t.me/legalintech

Пока у меня нет конкретики, могу говорить только общими фразами по закону. Расскажите детали: что у вас за произведения, где вы их берете, как перерабатываете, какой получается результат, кто ворует и какие хотите предъявить требования. Тогда я подготовлю и опубликую пост.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Лаврентьева

Так заголовок же «без патента в суде»?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аня Котова

И какова вероятность выиграть в суде?

Ответить
Развернуть ветку
IREG
Автор

Если вопрос абстрактный, то и ответ будет абстрактным — при правильно сформированных доказательствах вероятность выиграть в суде высокая. Но сами понимаете, вводных может быть много.

У вас конкретная ситуация?

Ответить
Развернуть ветку
42 комментария
Раскрывать всегда