{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

ООО «Восьмая Заповедь» массово подает в суд на СМИ, туроператоров и государство, отсуживая десятки миллионов рублей

Компания требует выплаты денежных компенсаций за нарушенные авторские права на фотографии, а получение денежных компенсаций поставлено «на поток».

С 2017 года российские средства массовой информации, государственные структуры, туристические операторы, застройщики, представители власти и иные лица массово получают судебные иски от ООО «Восьмая Заповедь». Название компании выбрано не случайно, так как «Восьмая Заповедь» расшифровывается как «Не кради». На счету этой компании уже свыше 1200 судебных дел, причем практически во всех она выигрывает полностью или частично.

Только с начала 2023 года компания подала около сотни судебных исков по всей России, ссылаясь на один и тот же тип нарушения. Сначала юристы ООО «Восьмая Заповедь» получают права на разного рода фотографии, опубликованные в свободном доступе и не имеющие каких-либо знаков или указания авторства, после чего через нотариуса в городе Волгоград доказывают (подтверждают) авторство на такие снимки. Затем начинается рассылка досудебных претензий с требований выплаты крупной компенсации за весь период использования фотографии. Иногда это фиксированная сумма денег, а иногда она рассчитывается ежемесячно.

Данные с сайта Электронное Правосудие

Такие претензии и иски получают только те, кого юристы «Восьмой Заповеди» могут доставить юридически. Российские СМИ неоднократно обращали внимание на эту ситуацию, однако на VC об этом никаких сведений никогда не публиковалось (по крайней мере я не нашел).

В чем суть проблемы?

Определенные авторы, публикуя материалы в свободном доступе, намеренно не указывают своего авторства и не защищают свои снимки водяными знаками или как-либо еще, чтобы их можно было визуально отличить от обычных фотографий, не защищенных авторским правом. В итоге, когда снимок попадет в Yandex, Google, Yahoo или любую другую поисковую систему, его начинают тиражировать по всему интернету. Затем, когда фотография станет популярной в сети, к делу подключаются юристы из ООО «Восьмая Заповедь».

Фотографы, авторы снимков, делегируют права на защиту своих интеллектуальных прав в ООО «Восьмая Заповедь». Вслед за этим владельцы разного рода веб-сайтов, телеканалов и иных источников информации получают досудебные претензии с требованием выплатить компенсацию и прекратить незаконное использование авторских материалов. Судя по данным из судебной картотеки, дело часто доходит до суда.

Ссылаясь на закон об авторском праве ООО «Восьмая Заповедь» по уже шаблонному и хорошо отработанному алгоритму заявляет о нарушении прав на авторское произведение, предъявляя фактически неоспоримые доказательства авторства в суде. Затем ответчики (СМИ, туроператоры, застройщики, интернет-магазины и так далее) пытаются отбиться от истца различными доводами и аргументами в суде, но удается это крайне редко. Почти всегда ответчики проигрывают суды, полностью или частично.

На кого подают в суд?

Стать «виновником» может любой, кто публикует или отвечает за контент, опубликованный где-либо в интернете, включая социальные сети.

Если ответчиком по делу является юридическое лицо (ООО, АО и тд) или индивидуальный предприниматель, дело рассматривается в Арбитражном суде по месту деятельности компании / ИП.

Если ответчиком по делу выступает физическое лицо, дело рассматривается в Суде общей юрисдикции по месту жительства (регистрации) физического лица.

Сначала поступает досудебная претензия с требованием перечислить «компенсацию» до определенного числа, а затем, если не выполнить условия или не ответить на претензию, поступает уже судебный иск. Затем начинается привычный для юристов юрфирмы процесс, который они проходили более тысячи раз.

Как работает уже отработанная бизнес-схема?

ООО находит автора фотографии, выкупает на нее права или получает такие на время (как правило 3 – 5 лет), после чего начинает мониторить интернет-пространство и находить тех, кого проще всего достать юридически и с кого будет проще стрясти деньги (компенсацию). Для этого сайт должен быть в юрисдикции РФ, а его владельцем должно быть ООО, ИП или государственное учреждение. В некоторых случаях судебные иски получают физическое лица.

Массово судебные иски от ООО «Восьмая Заповедь» начали поступать с 2017 года, но если в первое время они были адресованы владельцам сайтов в пределах Волгограда и Волгоградской области, то затем юрфирма добралась до всех регионов России. Среди ответчиков «Аргументы и Факты», «Телеканал Звезда», «Кубаньские Новости», застройщик «Инград» и сотни других СМИ, интернет-магазинов, порталов, туристических фирм, администрации городов и государственных структур. Данное ООО подавало иски даже против Министерства Культуры РФ и Прокуратуры Ульяновской области. Список ответчиков пополняется буквально ежедневно.

Для понимания серьёзности, «Аргументы и Факты» выплатили около 1 млн рублей в качестве компенсации, а застройщик «Инград» порядка 7 млн рублей. В среднем сумма компенсаций (по досудебной претензии или судебному иску) варьируется от 100 до 500 тысяч рублей.

Иногда истцом также дополнительно выступает ООО «Издательская группа «ВК-Медиа».

Цена повышается кратно

Если фотография была просто опубликована где-либо, это считается единичным нарушением. Если ее обрезали, то это уже второе нарушение. Если еще нанесли водяной знак авторства, третье. Таким образом общая сумма может повышаться многократно. Каждый факт публикации снимка где-либо считается отдельным нарушением, поэтому если изображение было опубликовано на сайте четыре раза, это будут четыре разных нарушения с соответствии расчетом размера компенсации.

Почти все ответчики проигрывают, почему?

Судебные процессы с различными крупными СМИ, вроде телеканала «Звезда» и «Аргументы и факты», наглядно показали, что даже наличие сильной команды юристов / адвокатов не гарантирует победу в суде, либо сокращение размера компенсации. Как следует из судебных дел, практически всем ответчикам не удается доказать, что они использовали изображение в рамках цитирования.

Так как это едва ли не единственная норма закона, позволяющая отбиться от требований ООО «Восьмая Заповедь», почти всегда ответчики признаются виновными в нарушении авторских прав. При этом некоторые СМИ, туроператоры и другие компании становились и становятся по сей день ответчиками по судебным искам от данной юрфирмы, и почти всегда они проигрывают. В первые годы подачи такого рода судебных исков ООО «Восьмая Заповедь» проигрывала суды куда чаще, но теперь дает о себе знать огромный практический опыт, ведь почти все 1 200 судебных дел являются однотипными и полностью доступными для ознакомления и изучения юристам компании.

Как провериться на возможность будущего судебного иска?

Полностью, к сожалению, никак. В любой момент ООО «Восьмая Заповедь» может выкупить или получить права на какой-либо снимок, опубликованный в интернете, а затем начать рассылать судебные иски всем владельцам сайтов, кого она уличит в его использовании.

Но можно максимально обезопасить себя, насколько это возможно. Для этого следует перейти на сайте фотобанка 8stock.ru с неработающим сертификатом HTTPS, который принадлежит ООО «Восьмая Заповедь». Там, используя поиск, можно попытаться найти потенциальные материалы, которые в будущем могут послужить основанием для судебного иска. Других надежных способов защиты не существует.

Покупка фотографии ничего не гарантирует

Предположим владелец какого-либо сайта купил права на одну фотографию за 25 000 - 50 000 рублей, сделав это через фотобанк 8stock.ru. Но даже такие действия не гарантируют ровным счетом ничего. На сайте фотобанка есть страница «Пользовательское соглашение», где прописано следующее:

1.4. Принимая условия настоящего соглашения, Пользователь соглашается с тем, что на Сайте может содержаться Контент, использование которого требует, кроме приобретения лицензии у Фотобанка, получения дополнительных разрешений от третьих лиц, являющихся обладателями имущественных или личных неимущественных прав в отношении такого Контента или его отдельных частей. Пользователь обязан самостоятельно определить, требуются ли дополнительные разрешения от третьих лиц для планируемого им использования Контента. В случае возникновения сомнений Пользователь обязан самостоятельно обратиться за квалифицированной помощью соответствующих специалистов.

Такими словами фотобанк снимает с себя какую-либо ответственность и предлагает напрямую связываться с авторами фотографий, чтобы узнать, готовы ли они разрешить их использовать для тех или иных целей. При этом контактов фотографов нет в свободном доступе. Какие «соответствующие специалисты» оказывают «квалифицированную помощь» в определении авторства фотографии на глаз также не уточняется.

Выводы

Очевидно, что юристы из ООО «Восьмая Заповедь» пользуются несовершенством российского законодательства. Исходя из сложившейся судебной практики следует, что фактически любой автор какой-либо фотографии, опубликованной где-либо хоть в 2000-х годах, может в любой момент доказать свое авторство через нотариуса и затем начать отсуживать десятки миллионов рублей у сотен или даже тысяч сайтов на регулярной основе. Хотя изначально автор не заявлял никаких прав на свои снимки.

Полагаю, что если бы фотографы, которых юридически представляет ООО «Восьмая Заповедь», действительно хотели защитить свои авторские права, а не преследовали основной целью заработок денег на огромных компенсациях, то добавляли бы на изображения и фотографии соответствующий знак и отметку кем и когда сделан снимок.

Но даже спустя много лет борьбы за авторство, сейчас на сайте фотобанка 8stock.ru можно встретить сотни фотографий, и ни на одном из непосредственно самих снимков таких знаков и данных авторов нет. Более того, все фотографии доступны в полном разрешении и активно индексируются поисковыми системами. На страницах некоторых изображений вообще не указан какой-либо автор, но деньги за любые снимки просят немаленькие (25 000 – 50 000 рублей). Это цена именно одной фотографии.

Как можно было бы решить эту проблему?

Для решения этой проблемы, когда законом об авторском праве можно пользоваться таким явно несправедливым образом, необходимо внести изменения в закон о защите авторских прав, потребовав от авторов фотографий и изображений изначально добавлять информацию об авторстве на снимок, а также наносить соответствующий знак. Для этого он и существует.

Либо необходимо законодательно определить порядок размещения авторских фотографий и изображений в интернете. Сейчас же получается, что сотни тысяч потенциально авторских фотографий годами находятся в свободном доступе и они никому не нужны, но стоит только СМИ, застройщику, интернет-магазину или иному крупному источнику такое использовать, как ему может в любой момент прийти судебный иск на крупную сумму денег. И его с высокой долей вероятности удовлетворят полностью или частично, ссылаясь на действующие нормы законов.

Фотографы, которых активно защищает ООО «Восьмая Заповедь»:

Сатыренко Алексей Михайлович

Сытилин Павел Васильевич

Бушмин Борис Борисович

Они, как и некоторые другие, фигурируют в судебных исках в качестве авторов снимков, опубликованных в интернете.

В интернете ведется обсуждение данной ситуации:

Дополнительные материалы на эту тему:

0
87 комментариев
Написать комментарий...
Отец русского нейрокиберпанка

не совсем понял что не так? вы внезапно поняли что существуют авторские права?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин

В целом да. У воришек пригорело. Как же так: годами они спокойно использовали ворованное, а тут получают по голове.

Ну и всем заинтересованным: есть такая штука, как управление рисками. О существовании риска вы (теперь) знаете. Хотите его исключить? Вам в помощь или собственный фотограф, или нейросети (ха-ха)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей
Автор

У вас интересная точка зрения.
Авторскими материалами априори можно считать только такие, которые имеют информацию об авторе с самого начала.

В данном же случае фотографии сначала попадали в интернет (как именно неизвестно), а затем, спустя годы, их начинают продавать через фотобанк и выставлять претензии тем, кто когда-то взяли их из интернета из свободных источников.

При этом в момент, когда снимок использовался, информации об авторстве не было нигде. На этом и возникла такая ситуация

Ответить
Развернуть ветку
Sam

Точки зрения могут быть разными, а закон один

ГК, ст. 1259

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей
Автор

Да, я не уточнил, что «Авторскими материалами априори можно считать только такие, которые имеют информацию об авторе с самого начала», исходя из понятия здравого смысла и справедливости. Если бы закон имел такую точку зрения, всей этой ситуации бы не было. Но, увы, пока что это не так

Сейчас же получается, что автор может даже спустя десять лет продать за пару сотен рублей права на свои фотографии какому-либо ООО, и затем ООО начнет рассылать сотни / тысячи судебных исков с требованиями выплаты крупной компенсации по всей России, и с точки зрения закона правда будет на стороне ООО.

И да, авторские права на фотографии безусловно нужны и они должны соблюдаться, но все должно быть добросовестно с самого начала

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

Я могу продать RAW соседу и написать о передаче ему исключительных прав за 1 рубль или. за миллиард. А сосед может делать, что хочет. В чем тут умысел? Также я могу дать соседу с юр образованием в управление на N лет, без передачи исключительных прав Чтобы не тратить свое время на суды. В чем тут умысел? Автор, что хочет то и делает. Как собственник с квартирой или машиной.

Все добросовестно и так. Не добросовестно начинается при создании факта нарушения. Нарушение создается ответчиками, которые, если СМИ - то при нарушении закона о СМИ, без указания источника заимствования и автора, по другим - без согласования с автором. Не нашли автора на фото? Проходим мимо.

Вы все хотите переиначить, чтобы ответчикам жилось хорошо, нахаляву. Пусть нанимают фотографов, как в советское время, когда по каждому события командировки, либо покупают на стоках с правами использования соответствующими, либо согласуют с автором. Написали бы статью про это - это есть как раз первопричины.

Так можно дойти до аналога, раз в магазине конфетка не привязана цепью , то магазин недобросовестный.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга

Априори? Ваши фантазии выше закона, получается🤣

Ответить
Развернуть ветку
Dima Dukhnich

Насколько знаю авторское право возникает и начинает охраняться в момент создания произведения. Никакой специальной регистрации или ватермарка не требуется.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей
Автор

Безусловно вы правы

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин
Авторскими материалами априори можно считать только такие, которые имеют информацию об авторе с самого начала

Какая интересная вселенная у воришек. Но вот беда, ГК РФ с вами не согласен...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей
Автор

Так в этом и заключается ситуация, которую использует Восьмая заповедь.

Положения об авторском праве в ГК РФ были созданы более 15 лет назад, и они не учитывает намеренное злоупотребление авторским правом.

Никто не спорит с тем, что фотографы должны получать деньги за свои материалы, однако такие материалы должны с самого начала защищаться правами (хотя бы указанием того кто сделал снимок), а не спустя многие годы, если снимок вдруг стал популярным и востребованным в интернет-магазинах и на других площадках

Ответить
Развернуть ветку
Александр Повстин

хм.. "должны защищаться", то есть помимо защиты законом, ДОЛЖНЫ быть еще и меры самозащиты... И автор должен отслеживать чтобы никто не сделал дубликат лишенный мер защиты, и как-то этому противодействовать..

Можно еще добавить тогда такое:
если кого то десять лет держат в рабстве, то пускай продолжают дальше держать, потому что на каждом свободном человеке должно было быть нанесено клеймо "свободный человек", а сейчас, спустя годы, когда рабовладелец находится в длительной зависимости и рассчитывает на рабский труд - рабы будут мало того что злоупотреблять своим правом и требовать свободы, они еще потребуют компенсации за проведенные в рабстве годы

Ответить
Развернуть ветку
Алекс

Снимок как раз (в частности) становится популярным в тч из-за игнорирования закона. То есть всем пофиг на соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Эффект толпы Ибо при оплате автору, популярность снимка была бы иной.

Раздую на своем примере. Я заснял видео, которое могло разлететься по всем СМИ.Выложил у себя на странице. Ко мне первым обратилось Ruptly ∙ Первое Российское Видео агентство с вопросом авторства и предложением выкупа, Все оговорено , подтверждено и пришла оплата за 2 часа. Видео появилось только у СМИ подписчиков этого агентства. На законных основаниях.

Так должны работать все СМИ. Но они экономят.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir G.

Где это написано?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей
Автор

Вы точно дочитали статью до конца?
В конце указано, что «думает» на этот счет закон и почему такая ситуация вообще возникает

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir G.

Я точно читал. Где в законе написано: "Авторскими материалами априори можно считать только такие, которые имеют информацию об авторе с самого начала."

Ответить
Развернуть ветку
Сергей
Автор

Я нигде не упоминал, что в законе это написано

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir G.

"Авторскими материалами априори..." - ну то есть совсем не априори, а так, имею мнение. Ну во-первых, если я что-то своё где-то опубликую, это никоем образом не лишает меня авторского права. Проблемы могут быть только с доказыванием факта авторства, если я это право не зарегистрирую. Пора привыкать, если, конечно, не придётся отвыкать вообще всем на этом пространстве.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей
Автор

Права на авторство, по здравому смыслу, нужно предъявлять с самого начала и публично, а не спустя годы, когда (если) снимок стал востребованным. Понимаете разницу?

К сожалению ГК РФ этого не учитывает, допуская подобные случаи (их более 1 700 судя по данным из ГИС Правосудие)

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Здравый смысл - он у каждого свой.
А вот с т.з фотографа здравый смысл - не дергаться по каждому чиху. Ну, разместил Вася Пупкин у себя на страничке копию - и пес с ним. А вот если фотку берет контора и юзает в коммерческих целях - тогда игра стоит свеч.

И что там фотограф якобы "должен" - херь полная. Если я не хочу марать свою фотографию подписью или как-нибо еще - это мое право. Пусть пользуются СCommons или платными фотобанками - и все будет зашибись.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir G.

"здравый смысл" - это ваше субъективное понятие. Как можно "предъявить права", из какого закона эта словесная конструкция? Авторские права на произведение появляются в момент его создания. Халявы не было и нет. Есть права и есть обязанности. Есть обязанность у автора при публичной демонстрации своего произведения указывать авторство? Есть причинно-следственная связь между тем, указано авторство в произведении или нет, и наличием авторского права?

Слово "нужно" в вашем сообщении имеет контекст "я хочу". И да ГК РФ не учитывает ваши хотелки халявы.

Внезапно, в 2023 году в РФ люди узнают, что СССР больше нет, есть какая-то частная собственность и авторские права.

Кто-то должен был начать ворошить этот колхоз.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir G.

дубль удалён

Ответить
Развернуть ветку
Николай Грустный

Внести поправки в закон через VC, серьезно?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Vlasov

То есть если не подписал, то общее? У меня для вас очень плохие новости.

Ответить
Развернуть ветку
Отец русского нейрокиберпанка

если вы юридическое лицо и не озаботились этим и в контракте с создателями вашего сайта не прописано то ваши проблемы, а иначе оплачивать иск и выставлять регрессный иск создателям сайта

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда